Эта статья вызвала живой интерес у читателей.
Нарушение требований Федерального закона «Об охоте …» в части открытия сезона охоты на медведя уже имело место в прошлом году, поэтому можно сказать, что это уже вошло в систему.
В дополнение к нарушениям прошлого года — в этом году снижены лимиты по добыче
копытных.
Чего же ждать от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в будущем году? Речь идет не только об ограничении охотников в правах на охоту, предусмотренных действующим законодательством, но и об ущербе, нанесенном охотничьим хозяйствам и бюджетам различных уровней.
Предлагаю рассмотреть этот вопрос через призму действующих правовых документов, определяющих жизнь и деятельность граждан и юридических лиц в вопросах охоты и охотопользования.
1. Срыв сроков открытия охоты на отдельные виды диких животных нарушил право граждан на охоту, в частности на охоту на медведя на овсах.
Не следует забывать, что речь идет о нарушении прав огромного коллектива охотников, куда входит около пятидесяти тысяч человек. Именно эти охотники, их близкие и дальние родственники составляют большую часть активных избирателей на выборах во все государственные структуры власти.
Читайте материал "Правовой беспредел в Тверской области"
Противоправные действия Минприроды Тверской области и его министра А. Наумова вызывают негативное отношение среди охотников к политике, проводимой исполнительным органом государственной власти региона по вопросам природопользования.
2. Срыв сроков открытия охоты на отдельные виды диких животных и необоснованное уменьшение объема квот добычи существенно ухудшили финансовое положение охотничьих хозяйств, нанесли ущерб охотничьим хозяйствам.
Возмещать ущерб, нанесенный охотничьим хозяйствам, добровольно казна Тверской области не собирается, тем более Минприроды Тверской области не собирается его подсчитывать.
Автор обратился к одной из общественных организаций охотников и рыболовов с просьбой рассчитать размер ущерба, нанесенного срывом сроков охоты и необоснованным уменьшением квоты добычи лося в сезоне охоты 2017–2018 годов. Размер ущерба составил более 700 тыс. рублей. Для охотничьего хозяйства это большая сумма.
В Тверской области более 200 охотничьих хозяйств, где сорван сезон открытия охоты на медведя на овсах. Многим охотничьим хозяйствам занижены квоты на добычу лося без объяснения каких-либо причин.
Читайте материал "Волжская природоохранная прокуратура отреагировала на статью автора"
3. Нанесен ущерб бюджетам всех уровней, которые недополучили средства от продажи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и от оплаты налога охотничьими хозяйствами области, от полученных доходов за организацию и проведение охот. А эта сумма приблизительно составляет миллионы рублей.
Не думаю, что Минприроды Тверской области в добровольном порядке возместит государству нанесенный материальный ущерб. Этот факт говорит о негативном отношении государственного органа к проведению государственной политики в области охоты и охотопользования, проводимой в регионе.
4. Не следует забывать о том, что необоснованное уменьшение объема квоты добычи охотничьих ресурсов может привести к росту браконьерства, что отразится на численности поголовья охотничьих ресурсов.
Читайте материал "Гражданское оружие хотят принудить закрывать на множество замков"
Если в случае нарушения прав охотников на открытии сезона охоты речь идет о нарушении прав физических лиц, то срыв открытия сезона охоты для юридических лиц, охотничьих хозяйств, занижение квот на добычу лося без объяснения каких-либо причин, предусмотренных законом, сказывается на размере поступления средств на доходные счета бюджетов всех уровней. В этом случае уже страдает государство.
Неужели этот факт будет спущен на тормозах, в то время как каждый день из средств массовой информации только и слышим о дефиците бюджетов.
Хочу напомнить министру природных ресурсов и экологии Тверской области и другим чиновникам возглавляемого им министерства, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации, основном законе России, говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Хотелось бы понять, как поведение министра природных ресурсов и экологии Тверской области А. Наумова сочетается со ст. 68 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой прямо указано, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами?
Многих охотников заинтересовал вопрос, чем можно объяснить факт уменьшения квот на добычу лося в сезоне охоты 2017–2018 годов.
Обратимся к цифрам. В соответствии с ЗМУ, проведенным в 2015 году, количество особей лося на территории Тверской области составляло 2124 особи (постановление губернатора Тверской области от 25.06.2015 г. № 94-пг).
Читайте материал "Новый оружейный регламент Росгвардии вступил в силу"
В соответствии с ЗМУ, проведенным в 2016 году, количество особей лося на территории Тверской области составили 2124 особи (постановление губернатора Тверской области от 08.08.2016 г. № 207-пг).
В соответствии с ЗМУ, проведенным в 2017 году, количество лося на территории Тверской области составляло 1923 особи (постановление губернатора Тверской области от 07.08.2017 г. № 118-пг).
