Изображение Охотничье оружие будет использоваться как служебное
Изображение Охотничье оружие будет использоваться как служебное

Охотничье оружие будет использоваться как служебное

Сегодня Госдума в третьем чтении принимала изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ. Законопроект № 826412-6 пролежал без малого три года. И стал продвигаться лишь полтора месяца назад. Напомним, что поправки начали готовить по поручению Президента.

Правительству было рекомендовано до 1 июля 2014 года внести законопроект, предусматривающий усиление правового режима государственных природных заповедников и нацпарков, включая запрет на изъятие оттуда земельных и лесных участков.

Также Правительству поручалось воздержаться (до вступления в силу указанных поправок) от принятия решений об изъятии и (или) изменении целевого назначения земельных участков, расположенных в границах ООПТ, а также о преобразовании заповедников в нацпарки.

Поручение инициировало экспертное управление администрации Президента. Это была реакция на массовые обращения активистов (в первую очередь, Greenpeace) в адрес Владимир Путина с просьбой «не допустить изъятие органами власти уникальных заповедных участков».

Непростая судьба

Глава Минприроды России Сергей Донской опасался продвигать его в Госдуме из-за явно неоднозначного содержания. Риски принятия поправок видел и вице-премьер Дмитрий Козак. 

Впрочем, плюсы законопроекта очевидны.

Например, одобрено предложение Минприроды исключить экологическую экспертизу документов, обосновывающих создание новых ООПТ. Ведь экоэкспертиза оценивает возможное негативное воздействие человека на окружающую среду.

Поэтому требование предоставить экспертам комплект документов о создании заповедника, где воздействие человека не предполагается, выглядит нелепо.

Важное решение — установить, что надзор в сферах охоты, охраны и воспроизводства объектов животного мира на территории ООПТ осуществляют их сотрудники.

Это означает, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды пользуются теми же установленными законом правами, что и должностные лица, осуществляющие указанные виды федерального надзора.

Отдельная победа авторов законопроекта — разрешить работникам ООПТ использовать охотничье оружие в качестве служебного (предусмотрено поправками в закон «Об оружии»).

Читайте материал "Из гладкоствольного в нарезной: вкладной нарезной стволик"

Над этим решением заповедное братство билось не один год. Правительству останется лишь определить перечень оружия, которое разрешается применять.

Также утвердят обмундирование для сотрудников ООПТ, знаки различия и отличия. Люди, охраняющие без малого 3% территории России, наконец-то получат право носить установленную законом форму. И не будут одеваться «кто во что горазд» за собственный счёт.

Из заповедников в нацпарки

Поправки Госдумы решат вопрос о преобразовании четырёх заповедников в национальные парки.

Фактически уже давно не являются заповедниками «Столбы» (посещаемость — четверть миллиона человек ежегодно), «Командорский» (на территории — населенные пункты и объекты инфраструктуры), «Тебердинский» (еще в советское время были построены туристические объекты) и «Гыданский» (там ведут традиционный образ жизни коренные жители Ямала).

Однако в текст поправок протиснулась странная оговорка: «При преобразовании не допускается уменьшение территории».

В результате не будут решены проблемы, например, заповедника «Командорский».

Там нужно развивать населенный пункт, строить аэродром, инфраструктуру. Но режим нацпарка эту деятельность тоже не допускает (привет Юрию Трутневу, которого убедили, что преобразование в нацпарк позволит начать реконструкцию аварийных объектов на Командорских островах).

Таким образом, сделан очевидный реверанс в сторону «зелёных».

Изображение фото: Антона Журавкова
фото: Антона Журавкова 

Кроме того, поправки закрепляют за Правительством право освобождать граждан от необходимости получать разрешения на посещение национальных парков.

Вообще платность пребывания людей на территории ООПТ — категория философская. Деньги следует брать за использование инфраструктуры: паркингов, кемпингов, просмотр достопримечательностей и пр.

Читайте материал "Выпущено новое оружие: недорезняк или передробовик калибра .366 ТК"

А вот платить за проход на территорию нацпарка — очень странно. Учитывая, что ООПТ никаких услуг населению не оказывает и содержится за счёт налогоплательщиков.

Возможно, сейчас Правительство сможет легально освободить от необходимости получения разрешений на посещение ООПТ миллионы москвичейю

Москвичи ежедневно проходят через «Лосиный остров» и не догадываются, что тем самым нарушают аж два федеральных закона. И являются потенциальными фигурантами уголовных дел по статье УК РФ «Нарушение режима ООПТ».

