На просторах России всегда были умелые звероловы — и промысловики, и охотники-любители. Это не удивительно. Охота у русских народов буквально в крови. Еще Геродот в пятом веке до нашей эры охарактеризовал наших далеких предков, как кочевников и ловких звероловов. А арабские географы и путешественники X века писали о торговцах роскошными мехами, прибывших на Черное море с севера.
Ярким примером народности, жившей только охотой, были черемисы (марийцы) — финно-угоры, которые населяли центральную часть России между реками Волгой и Вяткой до Урала. От древней Руси до современной великой России ее жители значительно дольше были охотниками, чем земледельцами. По силе привычки и врожденной, наследственной потребности охота и сегодня остается одним из массовых занятий и главных удовольствий русского человека.
Традиции русской спортивной охоты как «забавы молодецкой» начали складываться во времена превращения «лова» (промысла) в «охоту» — занятие, при котором наряду с добычей целью стало и получение эстетического удовольствия. Уже тогда, тысячу и более лет назад, возникло стремление не просто добыть зверя или птицу, но добыть их красиво, в честной борьбе, «по правилам». И первым, кто заявил об этом, был Киевский Великий князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Принцип честной охоты распространялся и на ту дичь, которая никак не могла быть опасной для охотника. В этом случае «правильность» охоты состояла в предоставлении дичи «ее шанса».
Охота — это не только ружье и снаряжение, охота — это состояние души. Привязанность охотника к Родине безгранична. С какой любовью смотрит он на свои леса, поля, луга, рощи! Каждый куст, бугорок, овражек красноречиво говорят его памяти о приятных событиях. Да и где может быть такое раздолье охотнику, как не в нашей безграничной России! Благодаря разнообразию огромных охотничьих угодий и обитаюшим в них зверям и птицам, охота на Руси развивалась в разных формах: промысловая, русская соколиная, русская псовая и ружейная охоты.
ПРОМЫСЛОВАЯ ОХОТА
Немногим более ста лет назад охотой называли лишь любительскую охоту, промысловую же называли промыслом, а людей, им занимающихся, a — промышленниками. Абсолютная разница этих понятий в глазах современников была очевидна. Охота — это когда добывают птицу или зверя по охоте, из блажи, а промысел — это труд, им деньги на жизнь зарабатывают. Охота — с целью добычи шкурок куницы, бобра, белки или соболя. Во все века это был для России «золото-валютный запас» и предмет торговли со всем миром. Конечно же, наиважнейшим был промысел мяса. Распространена была охота на медведя, диких копытных: косулю, лося, сайгака, северного и благородного оленей. В большом количестве сетями отлавливались птицы, включая лебедей.
В Московии обычным делом считалась охота на выдру и бобра, но после XVIII века она постепенно уступила место отлову тетеревов, лисиц, зайцев. В отличие от европейских стран, охота на Руси имела статус не столько развлекательный, сколько промысловый. Промысел (не путать с истреблением, уничтожением) дичи и рыб во все века решал продовольственную программу страны и был делом особой государственной важности. Последним периодом значимой для государства промысловой охоты был период СССР. Тогда охота имела структурированный вид по территории страны, по организации приемки и переработки продукции, по определению способов охоты и видам оружия.
СОКОЛИНАЯ ОХОТА
Это самый древний вид забавы русских князей и царей. Она пришла к нам с Востока и считалась исключительным правом государственных особ, и поэтому простым смертным было запрещено содержать ловчих птиц. Для охоты использовались ястребы, соколы, кречеты, которых вылавливали у побережий северных морей. Содержание соколятни с прислугой и птицами обходилось князьям и царям в крупные суммы, но те вовсе не скупились. В комплект одной птицы царя Алексея Михайловича, например, входили украшенные камнями золотые клобучки, колокольцы, нагрудники и другие аксессуары. Иногда таких птиц в качестве ценного подарка преподносили иностранным государям. Большими любителями соколиной охоты были Иван Калита, Дмитрий Донской, Борис Годунов, Михаил Федорович и его сын.
