Охота на фазанов в одиночку с собакой. Советы американского охотника

Изображение Охота на фазанов в одиночку с собакой. Советы американского охотника
Изображение Охота на фазанов в одиночку с собакой. Советы американского охотника

Нет никаких сомнений в том, что хорошая собака — большое подспорье для охотника на фазанов. Но помните, что плохая собака — это ещё больший недостаток, чем её полное отсутствие

Эта история была впервые опубликована в журнале Outdoor Life в октябре 1984 года

За последние несколько лет я провёл более 100 охот на фазанов. За это время я охотился как в одиночку, так и с девятью другими стрелками. В целом я получил довольно интересные данные. Например, в одиночку я добывал в среднем в два раза больше фазанов, чем когда охотился с двумя или более людьми.

Петухи, конечно, не Эйнштейны, но они обычно не задерживаются на одном месте, если знают, что за ними охотятся. Два человека, вероятно, производят в три раза больше шума, чем охотник-одиночка. Три или четыре охотника иногда шумят так, будто по полю марширует целая армия. Мало того, что с дополнительными охотниками появляется больше пар ног, так ещё и возникает соблазн начать разговаривать или шутить. 

Я особенно хорошо помню то утро, когда мы с моим молодым золотистым ретривером Мисти пробирались по колено в снегу и при нулевом морозе в надежде перехитрить несколько петухов. Потерпев неудачу в одном месте, я направился к излюбленному укрытию для поздней охоты.

Эта была полоса густых кедров и подлеска, окаймляющая кукурузное поле - настоящий рай для фазанов. К сожалению, она также пользовалась популярностью у охотников. Проезжая мимо, я заметил многочисленные следы от шин и отпечатки ног. Очевидно, с тех пор, как неделю назад выпал свежий снег, здесь охотились как минимум дважды. Однако, в отличие от своих предшественников, я не стал парковаться на старой ферме рядом с деревьями.

Вместо этого я продолжил путь и свернул в небольшой овраг, где меня не было видно из укрытия. Тихо выйдя из машины, я подозвал собаку и проскользнул в глубокий канал, который под углом подходил к дальнему краю кедровой рощи на расстоянии 30 ярдов (27 метров). Я планировал не только незаметно подобраться к деревьям по каналу, но и застать птиц врасплох, подойдя с другой стороны, не с той, к которой они привыкли.

Проползя на корточках последние 100 ярдов (91 метр) по берегу, мы с Мисти тихо укрылись в зарослях. Не успел я подать собаке сигнал к охоте, как она вспугнула пару кур. Через несколько секунд за кедром вспорхнула ещё одна птица, но не показалась из укрытия.

Бесшумно передвигаясь по мягкому снегу, Мисти начала выслеживать добычу. Стараясь не отставать от неё, я был вынужден пробираться сквозь густые заросли кедров, из-за чего мне на шею часто сыпались ветки и снег. На середине пути я заметил, что моя собака ускорила шаг, так как справа запах стал сильнее. Предвидя, что добыча вот-вот будет у меня в руках, я направился к краю. Не успел я добраться до места, как мимо меня пронёсся кудахтающий петух. От выстрела птица сложила крылья и на полной скорости врезалась в сугроб.

Любуясь добытым фазаном, я с гордостью заметил, что у него шпоры длиной в три четверти дюйма — для заядлого охотника на фазанов это всё равно что большой 10-балльный белохвост. Оглядываясь назад, я понимаю, что три из пяти птиц с самыми длинными шпорами, которых я когда-либо добывал, были пойманы во время одиночной охоты.

Когда вы охотитесь в одиночку, помните, что от выбранного вами укрытия может зависеть успех или неудача. Попытка охотиться на большом участке, заросшем сорняками или травой, может затруднить охоту, даже если там много птиц. У петухов есть неприятная привычка бегать вокруг вас кругами, если им хватает места.

