Миг удачи. На наше пожелание выманить зверя егерь только махнул рукой

Изображение Миг удачи. На наше пожелание выманить зверя егерь только махнул рукой
Изображение Миг удачи. На наше пожелание выманить зверя егерь только махнул рукой

Было еще светло. Мы сидели свободно, без напряжения, обсуждая с напарником, закончился ли гон у козликов или еще идет

Больших красивых самцов косули и мелких козлят с мамками, перебегающих из кукурузы в лес, мы уже видели по дороге. Было понятно, что зверь здесь нешуганый, а значит, место определили верно, да и после проливного дождя следов автомобилей не было видно, а это верный признак, что утром тут никто не охотился.

Охота в период гона крайне увлекательна, эмоциональна и интересна. Суть ее в том, чтобы выманить наиболее трофейного самца косули с красивыми, максимального размера рогами в определенное место, путем его приманивания, имитируя звуки самки косули при помощи специального манка. С точки зрения добычи диетического свежего мяса такая охота не самая лучшая, т. к. в данный период косули не набрали необходимого жира и вкуса мяса, а славится она именно трофейными качествами зверя и умением охотника подражать звукам животных.

Первым делом нужно четко знать среду обитания косули, места предполагаемого гона. Обычно это леса с овражками и полями. Гон происходит как раз на открытой местности, где соперники выясняют, кому достанется самка (конечно же победителю!). Часто можно увидеть сражающихся самцов, которые бодаются и при этом издают звуки, похожие на гавканье собаки. Когда охотник находится в единении с природой, вдалеке от городской суеты и шума автомобилей, на свежем воздухе, такой лай может его встревожить, особенно если раздастся внезапно, недалеко от засидки…

Итак, когда охотник основательно подготовится, проведет детальную разведку местности, он выдвинется в намеченное место для маскировки. В период гона, особенно в его разгар (с конца июля до середины августа) косули очень неосторожны. Встреча с самкой кружит голову, и самцы бегут сломя голову на ее призыв. Я не единожды наблюдал бег косули на звук манка или самки галопом, большими скачками. В тот момент, когда охотник начинает манить, конкурентки, настоящие самки, принимаются пищать и зазывать самцов все сильнее и сильнее, как весной кряковые подсадные утки стараются перекричать диких в целях отбить красивого зеленоголового кавалера у соперницы.

Изображение Типичные места обитания косули. Фото: Алексей МЕДВЕДЕВ
Типичные места обитания косули. Фото: Алексей МЕДВЕДЕВ 

Охота на сибирскую косулю в период гона длится с 20 августа по 20 сентября. На мой взгляд, в сентябре происходит уже спад активности косули, и добыть именно на манок самца проблематично.

Обычно я маскируюсь просто: выбираю дерево и около него устанавливаю стульчик, чтобы со своим  ростом 185 см не выделяться на общем фоне природы. Устанавливаю треногу, заряжаю карабин, беру в руки манок и замираю. Основная задача — тщательно замаскироваться, слиться с природой и успокоиться, а уже после этого настроиться на «игру». Молодому охотнику я бы посоветовал замаскироваться с помощью маскировочной сети, т. к. малейшее шевеление на фоне леса или травы приведет к неудовлетворительному результату. Словом «игра» я называю эту охоту не просто так.

Она действительно выглядит игрой: имитируя звуки самки, вы пытаетесь обхитрить природу, выманить трофейного взрослого козла, при этом обойдя живых конкуренток. Возмущенные вашим поведением, они с разных мест издают интенсивные попискивания.

Одеваться на такую охоту желательно в темные цвета. Одежда цвета хаки дополнительно маскирует охотника, чтобы он не казался инородным пятном на фоне зеленой травы и леса.

Хорошенько спрятавшись, успокоившись и приготовившись к охоте, вы начинаете манить. Я маню так: первый писк протяжный, второй короткий. Через две минуты все повторяю: писк длинный, писк короткий — замолкаю. Минут через десять возобновляю свои действия.

