Охотник и браконьер: страсть живет в обоих

Мы охотились на кабана. Словно чуя надвигающуюся беду, свиньи как сквозь землю провалились, не оставляя после переходов ни следов, ни запаха. Я стоял на номере, на краю пролеска, клином выходящего на меня, посматривал то на оголенный лес, то на убранный грязно-белый лоскут поля с остатками нестаявшего снега, прислушивался к звукам.

Фото Cloudtail the Snow Leopard/flickr.com (CC BY-NC-ND 2.0)

Фото Cloudtail the Snow Leopard/flickr.com (CC BY-NC-ND 2.0)

Справа от меня раздался выстрел, а через секунду-другую — надрывный крик: «З-а-я-ц!»

В метрах сорока от себя я увидел русака, бежал он на всех махах, высоко подбрасывал зад и тут же «нырял» в бурьян.

Не мог его заметить и вышедший на кромку леса загонщик.

Я выстрелил, не надеясь на удачу, потом второй раз. Заяц все также бежал, не сбавляя скорости, в сторону поля.

Что-то заставило броситься за ним вдогонку. Бегу, на ходу нервно вырываю из тугих гнезд патронташа патроны, всовываю в патронник, сожалея, что они снаряжены крупной дробью.

«Тебе бы в ближайшие кусты да в спасительный лес, а ты, дурень, эвон куда рванул», — говорю, чтобы прикрыть свое головотяпство и оправдаться перед Всевышним.

Но заяц — не кабан и не лиса, у него свои понятия, как спасать свою жизнь, вот он еще раз мелькнул и пропал из виду. Я уже выбежал на убранное поле подсолнуха, озираюсь по сторонам — нет зайца. «Явно дал пуделя, слава Богу, живехонек серый».

Я бы, наверное, прошел мимо него, затаись он подольше в колее от трактора, но заяц вскочил и бросился наутек. Значит, я не ошибся — подранок, надо добирать.

Вновь стреляю и не верю своим глазам, русак уверенно отрастает, но, отбежав метров пятьдесят, садится для передыха, я за ним и снова стреляю и снова мажу. И так несколько угонок. Не рад уж беготне, бросить бы этого заговоренного зайца, но нельзя — не жилец косой.

Наконец, дробина достает его, и лопоухий утыкается в землю. Я взял зайца за уши, провел по кушаку — вылинявший, матерый, настоящий боец. И хорош охотничий трофей, с таким трудом достался, а вот нет радости — и все, и нет того чувства благодарности богине охоты Диане, чем полнилась душа прежде.

Читайте материал "Жадность на охоте была и будет"

И такая жалость взяла, и будто со стороны увидел, как немолодой мужик, запыхавшись, гоняется за зайцем, пуляет из двустволки, и будто что-то замкнуло в сознании. Поделился пережитым с приятелем-охотником Василием, тот рукой махнул: «Не бери в голову» и тут же рассказал свою трагикомедию:

— В то утро я опоздал на охоту. Машину бросил у крайней хаты, иду вдоль русла реки. Бригада уже начала загон, слышу, собаки подняли зверя, думаю, встану на перешейке между островами. Гон удаляется в сторону от меня, я по кущам пробираюсь, вдруг слышу за спиной: «Стоять! Положи на землю ружье и два шага назад».

Смотрю по сторонам, нигде никого нет. Заросли одни вокруг меня. Ну, думаю, явно перебрал (я в то время выпивал). Опять голос раздается: «Ты, что, не понял, я сказал, положи ружье!»

Кладу ружье на землю, а сам глазами шарю. Причудилось?

Нет, не причудилось, вновь голос: «Еще раз дернешься, увидишь, что будет?» В голове мысли скачут, может, по пьяни кому-то что-то ляпнул?

«Водка есть?» — вопрошает этот же голос. "В вещмешке водка, — говорю, — не компостируй мне мозги». Я уже осмелел. Глянул наверх — Валерка-борода наверху, соорудил лабаз на сосне, и так укрыт в нем, что ну никак не разглядеть.

Он слез, аккуратно приставил ружье: «Давай водку». Выпил мы по чарке, я и говорю ему: «Валера, врезать бы тебе по морде за твои шутки!» А он: «А че ты, дурной, ходишь по болотам?» Потом отрубил свинячью ляжку, протягивает мне: «Пусть стечет кровь, положи в мешок и шуруй до дому».