Вместо этого я предпочитаю охотиться в небольших, но густых зарослях, которые можно легко обследовать. Мне нравятся глубокие и узкие овраги, водные пути, густые заросли на дне ручьёв, заросшие канавы, заросли рогоза и тому подобное. Старайтесь подкрадываться незаметно. Охотьтесь как можно тише и тщательно исследуйте укрытие.

Нет никаких сомнений в том, что хорошая собака — большое подспорье для охотника на фазанов. Но помните, что плохая собака — это ещё больший недостаток, чем её полное отсутствие. Важно, чтобы собака работала рядом и оставалась под контролем. Собаку, которая носится по округе или на которую приходится кричать, чтобы держать под контролем, можно заставить ходить рядом и использовать только для охоты на подстреленных птиц.

Однако охотник, у которого нет собаки, всё равно может подстрелить несколько петухов, приложив немного усилий. Без помощи четвероногого помощника охотнику приходится самому пробираться через густые заросли. Часто помогает зигзагообразное движение вперёд и назад, а также старый трюк с частыми остановками в надежде напугать птиц, которые сидят очень крепко.

Как бы тихо вы ни старались вести себя, рано или поздно вы окажетесь позади стаи пернатых бегунов, которые предпочитают бегать, а не летать. Наблюдать за собакой, идти по следам на снегу или видеть птиц впереди — всё это наверняка вас насторожит.

Иногда можно загнать птиц в такое место, где они будут лучше держаться. Если вы будете двигаться в сторону открытого участка земли или поля с зелёной пшеницей, птицы могут задержаться там на время, достаточное для того, чтобы вы оказались в пределах досягаемости. С другой стороны, если вы загоните петуха на участок с травой по колено, вам вряд ли повезёт, потому что птица, скорее всего, продолжит бежать.

Возможно, вам удастся загнать бегущих птиц в более густое укрытие, где они будут чувствовать себя в большей безопасности. Эта тактика много раз срабатывала в одном из моих любимых мест для охоты в конце сезона. В конце хорошего водного пути находится участок с самыми густыми зарослями рогоза и ивы, какие только можно себе представить. Я не раз выслеживал птиц по всему водному пути, но ни одна из них не взлетала. В других случаях я видел, как из зарослей рогоза, которые, вероятно, занимают меньше места, чем средний дом, выходило до 50 особей.

Иногда я охочусь, находясь на полпути к укрытию, используя просветы в холмах, канавах или ручьях, незаметно проскальзываю в другую сторону, а затем начинаю охотиться в том направлении, откуда пришёл. Подумав, что он загнан в угол, старый петух иногда просто решает затаиться. Я видел следы на снегу в тех местах, где это происходило.

Один из моих любимых способов охоты на фазанов в конце сезона — это то, что я называю «фазаньими рейдами» . Большую часть дня я провожу в поисках очень маленьких, часто изолированных участков с растительностью, которые порой не больше моей гостиной. Главное в этом партизанском манёвре — полная неожиданность.

Изображение Фото: outdoorlife.com/Майкл Пирс
Фото: outdoorlife.com/Майкл Пирс 

Моя охота

Менее чем в четверти мили от дома моего друга протекает широкий ручей, который делит пополам пшеничное поле. В начале сезона птиц можно встретить где угодно вдоль русла. Но когда на земле лежит снег, они обычно направляются к определённому зарослю сливы. Расположенный на небольшом утёсе на северном берегу ручья, он идеально подходит для птиц. Большая часть зарослей находится ниже уровня холодного северного ветра, и птицы могут греться на солнце большую часть дня, находясь при этом достаточно высоко, чтобы видеть на несколько сотен метров почти во всех направлениях. Ключевое слово здесь — «почти».

Обойдя заросли и держа собаку на поводке, я приблизился с запада, используя в качестве прикрытия несколько невысоких кедров и небольшой холм. Подойдя на расстояние 10 ярдов (9 метров) к верхней кромке зарослей, я решил разыграть сценку.