Предыдущий выезд в угодья (на открытие) не позволил выбрать достойного козлика, выходили преимущественно небольшие самцы и самки. Все по классике: в начале сезона мелкие неопытные самцы бежали прямо нам под ноги, и приходилось вставать и отгонять их криком. Ну что тут поделаешь! Приедем в другой раз. Но тут пришло приглашение из соседнего региона, и мы решили ехать к «соседям»...

Изображение Манок, который я с успехом применяю на охоте. Фото: Алексей МЕДВЕДЕВ
Манок, который я с успехом применяю на охоте. Фото: Алексей МЕДВЕДЕВ 

Приехав в охотничье хозяйство, прошли инструктаж и надели поверх одежды сигнальные жилеты. Отличное, скажу я вам, средство для идентификации коллег в густой траве и в деревцах!

И вот старый УАЗ летит по пыльным дорогам, везя охотников к заветной цели. В этих угодьях мы не в первый раз, местность примерно знакома и понятна. Выехали мы пораньше, и нас с другом высадили первыми. С нами остался егерь, т. к. такая охота происходит под присмотром работников хозяйства, с целью недопущения добычи несанкционированного животного: охота ведется только на самца косули.

УАЗ поехал дальше, а мы двинулись по краю овражка к месту предполагаемой охоты. Предложения егеря обойти три поля и скрасть зверя (подойти на уверенный выстрел) мы отклонили. Зная специфику этой охоты, мы хотели не просто добыть замечательный трофей, но и насладиться красками летней природы, поэтому предложили егерю не бродить по лесам и полям, а классически охотиться с манком, пытаясь выманить зверя на себя. На наши предложения работник хозяйства только пожал плечами: мол, ох уж эти городские! Что с них взять! Ну пусть сидят пищат, если хочется...

А когда мы расположились под одной из березок на стульчике с термосами и фонариками, он потерял к нам всякий интерес, видимо, посчитав, что исход этой охоты понятен, то есть положительного результата можно не ждать. Он прилег недалеко от нас и затаился.

Мы сидели с другом на траве под березкой, солнце светило ярко, птички пели весело — красота! Чуть начнет смеркаться, прилетят комары, чтобы жизнь медом не казалась. Маскировка у нас была примитивная: расположились за деревом, в высокой траве, сидели на фоне природы, не двигались, оружие толком не настроили — в общем, тихонько сидели и травили байки.

Я пискнул несколько раз в манок, чтобы проверить, как он работает и все ли с ним в порядке, но еще было очень рано, светло, понятно же... Впереди нас поле с подсолнухами, по бокам овражки с лесом. В бинокль на склонах мы увидели несколько пасущихся косуль, 600–800 метров, звери есть, отлично.

Изображение Использование триподов облегчает прицеливание и разгружает руки при долгом ожидании. Фото: Алексей МЕДВЕДЕВ
Использование триподов облегчает прицеливание и разгружает руки при долгом ожидании. Фото: Алексей МЕДВЕДЕВ 

Просидели мы так тридцать минут, решили настроить оружие, зарядиться. И вдруг напарник мой приметил движение слева.
— Леша, идет прям на нас из подсолнуха.
— Как идет? Рано же еще!
Я сполз со стульчика, прижались к земле. Егерь наш лежал, его настрой понятен — мешать не будем.
— Не вижу, — сказал я.
— Да вон идет прямо к нам! — пригнувшись, прошипел Иван и начал пикать манком, что обычно мы не делаем, когда зверь на месте и уже идет на звук...

Я привстал. Рожки мне понравились. Аккуратно зарядился патроном, включил прицел и замер в ожидании, стоя на коленях. Уже дрожь по телу пошла от неудобной позы, а он за кустарником все стоял и рогами махал. Как только козелок приподнял голову, я мгновенно нажал на спусковой крючок. Зверь подломился, упал и замер навсегда. До него было каких-то 50 метров, не более. Только теперь я услышал стук своего сердца в висках и поздравления друга.

Моим трофеем оказался козлик трех-четырех лет с красивыми ровными рожками. Когда охота проходит так скоротечно, я и рад и огорчен одновременно, ведь я толком не успел насладиться ею, не прочувствовал ее в деталях, не увидел всех красот природы. Но дело сделано, впереди другие охоты, не менее красивые и не настолько простые.