Изображение Затянувшаяся реанимация: о реорганизации общероссийского объединения - Военно-охотничьего общества
Изображение Затянувшаяся реанимация: о реорганизации общероссийского объединения - Военно-охотничьего общества

Затянувшаяся реанимация: о реорганизации общероссийского объединения - Военно-охотничьего общества

Как известно, 23 июля сего года состоялось заседание центрального совета ВОО-ОСОО, который анонсировал таки своим решением проведение внеочередной конференции 1 октября 2019 г.

Перейти к материалу "Об очередном заседании Центрального совета ВОО-ОСОО"

22 августа 2019 г. на сайте ВОО-ОСОО появилась подтверждающая это решение информация.

Перейти к материалу "Навстречу Конференции ВОО-ОСОО"

Как отмечается в информационной справке на сайте ВОО, основным и единственным вопросом предстоящей конференции, определена «реорганизация Общества путем преобразования в общественно-государственную организацию».

Я уж не буду здесь задерживать внимание читателей на раскрытии того обстоятельства, что само по себе понятие государственно-общественных (общественно-государственных) объединений вступает во множество противоречий с действующим законодательством, включая высший закон – Конституцию РФ.

Кому интересно, могут прочитать про всё это в работах занимающихся изучением данного вопроса юристов, сделав в поиске простой запрос: «Правовой статус государственно-общественных объединений».

По мнению отдельных юристов, неопределённость правового статуса государственно-общественных (общественно-государственных) объединений ставит их в неравное положение по отношению к иным общественным объединениям, некоммерческим организациям и в определённой степени ограничивает права граждан – участников этих объединений.

Но мне, как члену общественной организации, важно не это. Разбирать правовой статус данного, не урегулированного законодательством «новомодного демократического образования», и спорить по этому поводу - дело юристов-профессионалов.

Мне важно то, что даже, несмотря на всю противоречивость данного образования, отдельные представители центрального совета ВОО-ОСОО пытаются «обстряпать» задуманное ещё и незаконным способом.

Вот об этом хотел бы высказаться.

Первое.

Удивляет настойчивое продвижение идеи преобразования ВОО-ОСОО в общественно-государственную структуру, что законом, на мой взгляд, не предусмотрено в принципе.

Читаем закон.

Поскольку ВОО-ОСОО является юридическим лицом и некоммерческой организацией, то, кроме Закона «Об общественных объединениях» №82-ФЗ, деятельность ВОО-ОСОО регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ.

Изображение фото: Fotolia.com
фото: Fotolia.com 

В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса РФ под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» (ст.25 ФЗ-82), реорганизация общественного объединения происходит по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Видимо эту норму (совместно со статьей 51 указанного закона) и посчитал достаточной Центральный Совет для принятия решения о включении в повестку дня предстоящей внеочередной конференции вопроса о преобразовании ВОО-ОСОО в общественно-государственное объединение.

Позволю себе с этим не согласиться.

Законом «Об общественных объединениях» №82-ФЗ, непосредственно преобразование общественной организации, как формы реорганизации, не оговорено. Закон «Об общественных объединениях» №82-ФЗ предусматривает «преобразование» общественных объединений лишь в союз (ассоциацию). Это зафиксировано в статье 13 указанного закона.

Примечание: В данном контексте «преобразование», «объединение», «создание» приобретают один смысл, я полагаю, потому как остаётся неизменной нормативно-правовая база, регулирующая деятельность объединений – как до, так и после реорганизации.

Этой же статьей определено, что реорганизация общественного объединения регулируется исключительно федеральными законами.

Примечание: Нормативно-правовые акты органа власти, о которых говорится в статье 51 ФЗ-82 «Об общественных объединениях», к таковым не относятся.

В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ, общественная организация, будучи НКО, может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 16 Закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со всё той же статьей 57 Гражданского кодекса РФ допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Организационно-правовая форма ВОО-ОСОО – общественная организация.

В соответствии со статьей 123.4 Гражданского кодекса РФ общественная организация может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Других организационно-правовых форм, в которую могла бы быть преобразована общественная организация законодательством не предусмотрено.

Статья 51 Закона «Об общественных объединениях», которая и предусматривает такую форму взаимодействия власти и граждан, как государственно-общественное объединение, стоит в законе «Об общественных объединениях» особняком. И это неспроста, я думаю!