Мертвому припарка: поправки решают не всё

Теперь о том, что поправки Госдумы не решают. Более того — они закрепляют в жестких формулировках ряд острейших проблем, омрачающих существование ООПТ.

Прежде всего, не решается перезревший вопрос изменения границ национальных парков. В том числе — при увеличении их общей площади.

Можно годами замалчивать проблемы таких нацпарков как «Русский Север», «Тункинский», «Себежский», «Лосиный остров», «Нижняя Кама» (с пионерлагерями «КамАЗа», которые существовали десятилетиями, пока не оказались в границах ООПТ).

Эти и ряд других нацпарков создавались, мягко говоря, не очень профессионально (привет нынешним сотрудникам Greenpeace, которые ранее работали в Госкомэкологии, штампуя приказы о создании ООПТ десятками).

В границы нацпарков вошли целые районы, деревни, посёлки. Некоторые обещали расселить, другие — передвинуть. Слава Богу, монастыри поклялись не трогать.

Но прошли годы, изменилась правовая система. И десятки тысяч людей не по своей воле оказались жильцами особо охраняемых территорий. Стали «заложниками экологического законодательства».

Прогуляться за забором собственного дома с собакой — для них уже правонарушение. Что уж говорить о невозможности построить газопровод или реконструировать дорогу.  

Нацпарк через аэропорт

Показательный пример — Сочинский национальный парк.

Практически весь Большой Сочи был зажат нацпарком. Его границы проходили буквально по стенам жилых домов, отдельные участки располагались у центрального рынка и рядом с аэропортом.

Не случись Олимпиады — можно было даже не мечтать, например, о строительстве объездной дороги вокруг Сочи.

Читайте материал "В «МК» обсудили проблемы охоты на мигрирующих водоплавающих"

Что уж говорить о Щелковском шоссе, рассекающем «Лосиный остров». После принятия поправок шоссе не смогут расширить никогда. 

Минприроды России пыталось решить проблему вплоть до 2015 года. Предложили прозрачный и обоснованный механизм изменения границ ООПТ — на уровне Правительства, с обязательной экспертизой, согласованием с общественностью.

Однако из-за протестов «зелёных» и отсутствия политической воли вопрос был отложен «на потом».

Но нынешние поправки — и вовсе закрывают возможность обсуждения этой проблемы. Выводят из оборота все земельные участки «в границах нацпарков». И вводят декларативные нормы «о недопустимости изъятия земель ООПТ». 

Изображение фото: Антона Журавкова
фото: Антона Журавкова 

А запрет на строительство спортивных объектов и сопутствующей инфраструктуры (ликвидируются нормы, которые позволяли строить стадионы в Сочи) окончательно ставит крест на планах губернаторов развивать спортивные и рекреационные проекты в нацпарках, примыкающих к городам-миллионикам.

Под угрозой — дальнейшее развитие курорта «Роза Хутор» на Красной Поляне. Также накроется проект железной дороги в тоннеле под Кавказским заповедником.

Таким образом, поправки в закон об ООПТ, которые будут приняты сегодня Госдумой и в августе подписаны Президентом, с точки зрения экологии и охраны окружающей среды — огромный шаг вперёд.

Однако проблемы с границами ООПТ, земельными правоотношениями, привлечением в нацпарки добросовестных арендаторов — отнюдь не решаются. И даже усугубляются. 

Впрочем, вице-премьер Дмитрий Козак, который курировал земельные отношения и притормаживал поправки три года, сейчас занимается развитием промышленности, а от прежних вопросов дистанцировался.

Значит, изменение закона об ООПТ продолжится в «экспресс-режиме».

Взгляд со стороны

С одной стороны, отмена государственной экологической экспертизы при создании ООПТ — это хорошо. С другой стороны — «кот в мешке».

При экспертизе присутствует процедура общественных слушаний, где жители могут высказаться по поводу проектируемых режимов ООПТ. И вообще выступить против создания заповедника или нацпарка. Ибо он способен ущемить уклад жизни, лишить права собирать ягоды и лекарственные растения.

Читайте материал "Ставки платы за лесные участки для охотничьего хозяйства увеличат"

Теперь же, в отсутствие какого-либо порядка подготовки решений о создании ООПТ, «зелёные» предложат признать заповедными любые территории. А Минприроды, часто не понимая региональных особенностей, внесёт их в законы. И возникнут новые проблемы, как с «Бикином» и «Командорским».

Обратите внимание: есть даже порядок создания охранных зон ООПТ. А порядка создания самих ООПТ — нет.

Что еще почитать