К вопросу о новых правилах охоты

Шелестят бумагами чиновники, разрабатывая новые Правила охоты. Да, Правила охоты от 16.11.2010 г. не совсем удовлетворяют охотников. Жизнь требует разработки таких «Правил охоты», чтобы они были понятны охотнику и способствовали развитию охотничьего хозяйства, которым директорствует А. Филатов, судя по последней приписке к его должности — «в сфере охотничьего хозяйства».

Фото автора

Фото автора

Напомню ему: Правила охоты — подзаконный акт и разрабатываются они на основе Закона «Об охоте».

Ученые и охотничья общественность пребывают в поисках ответа на вопрос, кто виноват в развале охотничьего хозяйства России и что делать.

Власти и депутаты ГД озвучивают разные причины такого положения, но главную назвать так и не осмелились.

А скрыта она в сговоре Правительства РФ, депутатов ГД и олигархов в принятии антинародного и антинаучного Закона «Об охоте».

И на основе этого закона А. Филатов пытается переписать Правила охоты.

Специально для него сделаю небольшой экскурс в нашу не такую уж далекую историю.

Первым законом советской власти, относящимся к охоте, стал Декрет о национализации земли, отменивший право частной собственности на землю.

Затем 29.05.1919 г. В.И. Ленин подписал постановление СНК «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие»; в 1920 г. им был подписан Декрет об охоте; в 1922 г. ВЦИК утверждены «Правила производства охоты, ее сроки, способы охоты».

В 1930 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утверждено «Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР». Завидная оперативность.

Согласно Закону «Об охоте…» и ОКВЭД, охотничьего хозяйства в современной России нет. Мы помним слова вашего предшественника С. Будилина, заявившего, «охота должна стать отраслью».

Специально для А. Филатова еще раз повторю слова министра Д. Кобылкина, сказанные им на заседании совместной рабочей группы в ГД 22.01.2019 г.: «Охота в России — это не только отрасль, в которой занято 30 тысяч профильных специалистов, не только более 4 миллионов охотников — это часть национальной культуры Российской Федерации.

…Совершенствование отношений в сфере охотничьего хозяйства придаст импульс формированию объектов охотничьей инфраструктуры, позволит создать новые рабочие места, усилит привлечение инвестиций и, конечно, защиту биоресурсов».

Но когда ученые и специалисты подняли эти вопросы в Обращении к президенту В. Путину, оно почему-то оказалось у вас на столе, и вы, Андрей Александрович, и словом не обмолвились, чтобы ответить на поднятые ими вопросы.

Ученые, специалисты и простые охотники не могут понять, почему вы и министр с таким упорством, достойным лучшего применения, не хотите ответить на конкретно поставленные вопросы. Как можно разрабатывать Правила охоты, руководствуясь мертворожденным Законом «Об охоте…»?

 

фото: Fotolia.com

Начинать надо с разработки нового закона и назвать его Законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Я приглашаю вас с карандашом в руках еще раз пройтись по некоторым статьям Закона «Об охоте …» и убедиться, что с таким законом никогда, подчеркиваю, никогда не написать толковых Правил охоты, а охоту не сделать «охотничьей отраслью» и не примирить частного владельца охотугодий и простого охотника.

Итак, приступаем. Ст. 1. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»:
«Охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты».

С какой стати зверей и птиц «обозвали» ресурсами? Заглянем в словарь С. Ожегова. «Ресурс, а, м. (фр.  — ressource). Средство, к которому обращаются, запасы, источники чего-н». Заметьте, г-н Филатов, чего-нибудь, но не кого-нибудь.

Как вам такое выражение: «Я после утренней зорьки уложил в ягдташ ресурс в количестве двух чирков». С точки зрения русского языка звучит не очень... И таких перлов в законе много.

Читаем дальше. Ст. 1.12 — «Услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг».

Особенно в этом пункте умиляет услуга, оказываемая охотникам «по изучению охотничьих угодий». Да, охотники, особенно местные, окажут ее вам бесплатно. Ну и грамотеи!

Статья 42 определяет: «Плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим ФЗ и законодательством РФ о налогах и сборах».

Что же вытворяют арендаторы охотничьих угодий? Частник, не мудрствуя лукаво, за день постоять с ружьем на берегу озера берет не менее 1000 рублей, а сезонка на зайца у него, как пишет пенсионер А. Рупека, Пермский край, 20 000 рублей («Обращение старого охотника», «РОГ» № 24 от 25.12.19 г.). Это же две месячные пенсии!

У нас государство социально ориентированное, и, на мой взгляд, для охотников старше 65 лет охота на нелицензионную дичь должна быть бесплатной, для остальных не более 700 рублей независимо от форм собственности охотугодий.

Заглянем в ст. 55 — «Услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством».

Кто и когда договаривался с охотником?! Плати, и все! Ст. 2. «Основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов».

П. 3 этой статьи предписывает «участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, …; 4) учет интересов населения …;», 6) гласность представления в пользование охотничьих ресурсов».

Что-то не припомню случая, чтобы рядовые охотники и их общества принимали участие в подготовке каких-либо решений. Власть все делает молча, тихой сапой. Ст. 11. «Охотничьи ресурсы» п. 1. в) пушные животные — волк, …. рысь, … дикие кошки, …» и т.д. Разве рысь не дикая кошка? Даже юннаты это знают.

