Бросок рыси. Как Юрий Гагарин успел застрелить свою смерть

Изображение Бросок рыси. Как Юрий Гагарин успел застрелить свою смерть
Изображение Бросок рыси. Как Юрий Гагарин успел застрелить свою смерть

Охота и рыбалка для космонавта — это не только развлечение и средство снять напряжение, но и своего рода тренировка, для того чтобы выжить в чрезвычайной ситуации при нештатном приземлении

Одним из первых в СССР это понял основатель и куратор Центра подготовки космонавтов (ЦПК), помощник главкома ВВС по космосу генерал Николай Каманин.

Николай Петрович был примечательной личностью — в 1934 году он руководил авиаотрядом из семерки первых Героев Советского Союза, в сложных метеоусловиях спасших челюскинцев, получив за этот подвиг Золотую Звезду № 2. В Советско-финскую войну 1939-1940 годов и Великую Отечественную командовал бомбардировщиками и штурмовиками, а его старший сын Аркадий стал самым молодым летчиком Второй мировой, начав летать в 14 лет.

Жесткий и принципиальный Каманин не гнался за чинами и наградами (в звании генерал-лейтенанта прослужил с 1945 по 1967 год), перед начальством не боялся отстаивать свою точку зрения, к подчиненным же относился по-отечески требовательно. Именно его слово стало решающим в вопросе, кто станет первым космонавтом Планеты — Юрий Гагарин или Герман Титов.

В 1961 году в Центре подготовки космонавтов, она же воинская часть № 26266, расположенном в Звездном городке. было организовано общество охотников-космонавтов и военнослужащих ЦПК.

Генерал Каманин много лет вел секретные дневники, в которых день за днем скрупулезно отражал все, что происходило с отечественной космонавтикой. После его смерти дневники были изданы под названием «Скрытый космос».

Немалое место в этих записях уделено охоте и рыбалке. Как правило, перед самыми полетами космонавты участвовали в рыбалке, а охотой занимались между пусками.

11 и 12 августа 1962 года состоялись успешные старты третьего и четвертого космонавтов СССР Андрияна Николаева («Восток-3») и Павла Поповича («Восток-4»).

5 августа 1962-го Каманин записал в дневнике: «После обеда мы на трех катерах совершили замечательную прогулку вниз по Сырдарье. Раза четыре забрасывали бредень, все с большой охотой лезли в воду. Николаева и Поповича пришлось даже немного попридерживать: было бы глупо из-за пореза ноги или другой мелкой неприятности отстранять одного из них от космического полета. Все космонавты очень хорошо отдохнули на реке и остались довольны поездкой».

14 и 16 июня 1963 года в космос ушли «Восток-5» с Валерием Быковским и «Восток-6» с первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой.

Перед этим, 2 июня 1963-го Каманин отметил: «Космонавты вместе с генералами Гореглядом и Одинцовым поехали ловить рыбу. Ребята вернулись с рыбной ловли очень довольные, поймали сома килограммов на восемь».

17 апреля 1964 года после юбилейных торжеств в Кремле по случаю 30-летия годовщины присвоения звания Героя Советского Союза летчикам, спасших челюскинцев, Каманин вместе с космонавтами и их женами выехал на охоту в военное охотхозяйство в 25 километрах восточнее Переславля-Залесского.

Вновь слово Каманину: «Гагарин и Николаев убили глухаря, Комаров подстрелил зайца — вот и все наши небогатые трофеи. Две Вали — Терешкова и Гагарина — приготовили нам чудесный завтрак. Поездка прошла хорошо, все были очень довольны, хотя многим пострелять и не удалось».

Первый отряд космонавтов состоял, в основном, из военных летчиков-истребителей, людей, которые не раз смотрели смерти в лицо, осваивая реактивные самолеты. И на службе, и на охоте они демонстрировали молниеносную реакцию в чрезвычайных ситуациях.

Дочь Владимира Комарова Ирина вспоминала: «Однажды отец летел в одной спарке, а впереди шел более опытный летчик, который прошел войну. Была низкая облачность, кругом горы, покрытые лесом. Вдруг первый самолет пошел вниз под облако, задел верхушки деревьев и разбился. Отец, наоборот, пошел вверх и благополучно приземлился. У него была невероятная интуиция. Не раздумывая, он выбрал нужный курс».

К тому же многие космонавты промышляли охотой с детства, как например, Павел Беляев, который уже в пятом классе считался бывалым охотником на пушного зверя (в том числе и на медведя) и кормил ружьем семью. Позже он служил летчиком на Дальнем Востоке, принимал участие в Советско-японской войне 1945 года и был влюблен в этот суровый край. «Какая там, братцы, охота!» — восхищенно говорил он.

Под стать ему был его напарник по космическому полету на «Восходе-2», сибиряк Алексей Леонов, первый землянин, вышедший в открытый космос.

