Изображение Королева весенней охоты
Изображение Королева весенней охоты

Королева весенней охоты

Наверное, многие согласятся с тем, что королева охоты весной с полным правом можно назвать подсадную утку. Мы толком и не знаем, насколько глубоко в века уходит одна из самых поэтичных и зрелищных весенних охот — добыча селезней с помощью подсадных.

Так и представляется, как несколько столетий назад наш предок, русич-охотник, сидел с луком в шалаше, а на разливе давала жаркие осадки помощница и кормилица. Все, как и в настоящее время, только экипировка, оружие и цель у добытчика другие.

Как уже писала наша газета, охотники таких уток называют по-разному: круговые, криковые, манные, подсадные. Согласитесь, очень точные названия, и каждое несет определенный охотничий смысл. Мама моего друга, Евдокия Яковлевна, хозяйка большого дворового хозяйства, в том числе подсадных, всегда называла их только ласково — уточки.

С чего же начинается охота с манной уточкой? В первую очередь с оценки физического состояния птицы. Если она зимовала в плохих условиях и при неправильной или недостаточной кормежке, то и ожидать хорошей работы от нее не стоит. Как говорится, как полопаешь, так и потопаешь. Более того, друзья-охотники, и относиться мы к ней должны как к полноправному партнеру и компаньону, только тогда охота с ней принесет удачу, удовлетворение и радость.

Поэтому, приобретая уток, нужно обязательно обращать внимание не только на голос, но и на внешний вид. Ее необходимо взять в руки и прощупать перо и тело. Если птица худая и вялая, перо неплотное и грязное, то с такой уткой сразу же начинать охотиться нельзя. Нужно какое-то время, чтобы успеть ее вызарить и откормить.

Вызаривать необходимо как можно раньше и начинать буквально с нескольких минут, иначе ослабленная птица с рыхлым пером может простудиться и погибнуть. Кроме калорийного корма, включающего в себя пшеницу и белый хлеб, утку обязательно нужно выпускать на мелководье, где она находит на дне и заглатывает в желудок мелкую гальку, жизненно необходимую для пищеварения.

Если время до охоты есть, то уходом, обильной и калорийной кормежкой птицу можно привести в удовлетворительное состояние. А если времени нет, тогда нет и выбора, придется приобретать как минимум две птицы и охотиться с ними поочередно. Одна работает на воде, другая сушится и отдыхает на берегу.

Очень хорошо, если охотник сможет посмотреть и послушать всех уток у заводчика. Здесь уже есть варианты, можно взять ту утку, которая понравится. Значительно хуже, если покупка происходит «из рук в руки». Если есть возможность, то лучше приобретать старых, возрастом более года, уток, они работают стабильнее и лучше. Подсадные, выведенные естественным способом, матерью уткой, крепче инкубаторных и мастеровитее, у них более плотное перо.

Утки подготовлены, патроны в достатке, выезжаем в угодья. Лучшими стациями для будущих охот являются разливы, заливы и старицы крупных рек, вдоль которых проходит основной пролет уток. На самой реке лучше не охотиться, подсадной будет мешать работать течение, при этом битых селезней унося прочь.

Большое значение имеет глубина в том месте, где высаживаем уток. Она должна быть достаточной для того, чтобы птица не могла дотянуться клювом до дна. Иначе она будет периодически кормиться, и все остальное для нее отойдет на второй план. А если высадить в траву на мелкую глубину, то даже хорошая утка, постоянно кормясь, может не работать вовсе. Да и на чистой воде она более заметна для пролетающих селезней.

В прошлом приходилось часто охотиться весной под Великими Луками, в окрестностях деревни Веретье, в низовьях реки Ловать. Многокилометровые разливы, из воды торчат только верхушки ив, бесчисленные стаи самой разной водоплавающей дичи… На воду высаживались сразу четыре великолепных подсадных местного завода. Это была не просто работа, это был настоящий утиный симфонический концерт, от которого душа неизменно погружалась в благостное состояние.

Местные охотники Алексей Шишов и Виктор Зайцев виртуозно манили селезней только с помощью прижатого к губам кулака. Мастера шутили, что от интенсивной работы кулак нагревался, как пулемет «Максим» во время боя, и его необходимо было время от времени опускать за борт челна в воду, чтобы остудить.

Во время работы на воде подсадная может подвергаться нападениям со стороны самых разных хищников. Из пернатых реальную опасность представляет ястреб-тетеревятник. Стрелять по нему не нужно, осторожный хищник мгновенно исчезает от простого взмаха руки из шалаша.