Крикнув: «Ату!», я отправил Мисти вперёд, а сам поднялся повыше, чтобы понаблюдать за происходящим. Застигнутые врасплох, около дюжины птиц в зарослях запаниковали. Куры в ужасе бросились к краям и взлетели. Единственный петух в стае продолжал пытаться взлететь прямо из джунглей, кудахча каждый раз, когда ударялся о ветку. С третьей попытки ему наконец удалось взлететь, но его сбила моя ракета Premium No. 7½.

Немного здравого смысла поможет вам определить подходящие места для охоты. Хорошим примером является заросли сливы, описанные выше. Помните, что птицы обычно держатся недалеко от мест, где есть корм. Это могут быть не только зерновые поля, но и участки с сорняками, а также большие тюки с кормом, которые обычно хранят фермеры. Если вам случится наткнуться на стаю птиц в каком-то укрытии, запомните это место. Если птицы сильно испугались и вы не успели выстрелить, продумайте стратегию, которая в следующий раз сработает лучше. В конце сезона, когда жизнь становится для фазанов тяжелее, они часто возвращаются на привычные места. Там, где вы нашли их сегодня, вы можете найти их и завтра.

В конце прошлого сезона мы впятером с друзьями наткнулись на дно ручья, буквально кишащее фазанами. Из-за суматохи нам удалось подстрелить только по одному петуху. Поверьте, птиц было достаточно, чтобы мы могли добыть как минимум в два раза больше.

Несколько дней спустя, когда мы с Мисти пробрались обратно на дно того же ручья, моросил дождь.  Мы тихо прокрались совсем недалеко, когда моя собака нырнула в густые заросли. Два петуха взлетели и направились влево от меня. Я быстро выстрелил, и оба петуха упали. Далее ситуация улучшилась. Пройдя дальше по низине, я подстрелил ещё двух птиц и вернулся к машине за пять минут до окончания разрешённого времени охоты.

Охотнику-одиночке часто не везёт, когда дело доходит до охоты на больших зерновых полях, где кормятся птицы. Однако те, у кого есть собака, часто могут подстрелить птицу, если забудут о чёткой схеме и просто будут полагаться на собаку и надеяться на лучшее. Однажды утром в прошлом сезоне я смог подстрелить пару петухов на пшеничном поле, позволив собаке охотиться по своему усмотрению.

Для некоторых охотников нет ничего более неприятного, чем видеть фазанов, которые кормятся на снегу под открытым небом. Попытка подкрасться к птицам, которых вы видите, почти всегда обречена на провал. Вместо этого я предпочитаю осторожно спугнуть фазанов и загнать их в ближайшее укрытие, достаточно густое, чтобы на него можно было напасть.

После ещё нескольких неудачных вылазок в заросли сливы я сделал небольшой перерыв на обед и направился к оврагу, где в прошлом мне удалось подстрелить несколько петухов. Когда я въезжал на скотный двор, я чуть не разбил машину, взглянув на пшеничное поле, примыкавшее к оврагу. Я насчитал целых 50 фазанов, кормившихся прямо у дома, и 13 из них были длиннохвостыми петухами, сверкавшими в лучах послеполуденного солнца.

Фермер разрешил мне охотиться при условии, что я буду это делать подальше от его дома. Оставив ружьё и собаку в машине, я вышел на открытое место, где меня могли видеть птицы. Затем я просто стоял там. После нескольких минут нервного хождения взад-вперёд вся стая либо спустилась, либо слетела в заросли кедров в низине.

Дав птицам время освоиться, я начал подкрадываться к ним, используя в качестве укрытия старый лесополосный барьер и изгородь. Перегнувшись через край канавы, я увидел, что повсюду торчат головы фазанов. Первой взлетела птица — петух, и я легко попал в него. Следующие несколько секунд я пытался отличить петухов от куриц, пока птицы пробирались сквозь кроны кедров.

После одного промаха мне удалось подстрелить фазана. Пришлось потрудиться, но вскоре Мисти принесла четвёртого и последнего за этот день петуха. Моя тактика одиночной охоты снова сработала.