В ходе 26-часового полета «Восхода-2», запущенного 18 марта 1965 года произошло семь нештатных ситуаций, каждая из которых могла привести к гибели экипажа (после выхода в открытый космос Леонов чудом вернулся на корабль; вышла из строя автоматическая система ориентации и впервые в истории космонавтики Беляеву пришлось сажать корабль вручную и так далее).

В результате «Восход-2» приземлился не в заданной точке, а в глухой тайге, в 180 километрах севернее Перми, в которой экипаж провел двое суток, героически борясь с холодом (в ожидании спасателей космонавты обмотались споротой экранно-вакуумной теплоизоляцией обшивки кабины, поверх которой натянули парашютные стропы).

С собой у Беляева и Леонова был лишь штатный пистолет Макарова, полагавшийся каждому экипажу еще со времен полета Гагарина, выстрелами из которого космонавты несколько раз отгоняли близко подходивших к ним медведей.  

Впоследствии по настоянию Леонова, на Тульском оружейном заводе для космонавтов стал выпускаться 2,4-килограммовый неавтоматический трехствольный пистолет ТП-82, предусмотренный для охоты на диких зверей и подачи световых сигналов (два верхних гладких ствола предназначены для стрельбы дробью патронами 32-го калибра, нижний нарезной — для 5,45-миллиметровых пулевых патронов, а также сигнального патрона; прикладом-мачете можно рубить заросли, заготавливать дрова или рыть ямы).

Павел Попович рассказывал о Леонове: «Недавно в лес отправились. Я на машине, Леша на мотоцикле. Мчимся, как говорится, с космической скоростью. Леша впереди. Вдруг слышу: бах, бах! Что такое? Оказывается, Леша, заметив зайца, остановился и успел метким выстрелом снять «косого». — Ловко ты, — говорю, — а он смеется: — Космонавту нельзя зевать».

Космонавты охотились по перу и по крови, в зависимости от наличия дичи и условий охоты.  

Метким стрелком считался космонавт СССР № 3 Андриян Николаев, про которого его мать Анна Алексеевна рассказывала: «С детства Андриян любил животных, цветы, травы, лес. Охотник он был замечательный!»

Великолепным стрелком был и Владимир Комаров, который однажды дуплетом уложил сразу двух зайцев.

Памятной для Каманина стала поездка 24 апреля 1965 года в охотничье хозяйство «Сосновка» на берегу Ладожского озера в Ленинградской области, где он впервые в жизни охотился на глухаря.

В своем дневнике генерал отметил: «Через 20 минут я услышал одиночный выстрел, а еще через 10 минут увидел Германа и егеря — они несли здоровенного глухаря. Я три раза подходил к токующим глухарям на расстояние 40–50 метров, один раз стрелял, но неудачно. Меня эта неудача мало тронула: мне было интересно испытать весь процесс прослушивания, наблюдения и подхода к глухарям. Титов и Леонов убили по глухарю, Гагарин — утку и двух тетеревов. Много наловили рыбы. Поездкой на охоту и рыбалку все были очень довольны».

Уроженец Смоленщины Юрий Гагарин с юных лет увлекался и охотой, и рыбалкой, и Алексей Леонов вспоминал: «Он потом у нас был председателем охотколлектива, мы выезжали на открытие утиной охоты всем отрядом. И обязательно — раз или два — на зверовую охоту в районе Подмосковья и даже до Калуги. Зверовая охота — она требует доверия, случайных людей там не должно быть. Иногда с нами Николай Петрович Каманин ездил — руководитель подготовки первых советских космонавтов».

14 августа 1966 года Каманин с сыном Львом и группой космонавтов побывал на открытии сезона охоты в Мещерском охотничьем хозяйстве. Охотились по перу.

Генерал вспоминал, что они добирались до охотничьих шалашей ночью на лодках, гребя веслами и не включая моторы, чтобы не спугнуть дичь.

Каманин писал: «В первом шалаше мы высадили Комарова, во втором — Леву, а в последнем боевую позицию занял я. Но большой охоты не было: утки летали мало и высоко — я сделал всего четыре выстрела, Комаров — шесть, Лева — 25; все стреляли на предельно больших дистанциях. Лева убил две утки, а нам с Володей пришлось пережить горечь полной неудачи».

Очень высоко ценил охоту и космонавт СССР № 2 Герман Титов: «Когда я сильно утомлен или чем-то расстроен, то заставляю себя вспомнить лес ранним утром, тишину, нарушаемую только шелестом листвы, прохладный свежий воздух, токующего глухаря — и как будто рукой снимает усталость. А когда удается съездить на охоту, то совсем хорошо — надолго остается заряд бодрости. Даже если вернулся без выстрела. Ведь охота — лучший отдых».