При этом в 2017 году по непонятным причинам численность особей лося уменьшилась на 201 голову по сравнению с предыдущими годами. Интересно было бы узнать, по какой причине в охотничьих хозяйствах Тверской области уменьшилась численность лося?
Об изменении миграционных путей лося говорить грех, он у этого вида животных заложен на генном уровне и остается неизменным.
Произошел падеж в результате заболевания? Нет! Ветеринарная служба области не зафиксировала заболевания среди лося, охотники в охотничьих хозяйствах не находили туши животных, погибших при невыясненных обстоятельствах или от болезней.
За прошедший год даже методика проведения зимнего маршрутного учета не поменялась! Ошибки при подсчете численности лося исключаются. По какой причине произошло уменьшение количества лосей в охотничьих угодьях Тверской области, остается загадкой.
Ответ на этот вопрос дал прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, посчитав действия Минприроды Тверской области противоречащими Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте…», что послужило основанием для внесения прокурорского представления о нарушении законности.
Читайте материал "О случаях нападения волка на людей"
Кто из чиновников министерства делал приписки, а может быть, вносил исправления в результаты проведенного охотопользователями ЗМУ, прокурор выяснять не стал, к уголовной ответственности никто из работников Минприроды Тверской области не привлечен.
Следует сказать, что если бы прокурор обжаловал постановление губернатора № 118-пг «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косули, пятнистого оленя, бурого медведя, рыси, выдры, барсука на территории Тверской области на период с 1 августа 2017 года до 1 августа 2018 года», то судебная процедура могла бы затянуться. Это привело бы к срыву сезона охоты в 2017–2018 годах.
Прокуратура внесла представление о нарушении законодательства, которое, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.92 г. № 2302-1 «О прокуратуре», требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Срок, установленный Федеральным законом «О прокуратуре», истек, а воз, как говорил русский баснописец Иван Андреевич Крылов, и ныне там.
Один из читателей «РОГ» представил письмо 18 сентября 2017 г., с которым он обратился к волжскому межрегиональному природоохранному прокурору. В своем обращении он просил прокурора сообщить о выполнении прокурорского представления, в частности, как решены требования по:
1. Устранению нарушения закона, допущенного при рассмотрении заявок на установление квот добычи охотничьих ресурсов.
2. Обеспечению надлежащей реализации полномочий при оказании государственных услуг, осуществлению государственного учета численности объектов животного мира, установлению лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством.
3. Принятию мер по разработке и принятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок согласования решений органов местного самоуправления о создании особо охраняемых природных территорий.
Читайте материал "Культура Охоты – все это только красивые слова"
4. Рассмотрению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности исполняющего обязанности начальника отдела охотопользования и рыбного хозяйства Г.В. Шитюкова и других виновных должностных лиц министерства, допустивших указанные нарушения федерального законодательства.
На обращение к волжскому межрегиональному природоохранному прокурору В.В. Селифанову получен ответ от 16.10.2017 года № 7-306-2017/2057 за подписью заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры советника юстиции Д.Б. Чуракова.
В ответе советник юстиции Д.Б. Чураков пишет: «Во исполнение представления прокуратуры в проект постановления губернатора Тверской области «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косули, пятнистого оленя, бурого медведя, рыси, выдры, барсука на территории Тверской области на период с 1 августа 2017 года до 1 августа 2018 года» внесены изменения и исключены необоснованные квоты добычи лося в возрасте до года, квоты изъятия лося в охотничьих хозяйствах согласованы Минприродой России и утверждены губернатором Тверской области.
Приняты меры по взысканию с виновных лиц неоплаченных штрафов и привлечению их к административной ответственности. Виновное должностное лицо — и.о. начальника отдела охотопользования и рыболовства привлечен к административной ответственности.
Устранение нарушений в сфере охраны и использования объектов животного митра находится под контролем Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры».
Читайте материал "Секретный соболь: о делах с пушниной в стране"
Ответ обтекаемый, из которого понятна только последняя фраза, успокаивающая тем, что устранение нарушений в сфере охраны и использования объектов животного мира находится под контролем Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
До какого времени прокуратура будет контролировать устранения нарушений законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира, понять невозможно.
Автор провел правовой анализ ответа советника юстиции Д.Б. Чуракова, чтобы понять, что в нем больше, правды или лукавства?
1. Постановлением губернатора Тверской области № 118-пг без всякого объяснения и законного обоснования уменьшены для охотничьих хозяйств квоты на добычу лося в сезоне охоты 2017–2018 гг. на 201 особь. Причем здесь проект постановления губернатора Тверской области, о котором говорится в ответе прокуратуры?