П. 2) «птицы — гуси, казарки, утки …», но имя им — водоплавающие ... . А куда подевались, например, дрофа, стрепет, дрозды или кулики рода песочников?

 

фото: Журавкова Антона

В бытность работы охотоведом на Украине помню, как к нам в 1991 году приехали пять итальянских охотников. Они азартно стреляли дроздов, жарили их и с удовольствием закусывали ими русскую водку.

А где морские животные? Они ведь тоже… ресурс. Обратимся к Конституции РФ. Ст. 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», а в ст. 17 п. 2 определено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Отсюда вытекает: право на охоту принадлежит каждому из нас от рождения, и прекращается это право только со смертью. Но чиновники и депутаты ГД с этим требованием Конституции не согласились и ст. 8 п. 3 Закона «Об охоте…» подменили святое право на охоту антиконституционной формулировкой «Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу».

А ст. 20 п. 1 установили, что «охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре… И заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства». Ну и как нам расценивать такую заботу?

Депутаты «разрешение на добычу» поставили выше ст. 17 п. 2 Конституции. Рассмотрим ст. 12 Закона «Об охоте…». «Виды охоты». Промысловая и любительская охота вопросов не вызывают. Но дальше написали такое, что ученые и специалисты до сих пор смеются.

Что это за «спортивная охота»? Спорт предполагает борьбу за секунды, минуты, метры, килограммы, очки, баллы. Вопрос — и кто с кем борется на охоте? С медведем, что ли?

Если стрельбу сурков из высокоточных винтовок, карабинов, сидя за столом, разработчики закона посчитали спортом, то дальше можно не читать.

Или такой вид, как ст. 12 п. 3) — «Охота в целях научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности». Это же не что иное, как отстрел, отлов, но не охота. Как в понимании депутатов можно этими видами охоты заниматься в закрытое для охоты время?

Правда, у наших чиновников и депутатов есть и такой опыт. Гражданину РФ право заниматься охотой предоставлено Конституцией. Для этого ему необходимо обзавестись охотничьим оружием в соответствии с Законом «Об оружии» и сдать зачет по охотминимуму.

А наличие охотбилета — нонсенс. «Обилечивают» охотников пусть кружки, общества, как это делается в цивилизованном мире.

Много нареканий со стороны охотпользователей к ст. 25 Порядок предоставления земельных и лесных участков, находящихся в государственной собственности… Земельный и Лесной кодексы вяжут охоту по рукам и ногам.

Они принимались в отрыве от интересов охотников, хотя эти три важнейших закона должны были приниматься в одном пакете. Ст. 28 «Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения» и особенно ее п. 21 вводят в ступор.

«Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение». Можно не сомневаться, кто выиграет аукцион. Депутаты ГД все сделали для того, чтобы охотникам достались объедки с барского стола.

Последний гвоздь в крышку гроба некогда мощного охотничьего хозяйства страны депутаты забили ст. 33. «Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

А от исполнения своих полномочий Правительство РФ «откупилось» пунктом 2 ст. 33 «Средства на осуществление переданных, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, полномочий представляются в виде субвенций из федерального бюджета».

Комментарии здесь излишни. В МПР до сих пор считают, правильным будет «подстраивать закон под новые требования путем внесения поправок». Как в народе говорят, горбатого могила исправит.

Депутаты и разработчики пресловутого Закона «Об охоте…» не удосужились изучить ст. 12 Закона РФ «О животном мире» 1995 г. В нем провозглашен важнейший принцип — «отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами».

 

фото: Семина Михаила

Ст. 41 этого закона определяет «Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным Федеральным законом…». Как вы правильно поняли, уважаемые читатели, Законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве», которого у нас нет.

Из сказанного выше следует, в стране должен быть создан Госорган по управлению охотой и охотничьим хозяйством, обладающий правом исключительного пользования животным миром.

Если Правительство РФ озабочено наполнением бюджета, заботой об охотниках, то следует «охотничью отрасль» страны включить в ОКВЭД и совместно с ГД заняться разработкой нового Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве». И только потом разрабатывать Правила охоты.

А г-н Филатов вместе с министром Д. Кобылкиным пытаются поставить телегу впереди лошади. Если очень хочется, но не знаете как, то перепишите «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты» Белоруссии от 2018 года. Там найдете ответы на важные для вас вопросы.

Мы же — Союзное государство. Но если не хотите учиться у белорусов, то верните «Правила «добивания» от 21.01.2009 г. Фу ты, оговорился — «Правила добывания». Там была хотя бы одна здравая мысль — весенняя охота продолжительностью в 16 дней.

Успехов вам, господа!

Виктор Гуров 15 марта 2020 в 14:50






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    КСН офлайн
    #1  16 марта 2020 в 06:36

    Не понял,что надо обнулять: Правила охоты или Закон "Об охоте"?

    Ответить
  • 0
    Александр Воробьев офлайн
    #2  20 марта 2020 в 11:41

    Откуда браться толковым людям в правительстве в области охоты, если они почти все менеджеры?

    Ответить



Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