ПСОВАЯ ОХОТА
Этот вид охоты пришел к нам от татаро-монгольских князей в XVI веке после присоединения Казани и с запада с некоторыми экземплярами борзых и гончих. Именно уникальность России с ее охотничьими традициями, рельефом, природой, зверями переродила восточные и западные корни этой охоты в русскую псовую охоту. Псовая охота — добывание зверя с помощью гончих и борзых собак (или только одних борзых) — это самая яркая страница истории охоты в России. И хотя с собаками любили поохотиться и цари, она была больше распространена среди бояр и помещиков в XVIII–XIX веках. Волк, лисица, заяц, реже косуля — объекты псовой охоты. Для нее использовались лошади, гончие и борзые собаки. Содержание этих животных также было превращено в демонстрацию личных богатств. Известны случаи, когда помещики давали за одну борзую собаку семью (или несколько) крепостных крестьян, а за щенка голосистых гончих отдавали крепостного. Псовую охоту предпочитали Василий III (считается, что он ввел ее в русскую традицию), Петр II, Елизавета Петровна.
РУЖЕЙНАЯ ОХОТА
Она пришла к нам вместе с модой на все западное в конце XVII века. Разнообразие охотничьего оружия подтолкнуло к появлению своих оружейных мастеров. Выросла русская ружейная охота из двух основных корней. Первый — европейская ружейная дробовая охота, привнесенная на русскую почву выходцами из Царства Польского и остзейских губерний.
Второй корень — промысловая охота губерний Русского Севера и Сибири, где царицей была винтовка. Благодаря легкости в добыче зверя и относительной дешевизне, эта охота быстро получила распространение среди бояр и в средних слоях общества. Цари же долгое время смотрели на нее как на холопскую забаву. Но с XIX века и она нашла свое признание в высших сферах. Применение ружья дает возможность заниматься засадной, загонной, облавной охотой и преследованием зверя. Ружейная охота подразумевает применение различных пород охотничьих собак: легавых, лаек, гончих, розыскных. Мода на заграничные породы охотничьих собак породила свою, российскую селекцию. Одним из первых известных селекционеров был граф А.Г. Орлов-Чесменский. Любителями ружейной охоты были Александр II, Александр III и Николай II.
Каждая из перечисленных русских охот является национальным достоянием России. Популярность того или иного способа охоты всегда зависела от периода царствования (государственной элиты). Для крестьян основным оставался промысел при помощи подручного оружия и реже в сопровождении собаки — аборигенной гончей или остроушки. Иногда использовали помесных легавых. Для царской охоты всегда использовались специально обученные животные: птицы, собаки, лошади. Из всех русских правителей за 1000 лет только царь Федор Алексеевич и Петр I не занимались охотой.
В советское время (75 лет) охота вступила в свою «золотую эпоху» — народное хобби, равность всех видов охот и интенсивное их развитие. Неплохим охотником был Н.С. Хрущев. Наиболее страстным любителем охотничьего оружия и охоты был руководитель страны Л.И. Брежнев.
«Охота вообще есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета. Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников, бодрит и веселит стариков, и молодежь доводит до восторга. Но успех этот достигается не лежа на боку, а приобретается трудом и тонким знанием всего относящегося до избранного предмета охоты», — писал П.М. Мачеварианов.
Охота — древнейший, сложный, многогранный социокультурный феномен. Она безвредна для полевого и домашнего хозяйства; при правильной охоте в полной безопасности остаются и озимь, и домашний скот, и птица, и дворовые собаки, и коты. Охота полезна как истребительница хищников и, следовательно, как охранительница дичи, своего рода регулятор ее численности. А сам охотник — первейший охранник биоразнообразия, защитник населения от хищных животных, других природных напастей. В этом суть единства охоты и охраны охотничьих животных.