Гораздо опаснее норки и выдры. Однажды морозным утром моя лучшая подсадная манила селезней в полынье среди льда. Неожиданно с бугра из-под ольховых корней к ней на лед стремительно бросилась норка. Я едва успел выстрелить перед носом и спугнуть.

Во время ночевки на берегу Кубенского озера, что на Вологодчине, уже утром, по светлому, сон оборвался от звука — кто-то шлепал по мелководью, в районе корзины с утками. Я приподнял голову с лежанки и обомлел: недалеко от меня замерла усатая и наглая морда крупного самца выдры. Совершенно не смущаясь, эта вороватая бестия проплыла мимо пустого места, то есть меня, и скрылась за изломом берега. У тамбовского охотника Виталия Мячикова из поселка Молодежный выдра утащила в мгновение ока подсадную прямо из воды.

Но самую главную опасность, к великому сожалению, для работающих подсадных в последнее время представляет некое «двуногое существо» с ружьем, не «обремененное» не только элементарным знанием правил, совестью и моралью, но даже правильными рефлексами. И если «разинуть варежку», оно пальнет, не раздумывая, по вашей подсадной, не смущаясь хорошо видимым шалашом и плавающими битыми селезнями поблизости. Эта вооруженная амеба не понимает и не хочет понимать решительно ничего.

Что делать, по этой причине место для охоты обязательно должно быть открытым, хотя бы на расстоянии дальнего ружейного выстрела. Внимательно изучите окрестности и попытайтесь определить, с какой стороны грозит наибольшая опасность подсадной, и во время охоты не упускайте это слабое место из виду. А для этого забудьте старые правила, когда задняя стенка шалаша делалась плотной, чтобы селезни не смогли рассмотреть охотника. В связи с завышенной напастью обзор из шалаша должен быть обязательно круговым. Пусть лучше улетит пара зорких кавалеров, чем потеряете любимую подсадную.

При этом не забывайте беречь и свою драгоценную мездру. На том же Кубинском озере вечером местные хлопцы встали недалеко от шалаша и стали выстрелами отгонять подлетающих селезней. Возражения гасли в гордом молчании. А когда стемнело, видимо, осмелели и, устав заниматься ерундой, взяли да и наставили со всей суровой мужской одноклеточной прямотой жирную точку, выстрелив по шалашу.

Кстати, недопустимо ни в коем случае строить шалаши из целых подрастающих сосенок и елей, срубленных под корень. Подобные безобразия часто появляются на снимках, это настоящее и необъяснимое варварство. Мы губим будущий лес! Можно использовать только лапник, срубленный с нижних веток больших деревьев, им это не повредит. Возни при постройке больше, но совесть охотника будет чиста.

Если нужна трава для шалаша, руками лучше не рвать, поранитесь даже в перчатках, после зимы она очень жесткая. Не поленитесь, прихватите с собой небольшие, но прочные металлические грабельки и гвоздь. Ручку по размеру можно сделать на месте топориком. С помощью грабель нужное количество травы собирается очень быстро и без болезненных ссадин.

У этого полезного инструмента есть еще одна замечательная функция. Если на охоте ненароком перебрали со спиртным, просто смело наступите на них по классике, свежесть и прояснение в сознании гарантировано.

Ногавки на лапах подсадных могут быть самые разные, постоянные или временные, когда они надеваются только на время охоты. По-моему, постоянная лучше. Она крепится на ногах уток заранее, еще до охоты, и они привыкают к лишнему неудобству быстро. Материал для ногавки должен быть прочным, внутренняя часть, прилегающая к ноге, гладкой, чтобы не травмировать кожу.

К сожалению, бывают случаи, когда егеря выдают охотникам уток без ногавок. Подсадные высаживаются на воду на леске, привязанной за узкое металлическое кольцо. Это недопустимо. Временную, но прочную ногавку можно быстро изготовить из любого кусочка кожи. Но, как уже неоднократно отмечалось в прессе, постоянную ногавку из кожи делать нельзя. Высыхая после воды, она сжимается и давит на ногу, причиняя птице страдания.

Во все времена застрелить весной утку считалось большим грехом и позором. Подобное деяние неправильно и противо-естественно. Ведь через месяц-другой она могла бы вывести утят, увеличивая к осени популяцию. Поэтому категорически нельзя стрелять по стаям и парам, не задумываясь о том, куда летит заряд дроби и кого он настигает.

Наслаждайтесь прекрасным временем года — весной, получайте несравненное удовольствие от священнодействия вашей пернатой волшебницы. Цените и соблюдайте традиции и правила старинной русской «забавы» — охоты с королевой-уточкой. Искренне желаю всем удачи!

Что еще почитать