Читайте материал "Проверка оружия: кому открывать дверь и что нужно знать""

Это вы, говорит, дураки ноги попусту бьете, ходите, гавкаете, лицензию отрабатываете. А они все около меня пробегают. Один выстрел, и туша есть. Допили мы водку, и я с этим мясом поперся домой, вот такая охота получилась».

 

фото: fotolia.com

Не спросил я у Василия, обрадовался он или нет, если так можно сказать, своему охотничьему трофею, ведь, как не суди, а досталось ему мясо дикого кабана, да и не с гулянки, с охоты приехал домой. И хорошо, что не спросил. Зато услышал о браконьере Валерке.

Перед нами предстал яркий индивид со своей философией, выходящей далеко за рамки охоты, а еще стали свидетелями, когда доброе слово охотник-добытчик окрашивается в другой цвет, с иным подтекстом — мясник.

Но с одним соглашусь: недремлющая охотничья страсть, будь то браконьер или правильный охотник, присутствует в каждом, не дает спокойно жить.

Так что же такое страсть? Заглянул в словарь: «Страсть — сильное, доминирующее над другими чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти».

Надо сказать, само понятие страсть получило широкую разработку еще у философов Древней Греции, позже в мировых религиях. Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление.

С точки зрения Аристотеля страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, то есть сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать.

Читайте материал "Охоте — честь и совесть!"

Согласно православному учению страсть считается извращенной (искаженной) добродетелью.

«Борьба со страстями — одна из главных задач христианина». У католиков: «Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли».

Мой давний приятель Алексей Александрович, с кем встретили не одну утреннюю зорьку, протопали на заячьих охотах не один километр, говорил, что путь к охотничьему трофею лежит через страсть.
«Если уснула в нас мадам страсть, о дичи и помышлять не стоит?» — спрашивал я.

«Отчего же? Кусок мяса можно добыть, но вряд ли это сравнимо с истинным наслаждением, дарованным стрелку все той же страстью».

И тут же с грустью замечал, что споры по поводу того, кому принадлежит убитый заяц или упавшая в камыш утка, хоть и неприглядны в среде охотников, но все же — определенный «внутренний двигатель», находящийся в лоне страсти.

В свои восемьдесят лет Саныч хорошо выглядит, на здоровье не жалуется, все также ходит на заячью охоту, выхаживая по нескольку километров в день.

Но подобное происходит не со всеми. Большинство с возрастом, а чаще в силу психологических причин — отсутствие эмоций, полное равнодушие к трофеям — охладевают к своему увлечению, хотя многие продолжают выезжать на охоту. И это вполне естественно.

Читайте материал "Бастурма из лося"

Для многих сам процесс охоты изменяется, вместо добычи трофеев на чаше весов явно перетягивает эстетическая наполненность, желание понять и осмыслить многообразие окружающей природы, поскольку она совершеннее разумного человека.

Патриарх русской охоты С.Т. Аксаков, как известно, ружье забросил довольно рано, а свои замечательные книги о рыбалке и охоте издал уже в зрелом возрасте, чему в немалой степени способствовало ведение дневников.

Юрий Нагибин в «Дневнике», изданном после смерти, писал:

«…Я ужасно инертен и прилипчив к избранному месту. А между тем старые места в какой-то миг перестают быть источником информации. Ведь мне же не охота важна, а то, что ей сопутствует».

 

фото: fotolia.com

С большей уверенностью последние слова можно отнести к писателям-охотникам Юрию Казакову, Остапу Вишне.

И не только. Сложные коллизии в своем сознании относительно охотничьей страсти в цепочке «охота — выстрел — добыча» переживали писатели Толстой, Пришвин, Тургенев и другие и, как правило, их ментальный уровень брал верх над чувственным.

Вот выдержка из журнала «Охотник» (№ 6, 1906 г.): «Охотничья страсть есть исторический пережиток, унаследованный нами от диких предков. Эта страсть не благородная, а лишь облагороженная нами под влиянием усвоенных культурных привычек и взглядов. Если эта страсть, как роковой пережиток, как факт атавизма, не может быть поставлена нам, охотникам, в вину или упрек, то, с другой стороны, и нам нет повода гордиться нашей облагороженной страстью к убийству».

Читайте материал "Что составляет основу правильной охоты?"

