История странного предмета, найденного на раскопках в Израиле в 2019 году, продолжилась спустя несколько лет, когда ученые вернулись к находке и дали некоторые пояснения о ее необычном предназначении в натуфийской культуре.
Шесть лет назад найденная древнесемитская статуэтка из глины в виде женщины, за спиной которой находится большой гусь, обвивая ее тело, произвела конфуз - такое сочетание идей сперва озадачило археологов, однако позднее научные интерпретации фигурки с религиозным подтекстом стали более доходчивыми для простого обывателя.
Анимализм как часть дохристианской, мусульманской и иудейской культуры в период 12500-9500 лет до нашей эры на территории Леванта («Плодородный полумесяц» — условное название региона на Ближнем Востоке, который считается первым из центров, где в процессе Неолитической революции зародились земледелие и скотоводство. Также называется «колыбелью цивилизации») был развит повсеместно в религиозной жизни общества натуфийцев.


Ученые отметили, что анималистический ритуал вовсе не предполагает буквальный процесс соития человека и гуся, это метафора, своеобразный духовный ребус, который предполагает тесный контакт двух миров, от которого зависит жизнь человека. Дело в том, что натуфийцы строили постоянные жилища, что делало их уникальными для своего времени народом, так как большая часть их окружения на современном Ближнем Востоке относилась к кочевым культурам со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
Домашние животные как часть хозяйства (включая птицу), от которых действительно зависела жизнь общины, были возведены в статус культовых, так как любой мор животных прямо влиял на работоспособность народа, ставя его на грань выживания из-за потенциального голода. Поэтому обнаженная женщина (как тот же символ плодородия общины) в интимной связи с гусем в форме статуэтки не так уж и сложен для восприятия, если учитывать нюансы древней культуры и условия, в которых проживали люди.
Это синтез двух миров, взаимосвязь человека (как аспект его вынужденного биологического пропитания, а также выращивания и потребления пищи, отсюда гусь - как анималистический образ своеобразного покровительства) и продолжения рода (в форме детородной женщины, которая также зависит от биологического пропитания, связанного с домашней птицей).
В силу отсутствия пришедших много позднее христианской, мусульманской и иудейской морали в регион, такой предмет кажется слишком откровенным и даже слегка шокирует, однако для культуры натуфийцев, равно как и для иных культур того времени, такие образы не представляют что-то из ряда вон выходящее, это довольно обыденные предметы религиозного ритуала или верований. И речь не идет о какой-то дикости или духовной недоразвитости общин и племен Леванта, таких философских понятий у них просто не существовало, поэтому понимать такой образ буквально, как возможное интимное слияние женщины и гуся (да и любого другого животного) в физиологическом смысле довольно наивно.
По другой интерпретации ученых, у многих древних народов того периода существовала вера в то, что духи животных (добытых охотниками в дикой природе или домашнего хозяйства оседлых племен) могут вступать в близкую, почти интимную связь с человеком, но не в качестве получения удовольствия и уже тем более не для продолжения рода, а для видения человеком потустороннего мира, куда ушли его предки и предки умерших животных, давших народу пропитание, а вследствие этого - и жизнь.
Осознавая другой мир, человек получал знания, которые не мог почерпнуть из обычной жизни. Он не был обременен никакими божествами в их различных ипостасях и литературными выдумками более поздних эпох, которые зачастую не имеют никакого научного обоснования и чьи смысловые конструкции часто вообще противоречат друг другу даже в одной и той же культуре нынешнего времени.
Археологи отметили, что фигурка довольно маленькая, ее высота составляет 37 миллиметров, ширина — 18 миллиметров, а масса — всего 12,6 грамма.
Геохимический анализ показал, что древний мастер специально обжег фигурку при относительно низкой температуре — приблизительно 400 градусов Цельсия. Этого было достаточно, чтобы придать ей некоторую прочность, рассказывает портал Naked-Science.ru
Еще больше поражает художественное мастерство. По мнению исследователей, автор обладал глубоким пониманием анатомии и тонким чувством формы. Он виртуозно использовал игру света и тени, чтобы сделать сцену более динамичной и выразительной.

Читайте также по теме:
12 тысяч лет назад охотники издавали птичьи крики утиными костями
В Мексике найден древний тайник охотника I-II века нашей эры
В Эфиопии нашли стоянку охотников-лучников 72 тысяч лет до нашей эры
Древние охотники на слонов. Чилийское озеро и вымерший предок
В Сибири нашли рыболовный крючок возрастом XI тысяч лет до нашей эры












Комментарии (0)