Впрочем, охота всегда таит в себе непредсказуемость и иногда требует максимальной концентрации внимания, как во время космического полета.

Старшая дочь Юрия Гагарина Елена рассказывала об отце:

«У него была очень хорошая реакция, и однажды ему удалось избежать очень большой неприятности, потому что на охоте, во время одной из сложных долгих зимних охот, на него прыгнула рысь на спину. Только благодаря своей реакции ему удалось ее застрелить»

В другой раз, в сентябре 1966-го, когда Юрий Гагарин вместе с коллегами по отряду космонавтов охотился на уток на торфяных островках в Рыбинском водохранилище, случилось ЧП: в сумерках всех охотников сняли с островов, кроме первого космонавта Земли. Матрос, который днем высаживал Гагарина на островок, в темноте не смог сориентироваться на местности.

На поиски бросили все силы и к полуночи на безымянном островке нашли Гагарина, который промерз до костей, но виду не подавал и даже шутил. Пришлось дать ему для согрева стакан водки, который Юрий Алексеевич выпил залпом.

К слову, о горячительных напитках у космонавтов на охоте — их употребление допускалось после, но не в коем случае ни до поездки в лес или на озеро.

Леонов отмечал: «Был такой случай, когда Попович и еще пара ребят практически всю ночь проиграли в карты. Мы же отдыхать приехали… И ясно, что выпивали. Когда стали садиться в автобус, я у него отобрал карабин. — Алексей, ты что? Мы же друзья… — Нет, на охоте друзей не бывает, я тебя предупреждал, что этого не стоит делать. Это опасно».

С 18 по 20 октября 1966 года под руководством Каманина состоялась охота космонавтов в Спас-Клепиках под Рязанью. Тамошнее охотхозяйство принадлежало Совету министров РСФСР и насчитывало 12 тысяч гектаров, из которых более двух тысяч занимало озеро с многочисленными утками.  

Каманин писал: «Гагарин убил 12 уток, Леонов — 9, Кузнецов, Хрунов, Горбатко и Лева — по 2, я и Николаев счет трофеям не открыли. У Леонова тульское пятизарядное автоматическое ружье с удлиненным стволом, из этого ружья он на моих глазах сбил двух уток с расстояния 80–100 метров. У Гагарина тоже очень хорошее ружье, из которого он уверенно сбивал летящих уток на дистанции 45–50 метров. У всех остальных ружья дают убойную кучность не дальше 30 метров».

Гагарин и Леонов считались самыми азартными охотниками в ЦПК. Их сближало то, что, будучи первопроходцами в космосе, оба были наделены энергичным, лидерским характером. По свидетельству Леонова они с Гагариным часто охотились вдвоем, забираясь в самые различные угодья.

Например, охотились на кряковую утку при помощи перемета, на который для приманки были насажены мальки рыбы. Или вместе с собаками на зайцев.

Любили космонавты и загонную охоту. Леонов рассказывал: «Приезжаешь, ставится задача, на что мы охотимся, определяется тактика, ставятся стрелки. Расставлял стрелков руководитель охотхозяйства. Иногда я ставил задачу. Потом предоставлялось слово старшему егерю. А егеря уже идут. Загонная же охота. Как правило, на просеке ставили. Через километр — следующая просека. Выстрел, или сейчас по радио говорят, что пошли. И начинают кричать, кто-то с трещотками, зверя выгоняют».

В конце 1968 года на Дальнем Востоке Каманин участвовал в полувековом юбилее авиационного полка имени Ленина, в котором служил в 1929-1934 годах и откуда летал на Север спасать челюскинцев.

Каманин записал в дневнике: «1 декабря я, Герман Титов, секретарь Уссурийского райкома партии Шевченко В. И. и три офицера из гарнизона ездили охотиться на фазанов в район станции Пограничная. Охотились у самой границы с Китаем, фазанов было много, но нам не повезло с погодой (дождь и непролазная грязь), и все же мы убили 11 фазанов, четырех из них подстрелил Титов (тремя днями раньше под Хабаровском он убил медведя)».

10 лет Каманин официально отвечал за подготовку советских космонавтов к полетам (с 1961 по 1971 год). Подытоживая сделанное, он писал: «Основная задача Центра — готовить людей к космическим полетам — всегда решалась успешно: за 10 лет не было ни одного случая срыва или задержки пилотируемых полетов из-за неподготовленности космонавтов».

Изображение Фото: 1zoom.ru/svetik
Фото: 1zoom.ru/svetik 

Гибель Владимира Комарова в 1967-м (Союз-1»), а также Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева в 1971-м (Союз-11») произошли из-за отказа техники. Люди же были подготовлены на совесть.

Изображение Фото: 1zoom.ru/svetik
Фото: 1zoom.ru/svetik