И нынче в охотничьих газетах, журналах часто доводится читать: «его великое увлечение», «прикосновения к великому таинству охоты!» и т.п. Не лучше ли нам придерживаться золотой середины?

Во-первых, не облагораживать охотничью страсть, тем самым не вызывать в себе гордыню, во-вторых, не быть ее рабом. Иными словами, не создавать в своем энергетическом поле избыточный потенциал, или, по Аристотелю, умеренно и разумно его спользовать.

Ведь сколько случаев, когда слишком страстные охотники являлись участниками трагедий: друг убивал друга или брат брата, по неосторожности, приняв при плохой видимости за дикое животное.

Вижу на коллективных охотах молодых охотников крутые машины, дорогие ружья, брендовые одежды, но поражает порой элементарное незнание объекта их страсти, душком несет и от разговоров, а то и действий, пронизанных откровенным жлобством.

Читаю у Дриянского в «Записках мелкотравчатого» (речь идет о посвящении автора в псовые охотники): «… а Бацов, навешивая рог на плечи, горячо обнимал меня и приговаривал: «Нет, ты, брат, не шути с этим! Это дело важное; теперь ты сам — человек настоящий…» — и прочее».

Читайте материал "Нужно найти способы борьбы с браконьерством"

Охота — своеобразная школа жизни. Провести осень, начало зимы в отъезжем поле, усвоить тонкости и секреты псовой охоты, показать себя надежным в кругу товарищей — не пустой звук, это не за взятку сдать охотминимум. Отсюда вполне закономерна высокая оценка: «Теперь ты сам — человек настоящий».

А мне слышится: «Теперь ты наш человек, теперь мы до конца связаны с тобой одной, но пламенной страстью». И вновь почему-то вспоминается тот случай с зайцем…

Виктор Лютый-Морозов 31 января 2018 в 13:45






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Александр Арапов офлайн
    #1  31 января 2018 в 14:28

    С удовольствием прочитал. Есть о чём поразмыслить. Самого, подчас, посещают подобные мысли. Стареем, что ли?
    Сомнительно, что название статье дал автор, у него смысл пошире и глубже.

    Ответить
  • 0
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #2  31 января 2018 в 16:08
    Александр Арапов
    Стареем, что ли?

    Скорее всего...но я не заметил, над чем здесь мыслить? Над нравоучением...гонка за зайцем это не страсть, это уже обязанность в деле добора дичи
    Страсть без верности это временной и короткий отрезок увлеченности, а в купе с верностью до гроба...

    Ответить
  • 0
    Александр Арапов офлайн
    #3  31 января 2018 в 17:45
    НИК.ИВАНЫЧ
    Скорее всего...но я не заметил, над чем здесь мыслить? Над нравоучением...гонка за зайцем это не страсть, это уже обязанность в деле добора дичи
    Страсть без верности это временной и короткий отрезок увлеченности, а в купе с верностью до гроба...

    Ну вот, видите, даже нетленку выдали. А говорите не о чем мыслить. Это, как на рыбалке, вроде ни о чём и ни до чего, а на самом деле...

    Ответить
  • 2
    олег крымцев офлайн
    #4  1 февраля 2018 в 11:12

    А у меня совсем иные мысли вызвал материал. Что тут рассуждать о страсти. Охотничья страсть или есть или её нет. У кого нет, тот и не охотится. Но вот меня удивило, что автор охотился на кабана, а стрелял на КОЛЛЕКТИВНОЙ загонной охоте зайца. Это уже не страсть, а простая жадность, не учитывающая интересы коллектива, с которым ты сейчас взаимодействуешь. Да ещё и стал гоняться за зайцем, сойдя с номера без разрешения руководителя охоты. И когда кто-то стреляет в неопознанную цель, попадая в человека, это никак нельзя назвать страстью. Скорее абсолютное неведение правил охоты плюс жадность, желание скорее самому добыть объект охоты. Вот как-то так.

    Ответить
  • 1
    Александр Арапов офлайн
    #5  1 февраля 2018 в 11:31

    Да, охота на зайца, попутно с охотой на кабана, да ещё стоя на номере, явный косяк автора, если не сказать грубее. Может быть за кадром его даже и отматерили. Но, видимо с точки зрения автора, это подтверждает его рассуждения о страсти. Может быть в коллективе все собрались такие страстные и поняли это. Чёрт его автора знает, что у него было в голове, когда он списывает всё на страсть. Может быть обдумывал как бы ему всё это половчее описать. Лютый только знает.

