Изображение Охотничья литература: прошел круглый стол в "МК"
Изображение Охотничья литература: прошел круглый стол в "МК"

Охотничья литература: прошел круглый стол в "МК"

Десятого ноября в редакции «Московский Комсомолец» состоялся круглый стол на тему «Охотничья литература вчера и сегодня». Он прошел в год юбилея известных книг классика русской охотничьей литературы С.Т. Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.) и «Записки об уженье рыбы» (1847 г.).

Обсуждение проблем современной охотничьей литературы прошло в кругу издателей охотничьей периодики, книг и альманахов об охоте с приглашением авторов «РОГ» и читателей.

Открывая заседание, его ведущий, первый зам. главного редактора «РОГ» А.И. Лисицин, обратил внимание собравшихся, что сейчас в противостоянии с зелеными последние нас переигрывают.

Образ охотника среди обывателей уже не тот, что был во времена Аксакова и Тургенева. Охота считается развлечением, чем-то несерьезным, а охотник никак не ассоциируется у обывателей с защитником природы.

Можем ли мы повлиять на это и поднять имидж охотников в глазах общественности? По какому пути должна развиваться охотничья литература?

Главный редактор издательства «Вече» С.Н. Дмитриев подчеркнул, что опыт его издательства свидетельствует о том, что читать печатные издания стали значительно меньше, только за последние годы выпуск книг сократился в два раза.

Если в начале 21-го века издательство выпускало 30–50 книг об охоте, то сейчас от силы 5–7. У охотничьих издательств нет постоянной связи с охотниками, а самим охотникам нелегко найти нужную книгу в книжном магазине.

Читайте материал "О бедном гусаре: государственный охотинспектор — козел отпущения"

По мнению издателя, будущее охотничьей литературы — создание тематической электронной библиотеки, в которой надо собрать все книги об охоте. Как показал опыт, прикладная функция книг по охоте уходит, так как нужную информацию охотники находят в интернете.

На первый план выступают красочные подарочные издания и книги самих охотников о себе и своем охотничьем опыте.

Какой должна быть охотничья периодика?

Главный редактор альманаха «Охотничьи просторы» М.В. Булгаков отметил, что наиболее удачный вариант — это сочетание оперативной информационной газеты и журнала, как сейчас в редакции «РОГ» и «ОиР», но журнал должен быть в двух разных версиях — электронной и бумажной.

Очень бы хотелось усилить роль Росохотрыболовсоюза и общественных организаций в распространении охотничьей литературы среди рядовых охотников.

Сформировать же положительный образ охотника среди населения, по мнению Михаила Васильевича, невозможно, охотника может понять только охотник.

На вопрос ведущего, что надо делать, чтобы тиражи охотничьих изданий не падали, он дал простой ответ: «Дать людям возможность охотиться». Но это уже вопрос к законодателям.

Член Союза писателей России О.Д. Трушин обратил внимание на то, что авторы охотничьих произведений имеют самые разнообразные профессии, но объединяет их одно — любовь к охоте и природе. Здесь значительно меньше профессиональных литераторов и писателей, чем в других жанрах литературы.

Хорошо пишущих и читаемых авторов очень мало, но они есть, в том числе и в российской глубинке. Их надо искать.

Смотрите видео по теме

Одна из главных проблем охотников сейчас — это то, что их своими законами унижает государство. Охота должна быть более доступна, она должна формировать у охотника любовь к своей родине и природе. А сейчас, чтобы охотиться, охотнику приходится преодолевать много негатива.

Читайте материал "У нас антиохотничий закон об охоте"

Главный редактор журнала «Охота и охотничье хозяйство» А.М. Блюм, исходя из своего издательского опыта, уверен, что охотничья периодика, прежде всего, строится на авторстве читателей.

Необходимо публиковать и очерки, где выражаются, прежде всего, эмоции охотника от пережитого на охоте, и рассказы об охоте (нередко и от третьего лица), и практические советы, основанные на охотничьем опыте.

Кандидат филологических наук Е.К. Целыхова обратила внимание собравшихся, что большинство охотников интересуют публикации в основном по практической охоте. Новое поколение привыкло получать быструю и точную информацию. А потому им проще посмотреть публикацию по данному вопросу в интернете, чем покупать и читать книгу или журнал.

С другой стороны, возникает спрос на красочные подарочные издания об охоте. Охотничья литература — одно из немногих средств привития любви к охоте и природе у подрастающего поколения.

Однако сейчас мы не можем прийти с темой охоты в школы, нас там не понимают. На это возразил О.Д. Трушин, имеющий большой писательский опыт общения со школьниками.

Читайте материал "Обдираловка в МООиР: мне не нужен госохотбилет"

С большой речью выступил патриарх нашей охотничьей литературы писатель В.Б. Чернышёв.

Он особо отметил, что охота — одна из самых благородных страстей русского человека. Она оживляет самые лучшие чувства. Охота — это состояние души и неотъемлемая часть нашей национальной культуры.

Для настоящего охотника она никогда не бывает безрезультатной, потому что с нее всегда возвращаешься с чистой и легкой душой. Писатель поблагодарил редакцию за поднятую тему и за приглашение к дискуссии.

К сожалению, сейчас охота приобрела рыночный характер, что отражено и в законе об охоте. Она лишилась поэзии. Для настоящего охотника именно охотничья литература служит постоянным охотничьим поводырем.

Постоянный автор «РОГ» В.Ф. Гуров рассказал о своем пути в охотничью литературу. Свой первый рассказ он послал, будучи еще школьником, известному охотничьему писателю Е.Н. Пермитину. И тот очень хорошо и по-доброму его поддержал. Редакциям надо бороться за авторов, искать новых, одаренных личностей.

Наш автор В.Е. Михайлов отметил необходимость шире использовать интернет и электронные версии публикаций и не забывать о необходимости обратной связи читателей-охотников с редакцией.

Другой наш автор, И.А. Максиматкин, предложил чаще публиковать охотничьих классиков и старые публикации хороших авторов, ведь молодежь о многих из них не знает.

Читайте материал "Посмотрим на охоту внимательнее"

Зам. главного редактора журнала «Охотник» В.А. Ольшанский с сожалением отметил, что все собравшиеся здесь из разных изданий — своего рода конкуренты, но делают одно общее дело по пропаганде правильной охоты.

Надо координировать свои действия и шире пропагандировать друг друга. В этом с ним согласилась редактор журнала «Тверь охотничья» Наталья Козлова — охотничьим СМИ надо поддерживать друг друга!

Что еще почитать