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

В интернете есть информация о том, что появилась данная статья в законе «Об общественных объединениях» лишь только в силу того обстоятельства, что по факту государственно-общественные объединения на момент принятия закона №82-ФЗ уже были, а под нормы принимаемого закона никак не подходили. Вот она и родилась, 51-я статья! Где зафиксировали эту временную норму: «Впредь, до принятия федеральных законов …», ну и т.д.

Важно отметить, что статья 51 - на основе которой и строятся планы руководства ВОО – совершенно ясно говорит нам о возможности создания новой структуры, а не о возможности преобразования в неё действующего общественного объединения.

Примечание: В данном случае, знак равенства между понятиями «создание» и «преобразование» ставить нельзя, на мой взгляд, потому что меняется не только наименование общественного образования, но вся нормативно-правовая база, регулирующая деятельность нового образования.

По-моему, из всего вышеизложенного отчётливо следует, что прямое преобразование ВОО-ОСОО в общественно-государственное объединение невозможно! На каком основании члены центрального совета ВОО утверждают повестку дня конференции, противоречащую законодательству – мне, честно говоря, непонятно.

Повторюсь о том, что статья 51 ФЗ-82 недвусмысленно говорит о том, что в случае создания таких объединений (ГОО, ОГО) до принятия отдельного федерального закона о государственно-общественных (общественно-государственных) объединениях, правовое регулирование их деятельности осуществляется исключительно нормативно-правовыми актами органов государственной власти (как я понимаю, органа, принявшего участие в создании ОГО). А это полностью противоречит статье 4 Закона «Об общественных объединениях №82-ФЗ, предусматривающей правовое регулирование деятельности общественных объединений только федеральными законами.

После вывода ВОО-ОСОО из поля правового регулирования, предусмотренного действующими федеральными законами в этой части (в случае такой «реорганизации»), ставятся под большое сомнение и принципы общественных объединений, и права их членов.

Лично я хотел бы верить, что МО РФ – как орган власти, участвующий в нашем случае в принятии решения о создании общественно-государственного объединения - обеспечит равенство прав для всех своих членов и сохранит все принципы общественных объединений.

Однако, уже в предложенном варианте проекта устава ВОО-ОСОГО, например, это не очень то и заметно. Заметны в проекте Устава красные (выделенные) предложения и абзацы, на изменение которых мы даже повлиять не вправе по требованию МО РФ (на это указывается во всяком случае в примечаниях к редакции проекта устава).

И неважно, правильные ли, хорошие ли предлагаются неизменяемые нормы или нет! Важно то, что членам действующей организации указывают на место уже сейчас, на стадии разработки будущего устава!

Примечание: Существуют два варианта создания государственно-общественных объединений. Первый, это когда ГОО создаёт орган власти по своей инициативе, для подключения общественности к выполнению тех или иных государственных задач.

Второй, это когда орган власти берёт под своё шефство уже возникшие общественно-полезные начинания граждан, тесно пересекающиеся с задачами государства в той или иной области.

Если в первом случае, верховенство условий и требований государственного органа сомнений не вызывает, то во втором, исключать согласование условий взаимодействия с максимально широким представительством общественного объединениия – значит очевидно нарушать права его членов.

Теперь давайте вспомним немного истории.

Мне неизвестно, действует ли сейчас между ВОО-ОСОО и МО РФ соглашение о сотрудничестве от 27.01.2016 г. (оно подлежало ежегодной пролонгации), но напомню, что одним из обязательств МО РФ являлось содействие в воссоздании организаций ВОО без изменения их организационно-правовых форм.

Этим же соглашением была предусмотрена и господдержка, установленная законодательством РФ для социально-ориентированных НКО.

То есть, слушая новые идеи ЦС ВОО-ОСОО, противоречие мы наблюдаем даже в собственных решениях и договорённостях нашего руководства!

В этой связи, второе.

В информационной справке официально заявлена цель «преобразования»:

1). Налаживание взаимодействия;

Примечание: между кем и кем, правда, не сказано – то ли между ОСОГО и МО РФ, то ли между центром и регионами...

2). Упрощение порядка получения поддержки от государства.

Спрашивается!?

1). Если это взаимодействие не сложилось в течение трёх почти лет, то с чего вдруг нам надеяться, что оно возникнет в рамках ОСОГО?

