Изображение О нравственности и охотничьей этике
Изображение О нравственности и охотничьей этике

О нравственности и охотничьей этике

В статье «Охотничьи традиции и обычаи» Анатолий Клепцов затронул, на мой взгляд, наисложнейшую составляющую человеческого бытия – нравственность и как она соотносится с традициями, обычаями и охотничьей этикой

Перейти к статье: «Охотничьи традиции и обычаи»

Нравственность – правила, определяющие духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил – поведение.

Каждой общественно-экономической формации присущи и свои нравственные устои. Когда-то за оскорбление чести и достоинства дрались на дуэлях, человека с подмоченной репутацией, тем более вора, в приличном обществе не принимали и ему не подавали руки. И совсем по-другому выглядит нравственность в нашем больном и деформированном обществе.

Приходится констатировать, что мы живем в смутное время всеобщего падения нравов и ослабления влияния культуры на личность. А так как любительская охота часть национальной культуры, то и отношение к ней соответствующее. Изъятие угодий у общественных охотничьих организаций, непомерно высокие поборы за охоту, также чиновничье браконьерство, все это вкупе привело к деградации любительской охоты. Только за последние два месяца общественность, и особенно охотничью, поразили постыдные браконьерские охоты власть предержащих.

И вот новое шокирующее сообщение из Казани. Оголодавший депутат актюбинского местного самоуправления Р. Валиев с товарищами в государственном заказнике под «руководством» одного из специалистов местного управления по охране животного мира расстреляли шесть(!) лосей.

Я отношу себя к числу тех авторов, которые не раз обращались к этой теме. Мои товарищи иногда подшучивают надо мной. Мол, вы пишите, призываете чтить традиции, обычаи наших отцов и дедов, соблюдать охотничью этику, а браконьеры ваших статей, как видно, не читают. Что на это можно сказать? Я разделяю мнение С. Говорухина, депутата Госдумы, кинорежиссера, который сказал: «С нынешним молодым поколением уже ничего нельзя сделать – оно пропало. Надо спасать тех, кому сейчас два года, и тех, кто еще не родился». Вот я лично для них и пишу.

Они, когда заинтересуются охотой, будут также с упоением читать О. Гусева, С. Кучеренко, В. Чернышева, О. Малова и других авторов, как мы в далекой юности С. Аксакова, Л. Толстого, И. Тургенева, Н. Некрасова.

А. Клепцов тревожно вопрошает: «Как возродить хорошие традиции и обычаи нашей охоты? По правде сказать, я не вижу в ближайшем будущем установления какого-либо порядка в этом вопросе, как и во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства и, самое главное, совесть и правда повсеместно стали изгоями, а ложь, обман, грубая сила – повседневными явлениями, с которыми никто не борется. В общем, как живем, так и охотимся».

Безусловно, А. Клепцов прав. Но я бы хотел уточнить такую его мысль – «...с которыми никто не борется». Боремся. Правда, борьба неравная. Знали бы мы о браконьерстве высокопоставленных чиновников, если бы нас не информировали журналисты. Никто бы не узнал о преступной охоте депутата Р. Валиева, если бы о ней не сообщили местные жители. Редок номер «РОГ», в котором бы не сообщалось о браконьерстве в том или ином регионе.

Почему чиновники так себя ведут? Складывается впечатление, что они не боятся огласки, зная при этом, что спроса с них не будет. Ну пожурят немного. Система своего не сдаст. Корову-то, как у местного мужика-браконьера, судебные приставы со двора не сведут.

Как сказал известный актер Вениамин Смехов: «Вот уж никогда не думал, что доживу до времен, когда пословица «Плюнь в глаза – божья роса» станет для многих жизненным кредо! Наши чиновники от стыда не лезут в петлю. У них все такие же сытые лица».