Охота полезна и в гигиеническом отношении — как моцион. Известный древнегреческий историк Ксенофонт в своем сочинении «Похвала охоте» называет охоту «Божественным изобретением» и признает за ней громадное значение:
«Охотники за этим занятием развивают телесную силу, тонкий слух, острое зрение и крепкое здоровье. И особенно охота важна, как подготовка к боевой жизни».
Во всех войнах охотники и егеря составляли элиту разведки, снайперов и устроителей походного быта.
Охота отвлекает молодежь от вредных соблазнов в обществе (компьютерная зависимость, наркотики). Охота поддерживает задатки того хорошего идеализма, которому нет места в городской интенсивной жизни. И это далеко не все, что полезного нам дает охота. А все плохое в охоте несут ее дикие деятели и руководители.
Роль охоты на Руси была важна стратегически. Издревле земли прибавлялись за счет войн и охоты. Сибирь, например, стала частью России благодаря охоте. Русские люди пришли сюда в первую очередь за дикой пушниной, которую добывали, охотясь. Создав адаптированную к местным условиям культуру природопользования, русские в Сибири остались русскими, что стало предпосылкой создания самой большой в мире страны. Охота, и в первую очередь промысловая, стала естественной частью культуры сибирской деревни.
Нельзя не сказать об отношении к охоте разных конфессий в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Буддизм по-разному трактует свое отношение к ней. В Коране охота упоминается несколько раз, как разрешенное и рекомендуемое занятие. У евреев нейтральное отношение. В дореволюционной России, когда Православие было основой жизни, охота, что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской, была делом совершенно естественным, и не было никаких особенных запретов или ограничений со стороны
Церкви по этому вопросу. В Библии написано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие всем хорошо известно. Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих. В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках). Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу. Перелистывая страницы многовековой истории государства Российского, приятно осознавать, какую значимую роль играла русская охота и охота у всех наций в нашей многонациональной стране.
Охота была, есть и, надеюсь, всегда будет частью жизни и культуры народа России, ее традицией под неусыпным контролем и одобрением правителей и духовенства.
В «Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», утвержденном СМ РСФСР 10 октября 1960 г., дано такое определение:
«Охотой признается выслеживание и преследование диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, с целью добычи».
В книге «До того, как умрет природа» в 1968 году Ж. Дорст справедливо отметил:
«В наше время в индустриальных странах охота, конечно, утратила свою утилитарную роль как средство добычи пищи, но она сохранила спортивный характер и позволяет человеку удовлетворять свое влечение к дикой природе. Хотя это может показаться странным на первый взгляд, однако правильно понятые интересы охотников в целом совпадают с интересами «покровителей» природы, особенно когда речь идет о сохранении естественных мест обитания».
В современной России 30 лет уничтожался суверенитет во многих отраслях и областях. Охотничья отрасль вместе с охотничьим собаководством не исключение и переживает не лучшие времена. Все эти несчастные 30 лет на охотничью отрасль в России примеряли западные лекала.
Именно сегодня Россия берет курс на восстановление своего суверенитета. Я надеюсь, что история России не будет забыта, и роль «охоты, как национального достояния России» для новых поколений будет останется значимой и важной. Меняются поколения, условия, отношения к охоте, но не меняется истина: действия, направленные против охоты, — угроза национальной безопасности России!
Уважаемый читатель, я надеюсь, что суть вышеизложенного и утверждение об охоте в России как о национальном достоянии нашей страны найдет горячую поддержку в вашем лице.
Комментарии (2)
А К
Нет времени на широкий комментарий, но не удержусь от краткого. На мой взгляд, статью просто пронизывают противоречия. Псевдопатриотизм какой-то с заумным эпиграфом...
1 ответ
Александр Арапов
А К, Согласен с Вами Александр! Но у автора далеко идущие планы, похоже, он решил всё, что видит, отнести к национальному достоянию. В целом, я, может быть, и не против, как-то бы разобраться с терминологией. Что же такое национальное достояние? Да ещё в России. В Японии, например, всё чётко определено на государственном уровне.
Ещё не понятно, на кого рассчитаны эти статьи? На охотников? Если для не охотников, так это им до фонаря.