2). Если до сих пор, по линии СОНКО (социально-ориентированных НКО) мы не получили ни одного гранта (как я подозреваю с высокой вероятностью не ошибиться), с чего это вдруг ожидать следует, что организации ВОО начнут получать помощь от МО РФ в рамках ОСОГО?

Изображение фото: Журавкова Антона
фото: Журавкова Антона 

Вкусить государственного «пирога» на халяву с помощью сильного органа власти конечно соблазнительно. А в бюджете, интересно, уже заложены деньги на такую господдержку? Ну, хотя бы год на 21-й? И в какой форме? Или она, господдержка то есть, по статье БП будет проходить? В наши то, напряженные в международном отношении времена! Наш центральный аппарат ВОО в принципе понимает сложившуюся систему господдержки – её виды и условия?

Примечание: Аграрии, например, (а приоритет сельхозников в правительстве, я думаю, никто оспаривать не будет) чтобы получить эту самую господдержку, кучу согласований проходят и не в одной структуре, И не всегда, и не так просто её получают.

А нам что, министр обороны из своего кармана что ли выложит эту господдержку. Зачем нам эти розовые очки на фоне формально действующих соглашений?

Или речь идёт исключительно о шефской материальной помощи! Где вообще об этом всём подробная информация для членов ВОО, в интересах которых, якобы, затеяли всю эту катавасию отдельные члены ЦС ВОО-ОСОО?

Третье.

В информационной справке предложена организационно-штатная структура ВОО-ОСОГО. Ну, ничего особенного, впрочем, в этой картинке нет! За исключением одного – предложенная структура опять вступает в противоречие с законодательством. Поясню.

Уже не один год при нашем учреждении читают лекции для представителей различных общественных объединений юристы, специализирующиеся исключительно на НКО. Нет, ну понятно, по мнению нашего руководства это не те юристы, что в Минюсте России, или в Правовом департаменте МО. Там то, специалисты всем юристам юристы! )) Но всё же.

Когда в прошлом году я решил по просьбе председателя РО поучаствовать в предложениях для устава ВОО-ОСОО, я тоже немало думал над структурой. И мне тоже, основываясь на сложившиеся реалии, очень хотелось впихнуть в эту структуру МСОО. Но вот профессиональные юристы, читающие у нас лекции, убедили меня в том, что ну никак оно туда не впихивается.

Или-или! МСОО это МСОО, а ОСОО это ОСОО.

Примечание: Численность членов ВОО во всех МСОО – на минуточку – 80 процентов от общего числа членов в ОСОО!

Организации, наличие которых допускается статьей 14 Закона «Об общественных объединениях» №82-ФЗ в структуре общественного объединения – это то, что непосредственно создано действующим объединением.

МСОО же, созданные в разные периоды нашей мутной новейшей истории, являются организациями самостоятельными. Это может и неправильно когда то сложилось, но это сложилось и стало реальностью.

Да и не в этом даже дело! Вчитайтесь, вдумчивый читатель, в название статьи 14 – «Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений»!

Изображение фото: Журавкова Антона
фото: Журавкова Антона 

Неужели неясно кому становится, что различие между МСОО и ОСОО только в числе территорий, охваченных деятельностью объединения.

По сути своей – это равнозначные, самостоятельные образования. Очевидно, что без кардинальной реорганизации МСОО включение её в структуру ОСОО невозможно и нелогично.

В этой связи четвёртое.

Пора признать, наконец, что ВОО-ОСОО, как боеспособная единица, по факту не существует! Есть некое объединение, формально имеющее необходимое для соответствия общероссийскому статусу количество региональных отделений, часть из которых имеют свой статус явно сомнительный.

Никакого нормального взаимодействия и взаимопонимания в объединении нет, насколько я понимаю. В таких условиях, несомненно, что-то нужно решать. Создание ГОО путём прямого преобразования, по закону невозможно (да и не нужно в сложившихся условиях)!

Что тогда?

В информационной справке на сайте ВОО-ОСОО читаем об итогах заседания Центрального Совета:

«Все участники заседания пришли к общему мнению — чтобы победить, нам необходимо определиться — идти дальше вместе или выживать по одиночке».

Вообще, с трудом понимается, как можно победить, ставя перед собой взаимоисключающие цели! Но это частности, на которых мы останавливаться не будем.))