Но как бы они себя не выпячивали, как бы не кичились своим богатством и вседозволенностью, не они «ум честь и совесть» нашего народа. У этой «элиты» напрочь отсутствует мотивация быть нравственным и полезным своему народу и Отечеству. Их девиз: «Деньги и только деньги». Другого отношения от них не дождешься.

Но мы на беззаконие не должны закрывать глаза и оставаться равнодушными. Все делать для того, чтобы у воров горела земля под ногами. Так уж устроен человек, на то и дал ему Господь Бог разум, что он в самую трудную годину, находясь во власти тьмы, задумывается над смыслом жизни, мечтает о справедливом устройстве общества и пытается как-то изменить жизнь в надежде увидеть свет в конце туннеля. А таких большинство. Это они – соль земли. А охотники – частичка этой соли и самые неисправимые оптимисты и они никогда не предадут своего увлечения, и всегда будут поступать по совести. Я в это свято верю.

В наши дни охота замордованному бытием человеку дарит замечательную возможность отдохнуть душой и телом на лоне природы, испытать радость от общения с ее обитателями. Хотелось бы, чтобы охотник разумно снимал урожай без ущерба для природы, не загаживая ее и не создавая неудобств другим охотникам.

Охота будет таковой тогда, когда в нашу плоть и кровь войдет понятие «ПРАВИЛЬНАЯ ОХОТА». Она основывается на определенной методике ее ведения, знаний о природе и животном мире, опыте отцов и дедов, традициях и обычаях охоты и этике охотников. Это, если хотите, моральный кодекс поведения охотника, а не человека с ружьем.

Если человек купил ружье и отправился на охоту не имея представления о правилах охоты, охотничьей этике, знаний о природе и животном мире, паля во все живое на любую дистанцию, он так и останется человеком с ружьем и его охота будет неправильной. Но я живу надеждой. А вдруг он заглянет в нашу любимую газету? И все то, о чем мы пишем, его зацепит? И тогда можно смело считать – «Российская Охотничья Газета» свою задачу выполнила.

В старые добрые времена в нашей стране создавались общества и клубы «ПРАВИЛЬНОЙ ОХОТЫ», а С.Т. Аксакова мы и сегодня по праву величаем тонким знатоком правильной охоты. Некоторые авторы о ее положениях не раз высказывались на страницах «РОГ».

Термин «ПРАВИЛЬНАЯ ОХОТА» не следует понимать как призыв к формальному выполнению тех или иных правил и ограничений. Зачастую охотник остается наедине с дикими животными, и только высокая внутренняя нравственность и культура охоты побуждают его поступать так, а не иначе.

Охота – это жизни повесть, Где каждый шаг свое сулит; Не раз тебя в угодьях совесть И очернит, и обелит.

Этими замечательными словами поэт В. Ащеулов выразил всю суть правильного охотника.
В газетной статье не представляется возможным коснуться всех сторон нравственности и этики охоты, положений и требований правильной охоты, да в этом и нет необходимости. У каждого охотника на эти вопросы есть свои ответы и сомнения. Но одно не должно вызывать сомнения: правильная охота – это больше чем охота, это ПОЭЗИЯ.

И глубоко прав писатель и охотник Георгий Семенов, когда говорил: «Охота – это прежде всего любовь, постоянное горение сердца, никогда не сбывшаяся мечта, таинственное и неукротимое стремление к свободе духа, к путешествию, конечная цель которого – обретение самого себя в круговерти жизни».

Я всегда с большим вниманием читал и читаю статьи А. Клепцова. Автор он интересный и самобытный. Как-то однажды он сказал: «Охота была и будет всегда в жизни человека. Она должна быть свободной. Без свободы нет охоты». Он спрашивал: «Что делать?» И сам на этот вопрос ответил: «Охотиться».

Я присоединяюсь к его ответу: «Охотьтесь, друзья! Только никогда не забывайте, что на нашу охотничью стезю рано или поздно встанут наши же дети и внуки. Что они встретят на ней? И будут ли с благодарностью вспоминать нас?

Что еще почитать