Изображение Правовая среда для охотников - нарочно и не придумаешь
Изображение Правовая среда для охотников - нарочно и не придумаешь

Правовая среда для охотников - нарочно и не придумаешь

С интересом прочитал я статьи «Нужен новый закон об охоте» Н. Краева, И. Домского (ж-л «Охота и охотничье хозяйство», № 8, 2018 г.) и «И все-таки переписать!» А. Дурандина («РОГ» № 20, 2018 г.).

Авторы еще раз продемонстрировали дремучесть и некомпетентность органов власти как в центре, так и на местах в такой области, как охота и охотничье хозяйство.

Свое непонимание, а может быть, и нежелание вникать в суть проблемы власти записали в основополагающих документах.

Таких, как Закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и развития охотхозяйственной деятельности в Российской Федерации до 2030 г.» и Госпрограмма Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013–2020 годы».

На Госпрограмму правительство выделило 8 512 096,58 руб. Из этой суммы 66% было запланировано на реализацию «Обеспечения эффективного использования переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов».

Вот как тогда об этой программе отозвался А. Данилкин, д-р биол. наук: «Цель анализируемой подпрограммы благая — обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов. Задача та же — обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов. Редкий случай, когда цель и задача совпадают, что такое обычно бывает в студенческих курсовых работах!»

И это уровень мышления кабинета министров РФ!

Чтобы понять, от чего мы ушли и к чему пришли, необходимо проанализировать «перестройку» и переход к рыночной экономике. Начнем с того, что «постсоветское» время ознаменовалось кризисом экономики, из которого мы так и не выбрались по сей день.

То же самое произошло с охотой и охотничьим хозяйством, дававшими до начала 90-х годов прошлого века годовой продукции на сумму до 500 млн руб., что составляло более 1% ВВП страны.

Хочу еще раз напомнить премьер-министру Д. Медведеву и его министрам, как своим непониманием или злым умыслом в отношении охоты и охотничьего хозяйства они лишили казну огромных денежных поступлений. Получилось по-Черномырдински — «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Я приглашаю читателей проследить, как «развивалось» охотничье дело под руководством младореформаторов. Глядя на действия властей, ученые, охотоведы, специалисты охотничьего хозяйства и рядовые охотники заговорили о грядущей катастрофе и начали предлагать различные пути оздоровления охоты и охотничьей отрасли.

Но власти их не услышали, продолжали свою разрушительную политику. Это послужило толчком к тому, что из отрасли стали уходить биологи-охотоведы, специалисты, благодаря которым еще удавалось как-то сохранять охотоведческие традиции и осуществлять профессиональное руководство остатками так называемого охотничьего хозяйства.

Читайте материал "Охотник и камуфляж: когда в угодьях можно стать мишенью"

К чести наших ученых и специалистов охотничьего хозяйства их настойчивость подвигла Госдуму к принятию Закона «О животном мире» (1995 г.). Закон вселил некоторые надежды на оздоровление охотничьей отрасли.

В его преамбуле записано: «Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсам, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации».

Это положение соответствует п.1 ст. 9 Конституции РФ, провозгласившей «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Но уже в ст. 4 Конституции читаем «Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью». А кто у нас олицетворяет государство? Чиновники всех уровней власти. Что и было подтверждено дальнейшими событиями.

Охотничьи животные и угодья оказались в руках ушлых чиновников и олигархов. А из истории мы знаем, владелец никогда добровольно не делился собственностью с народом. Что и послужило первопричиной Февральской, а в последующем и Октябрьской революции 1917 г.

Ни одна область экономической деятельности за последние 25 лет не подвергалась бесконечному «реформированию» и «перестройке», как «охота и охотничье хозяйство».

С чего власти начали? Первым делом ликвидировали «Главохоту» как «осколок» ненавистного советского прошлого. Охотой и охотничьим хозяйством стал руководить Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих животных при Минсельхозе.

Департамент занялся изъятием охотничьих угодий у обществ охотников и передачей их «новым русским», а также заманиванием охотников бесплатным госохотбилетом, освобождающим их от «ярма» обществ охотников и бесплатной охотой. С подачи руководства департамента охоты Правительство РФ с 29.09.97 г. по 04.01.2000 г. выпустило шесть постановлений по этим вопросам.

Изображение Фото Евгения Луцько.
Фото Евгения Луцько. 

Потребовалось немало усилий, чтобы поборы были отменены Федеральным законом № 148 «О внесении изменений в ч. 2 «Налогового кодекса». Руководители департамента все сокрушались по поводу отмены этого закона, как они выражались — «мизерных платежей». Но потом все вернулось на круги своя.