    Ответить
  • 0
    Владислав Шатилов офлайн
    #6  1 февраля 2018 в 14:51
    олег крымцев
    А у меня совсем иные мысли вызвал материал. Что тут рассуждать о страсти. Охотничья страсть или есть или её нет. У кого нет, тот и не охотится. Но вот меня удивило, что автор охотился на кабана, а стрелял на КОЛЛЕКТИВНОЙ загонной охоте зайца. Это уже не страсть, а простая жадность, не учитывающая интересы коллектива, с которым ты сейчас взаимодействуешь. Да ещё и стал гоняться за зайцем, сойдя с номера без разрешения руководителя охоты. И когда кто-то стреляет в неопознанную цель, попадая в человека, это никак нельзя назвать страстью. Скорее абсолютное неведение правил охоты плюс жадность, желание скорее самому добыть объект охоты. Вот как-то так.

    Ну, слава Богу! Я уж думал, что один озадачен поведением автора. А то -"Страсть-страсть"!

    Ответить
  • 1
    Алексей Стефанович офлайн
    #7  1 февраля 2018 в 21:37
    олег крымцев
    Но вот меня удивило, что автор охотился на кабана, а стрелял на КОЛЛЕКТИВНОЙ загонной охоте зайца.

    Вот здесь я бы возмущаться не стал. Все зависит от того в каком коллективе охотился автор и какие договоренности были между членами коллектива перед охотой. Кого и при каких условиях договаривались стрелять. Я помню как мне довелось охотиться в составе очень серьезного коллектива. И перед загоном, в котором мне пришлось участвовать в качестве загонщика, была озвучена договоренность что стреляем кабана, волка, лисицу. Ни кабанов ни волков в загоне не оказалось-:))). Однако на одном номере была очень интенсивная стрельба! Оказалось что охотник положил лисицу, причем редкую красавицу, настоящую "огневку". Позже один охотник попытался выразить неудовольствие - он, мол, ждал кабана, а тут стрельба по лисе!? Но это возмущение все оставили без внимания - стрелок поступил в соответствии с договоренностью. А когда мы нашей бригадой охотимся на косуль, то если из загона выходит заяц или лисица, то мы стреляем не раздумывая. Потому что если выходит лиса или заяц, то косуля уже не выйдет. Это подтверждается многолетней практикой. Так что зайцы и лисы это обычная наша добыча на этой охоте. Что касается статьи автора в целом, то могу сказать, что автор относится к категории "философских охотников"-:)). Вот и излагает в своей очередной статье свою "философскую систему взглядов нв охоту". Ну а как относиться к его "философской системе" решать читателю-:)))!?

    Ответить
  • 1
    Александр Стефанович офлайн
    #8  2 февраля 2018 в 00:18

    Все бы ничего, но вот неувязочка - ружье у автора было дробью заряжено.
    Да и патронташ тоже.

    Ответить
  • 0
    Алексей Стефанович офлайн
    #9  2 февраля 2018 в 08:30

    "...вырываю из тугих гнезд патронташа патроны, всовываю в патронник, сожалея, что они снаряжены крупной дробью." Здесь все также не парадоксально. Ружье и патронташ у автора были снаряжены крупной дробью. Я знаю, что некоторые охотники стреляют кабанов, особенно мелких дробью №000 и №0000. Такое встречается в южных районах. А автор, насколько я знаю, с Украины-:)))! К тому же мне известны случаи, когда охотники стреляли кабана дробью №1. И вполне успешно. Есть такие охотники-:)))!

    Ответить
  • 0
    Борис Уралец офлайн
    #10  2 февраля 2018 в 10:26
    Алексей Стефанович
    "...вырываю из тугих гнезд патронташа патроны, всовываю в патронник, сожалея, что они снаряжены крупной дробью." Здесь все также не парадоксально. Ружье и патронташ у автора были снаряжены крупной дробью. Я знаю, что некоторые охотники стреляют кабанов, особенно мелких дробью №000 и №0000. Такое встречается в южных районах. А автор, насколько я знаю, с Украины-:)))! К тому же мне известны случаи, когда охотники стреляли кабана дробью №1. И вполне успешно. Есть такие охотники-:)))!

    Приходилось стрелять кабанов в Украине, как правило, "мелкой дробью" типа "Бреннеке".:)

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все




Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться












наверх ↑