Вспышки безумия. Как Татарстан борется с бешенством и бюрократией

Изображение Вспышки безумия. Как Татарстан борется с бешенством и бюрократией
Изображение Вспышки безумия. Как Татарстан борется с бешенством и бюрократией

Регион столкнулся с вернувшейся волной заболевания, основой причиной которой является изменение в законодательстве по отстрелу опасных диких животных

В Татарстан вернулась эпидемия бешенства среди диких животных, бороться с которой становится все труднее на фоне изменений в федеральном законодательстве.

Специалисты по биоресурсам республики не на шутку переживают из-за возросшей волны бешенства, когда в регионе участились случаи заболевания после относительно спокойных лет затишья. Они отметили, что всего с начала нынешнего года в Татарстане семь раз вводился карантин в различных областях, в то время как в 2023-2024 годах такие мероприятия не проводились вообще ни разу по причине своевременных мер профилактики.

Последние пики распространения бешенства в регионе были зафиксированы в 2015 года, когда в Татарстане было отловлено и ликвидировано 145 опасных животных, большую часть из которых представляли лисы. После 2015 года ситуация была под контролем – проводились ежегодные охотничьи отстрелы, охота на лис имела своего любителя, за которых они получали вознаграждение, пусть и небольшое. Одним раскладыванием вакцин по лесам Татарстана обеспечить полную профилактику не получится, невозможно охватить все точки большого региона с его лесными массивами.

Так, в 2022 году было добыто 8137 особей, в 2023 — 7588. Бешенство было практически под полным контролем, единичные случаи, разумеется, были, но карантинов в областях практически не вводилось. Однако в 2024 году Минприроды РФ внесло поправки в закон о порядке регулирования численности охотничьих ресурсов в регионах страны. Отныне в том же Татарстане отстрел лис теперь может быть произведен только при установлении у них болезни, а это поднимает целую бюрократическую машину, на которую уходит столько времени, что само бешенство получает карт-бланш на свое распространение по всему региону. Как результат - в 2024 году было добыто только 4,6 тысячи особей. Данных за 2025 пока нет.

Чиновники комитета по биоресурсам получают жалобы от охотничьих хозяйств, так как отлов лисиц занимает теперь очень много времени из-за бумажной волокиты между службами. До 2024 года численность лисиц в Татарстане поддерживалась на уровне - одна особь на тысячу гектаров. Если шел перебор, проводились комплексные мероприятия. Теперь же чтобы производить отстрел лисиц требуется сначала выявить у животного болезнь, а затем уже принять решение об убое животного, что отнимает время у всех сотрудников департаментов, отвечающих за этот процесс, включая ветеринарную службу.

К тому же, охотники больше не получают выплаты за лису ни в одной области Татарстана. Сама по себе шкура лисы большой ценности не представляет, а ничего другого это животное человеку предложить не может. Отсюда пропажа интереса со стороны массового охотника к этому зверю. Единичный энтузиазм некоторых граждан не способен справиться с общей проблемой.

Специалисты отмечают, что раньше шкуры лис несли коммерческий интерес, люди из них шубы шили, воротники. Сейчас они мало кому нужны. Поэтому в совокупности с бюрократической машиной подобный коктейль сложностей дает шанс бешенство проявить себя во всей красе, откуда и начинаются карантины, иначе дело примет еще более худший оборот.

На данный момент республиканским штабом по недопущению проникновения и распространения особо опасных болезней животных подготовлено обращение в адрес правительства Российской Федерации о внесении изменений в законодательство. Авторы документа предлагают вернуть понятие «максимальная численность охотничьих ресурсов» и наделить субъекты полномочиями по установлению такой численности, сообщает издание «БИЗНЕС Online».

Изображение Фото: 1zoom.ru
Фото: 1zoom.ru 

Напомним, что в конце июля несколько детей крымского лагеря «Морской» получили физические и психологические травмы из-за нападения бешеной лисы, которая устроила настоящую бойню, напав на людей посреди ночи.

В начале 2025 года Пензенская область стала одной из лидирующих по числу охотников за рыжими хищниками. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования региона отчиталось о добыче лисиц за 2024 год, которая проводится в целях профилактики нераспространения бешенства.

В конце декабря 2024 года власти Удмуртии начали борьбу с возросшими популяциями волков, лисиц и бобров, которые начинают негативно влиять на сельское хозяйство и фермерство.

Ранее в Саратовской области прозвучало предложение об исключении шакалов из Красной книги, а также об увеличении выплат охотникам за каждую добытую лисицу.

Также в Калмыкии началась работа охотоведов по регуляции численности лисиц, шакалов и волков, которая направлена на обеспечение безопасности населения, и которая помогает животноводам сохранить свое хозяйство в максимальной целости.

Читайте также по теме:

Бешеная Россия. Хватит ли нам лекарства от опасного заболевания