Из ответа прокуратуры напрашивается вывод, что квоты по добыче лося уменьшены по требованию прокуратуры, которая обязала внести изменения в проект постановления губернатора Тверской области «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косули, пятнистого оленя, бурого медведя, рыси, выдры, барсука на территории Тверской области на период с 1 августа 2017 года до 1 августа 2018 года», а не утвержденное губернатором постановление, нарушающее заявки на получение разрешений на добычу лося в соответствии с проведенным охотопользователями Тверской области учетом животных в зимний период.
Читайте материал "Обдираловка в МООиР: мне не нужен госохотбилет"
Прокуратура не сочла необходимым объяснить охотникам и владельцам охотничьих хозяйств, на основании какой нормы права уменьшены квоты добычи лося в сезоне охоты 2017–2018 годов?
До настоящего времени не внесены в постановление губернатора Тверской области дополнения и изменения по устранению нарушений закона, допущенные при рассмотрении заявок на установление квот добычи охотничьих ресурсов, и, как следует понимать, эти изменения и дополнения внесены не будут.
2. Не обеспечена надлежащая реализация полномочий при оказании государственных услуг при осуществлении государственного учета численности объектов животного мира, установлении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством.
Здесь следует понимать, что разработка и утверждение государственного регламента оказания государственных услуг по обсуждаемому вопросу, который позволит осуществлять государственный учет численности объектов животного мира и устанавливать лимиты квот добычи охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством, отсутствует.
В этом направлении Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не продвинулось ни на шаг!
3. На какой стадии находится реализация требования прокуратуры по принятию мер по разработке и принятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок согласования решений органов местного самоуправления о создании особо охраняемых природных территорий?
Понятно, что особо охраняемые природные территории в регионе требуют решения вопроса по определению их размещения в общедоступных охотничьих угодьях, проведения на этих территориях экологической экспертизы, решения вопроса о подборе штатных работников для обслуживания вновь созданных заказников и решения других вопросов.
Читайте материал "Пикап Фотон: китаец для русской глубинки"
Но есть территории из числа общедоступных охотничьих угодий, где экологическая экспертиза не требуется. Например, зеленая зона в районе города Кашина, на которой существовал охотничий заказник.
Но эта территория была переведена в общедоступные охотничьи угодья, на которой чиновники Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и приезжающие с ними лица производят охоты на лося. Хочу заметить, что речь идет о производстве охот в городской зеленой зоне курортного города.
Вопрос о создании на этой территории особо охраняемой территории, где была бы запрещена охота, до сих пор не решен. Можно было бы решить вопрос о создании особо охраняемой природной территории хотя бы в одном районе, а не в десяти районах, как это было до 2010 года.
После внесения представления прокурора выполнен один пункт, уволен исполняющий обязанности начальника отдела охотопользования и рыболовства. Справедливости ради отметим, что уволился он по собственному желанию, что говорит о его честности и порядочности.
Не каждый чиновник, в том числе из Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, найдет в себе совесть написать добровольно заявление об увольнении по собственному желанию за плохо выполненную работу, хотя не секрет, что в этом министерстве уволены после очередной кадровой чистки все профессиональные работники, имевшие профильное образование.
Письмо советника юстиции Д.Б. Чуракова больше напоминает отписку, а не обоснованный ответ на вопросы, поставленные в обращении охотника о реализации прокурорского представления.
Охотники надеются, что губернатор Тверской области Игорь Михайлович Руденя сумеет преподать урок правовой грамотности Министру природных ресурсов и экологии Тверской области Андрею Наумову, а заодно спросить с чиновника за нарушение им Конституции Российской Федерации и законов, в частности исполнения требований Федерального закона «Об охоте …».
Читайте материал "Тайна Шотландской куропатки глазами Арчибальда Торнбурна"
Создается впечатление, что вопросом подбора кадров для работы в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области аппарат губернатора Тверской области не занимался. Вопросы охоты и охотопользования отданы на откуп случайным людям, не имеющим профильного образования.
Охотники и охотопользователи верят губернатору Тверской области и надеются на его защиту от произвола чиновников Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
О развязке истории о нарушении прав охотников и охотопользователей Тверской области «Российская Охотничья газета» будет в дальнейшем информировать своих читателей.
Комментарии (2)
Холмс Шерлок
В стране, живущей без правового поля (референдума в 1993г. по новой конституции не было), искать справедливость бесполезно!
Petr Shmakov
В том, что снижены лимиты на добычу копытных и медведя в Тверской области в принципе нет ничего страшного. Охотники могут просто поехать в соседние или не совсем соседние области, например в Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую и другие. Страна у нас большая. Об убытках которые якобы понесет бюджет государства, вопрос спорный, да слишком мелкий.
Реально, кто понесет убытки - это прежде всего частные охотничьи хозяйства. Ну что тут поделаешь, бизнес есть бизнес. Видимо у минприроды Тверской области были веские основания для принятия такого решения.