Охотничья общественность сосредоточилась на критике этих документов. А тем временем в Думе шла «работа» над изменениями «Земельного кодекса» (2001 г.). В дополнениях к нему (2007 г.) в п. 8 ст. 23 ГД записала «…использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте… осуществляется на основании публичного сервитута с владельцем этого участка за плату».

Читайте материал "Вологодская область провела круглый стол по охоте"

Очередной удар по охоте и охотничьему хозяйству Госдума нанесла принятием «Лесного кодекса» (2006 г.). П. 7 ст. 11 установил: «Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире», а п. 1 ст. 36 определил: «Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту».

Раз эта деятельность предпринимательская, то обслуживание осуществляется на платной основе.

Не лучшим образом Дума обошлась с охотой и охотничьим хозяйством, принимая «Водный кодекс» (2006 г.).

В нем в п. 3 ст. 11 записано «Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется: пп. 10) рыболовства, рыбоводства, охоты».

И где это в Европейской части России найдутся водные объекты, на которые не были бы заключены договоры с охотпользователями и индивидуальными предпринимателями на их использование на платной основе?

В процессе реформирования органов государственной власти (2004 г.) охота и охотничье хозяйство не были включены в «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД), и департамент охоты был ликвидирован.

Управление охотой и охотничьим хозяйством перешло к Федеральной службе МСХ по фитосанитарному и ветеринарному надзору. Ученые и биологи-охотоведы забили тревогу по поводу того, что на различных уровнях управления безо всяких на то оснований охотоведов заменяют фитосанитары и ветеринары.

Научная и охотничья общественность все острее ставила вопрос о необходимости принятия Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» и создания самостоятельного органа управления охотой и охотничьим хозяйством. Критика властей все возрастала.

Минсельхоз реанимирует департамент охоты. Но он окончательно утратил способность руководить охотой и охотничьим хозяйством, по сути, которого уже де-юре не существовало.

Функции департамента охоты министр МСХ Е.Скрынник передала департаменту лесного хозяйства, преобразованному в департамент лесного и охотничьего хозяйства. А тут подоспели новые правила охоты, утвержденные постановлением Правительства РФ № 18 (10.01.09 г.).

Документ был разработан на скорую руку и вызвал у биологов-охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства и простых охотников смех и слезы. Смех, оттого что мы получили «право» охотиться на бурундука из засады и использовать холодное клинковое оружие при охоте на птицу.

А слезы — он окончательно лишил всяких иллюзий в заинтересованности федеральных властей руководить охотой и охотничьим хозяйством.

Но положительным в постановлении «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», были отмена путевки при охоте на нелицензионные виды животного мира, а также увеличение продолжительности весенней охоты до шестнадцати дней.

Но недолго радовались охотники. Путевку вернули в дополнениях к «Правилам добывания …» постановлением Правительства РФ № 171 (25.02.09 г.), а заодно и отменили использование клинкового оружия при охоте на пернатых. Госдума тем временем 24.07.2009 г. приняла Закон «Об охоте …», подписанный президентом Д. Медведевым.

По поводу принятого закона было столько критических выступлений в охотничьих СМИ, а депутаты в последующем столько понавносили в него дополнений и изменений, в результате чего он так и не стал удобно применимым в текущей жизни.

Читайте материал "Керченская трагедия: страдают снова законопослушные владельцы оружия"

Постановлением Правительства РФ от 27.01. 2010 г. № 31 департамент охоты из Минсельхоза был передан в МПР. Этот «переезд» вселил некоторые надежды на улучшения в области охоты. Ю. Трутнев на Форуме, прошедшем 08.02.10 г., заявил: «Мне интересно! Искренне признаюсь: мне, как руководителю в целом и охотнику в частности, хочется улучшить охотничье состояние России. Для меня это как любое другое назначение, за которое я берусь, в какой-то мере вопрос чести».

Первым делом Ю. Трутнев отметился новыми «Правилами охоты» (приказ МПР № 512 от 16.11.2010 г.), о которые охотники и собаководы до сих пор спотыкаются, а также приказом № 948 (08.12.2011 г.) «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам».

Их экс-министр С. Донской упросил президента увеличить на 40%. И это еще не все.

С 01. 01.19 г. МПР предложило внести изменения в ч. 2 Налогового кодекса ставку сбора в 600 руб. для группы пушных зверей (лиса, заяц, белка, крот и другие пушные звери) и 700 руб. для группы видов пернатой дичи (гуси, казарки, утки, рябчик кулики и др.).

Также МПР внесло предложение в Правительство РФ «О внесении изменений в ставки сборов ежегодной платы за единицу площади лесного участка, используемого для ведения охотничьего хозяйства».

Так Правительство РФ «заботилось и продолжает заботиться» о своих гражданах, именуемых охотниками. Действительно, нарочно и не придумать...

Что еще почитать