По мне, так хотелось бы и жить (а не выживать!), и идти рука об руку! Но я лично не вижу условий, при которых это стало бы возможным. А в первую очередь, я не вижу того, что этого хотят сами руководители как центральных, так и региональных структур ВОО.

В сложившейся обстановке я пофантазировал бы о трёх вариантах развития событий!

Первый – фантастический, под названием «Воссоздание!»

Реорганизация ВОО-ОСОО путем «ликвидации» (реорганизации) МСОО и создания взамен представительств (филиалов), курирующих региональные отделения.

Примечание: Не уверен, что найдётся достаточное число (или хоть какое-нибудь!) руководителей МСОО, РО, которые добровольно, в целях возрождения ОСОО, захотят отказаться от своих «портфелей».

Второй – закрепляющий статус-кво! Под названием «Развод».

Преобразование ОСОО в очередное МСОО (на базе всех РО, допустим, не входящих в действующие МСОО. По сути – ликвидация общероссийского статуса). Возможно дальнейшее объединение всех МСОО и РО в Союз.

Примечание: Какие возникнут последствия для каждой отдельно взятой МСОО и РО в таком случае - предсказать сложно.

Третий – возможный, но маловероятный вариант. Без всякого названия и тоже почти фантастический.)))

Реорганизация ОСОО и действующих МСОО через создание новых МСОО по федеральным округам с последующим объединением в Союз с целью координации действий РО и защиты интересов членов нового объединения. Воссоздание ОСОО при этом в дальнейшем, вполне возможно.

Не знаю, как оно там будет на самом деле, но точно знаю, что все плодотворные для воссоздания ОСОО действия должны начинаться с соблюдения законодательства последовательного, а не выборочного, и с отказа от собственных амбиций и интересов отдельными лицами в органах управления.

Ну, если вспомнить, конечно, что мы организация общественная. Например, ликвидацию в системе ВОО коммерческих организаций, не отвечающих интересам всех её членов – я вижу, как первый и обязательный шаг в деле воссоздания (реорганизации) ВОО-ОСОО.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

И вот, понимая, что это вряд ли произойдёт, я заключаю, что принятый на прошедшем 23 июля заседании центрального совета алгоритм дальнейших действий - это дорога в никуда. Пшик! К сожалению.

Вообще, странными кажутся все эти «танцы со звёздами». Такое впечатление создаётся, что просто «оформляется» красивое обоснование для уже давно принятого решения «развестись» по куреням. Ну, или констатировать факт этого, да так, чтобы вины в этом на центральных органах не осталось. Только активы.)))

Несмотря на всё сказанное, вероятно, «создание» ГОО (подготовка для этого благоприятной почвы) даже в этих условиях, даже на этой конференции, теоретически возможно.

Примечание: вновь образованные региональные микроотделения могут в этом сыграть существенную роль. Естественно отрицательную.

С помощью административного ресурса, делающего в нашей стране настоящие чудеса, то и подавно. Согласные на эту авантюру представители МСОО и РО – в силу нашего российского менталитета – так же могут быть и вполне могут на это пойти.

Примечание: Не уверен, что их решение будет отражать интересы большинства своих членов (уверен даже в обратном!), но факт такого согласия возможен.

Тем не менее! Всем остальным, важно понимать при этом следующее: решение конференции для каждого отдельного, самостоятельного юридического лица, юридических последствий иметь не может и не должно.

Надеюсь, что из всего вышеизложенного, заинтересованному читателю понятно почему. Ну, как минимум, такие судьбоносные «преобразования» в общероссийском общественном объединении необходимо проводить через правомочное решение каждого отдельного регионального (местного) отделения (организации). Обязательно учитывая количественный состав каждого отдельного регионального отделения! Как минимум!

Изображение фото: Журавкова Антона
фото: Журавкова Антона 

Для тех, кто действительно хотел бы возродить старое, доброе ВОО в масштабе общероссийском, пусть даже и с государственным участием (что вовсе необязательно для возрождения), пути для этого остаются на мой взгляд. Но использовать необходимо исключительно законные пути! Они не скоры, они трудоёмки, но они есть.

Нужно ли нам это возрождение в нашей современности – не знаю, если честно. На примере «взаимодействия» ЦС ВОО-ОСОО с нашей региональной организацией, так толку от ОСОО никакого - ни для руководителя нашего, насколько мне известно, ни для рядовых членов ВОО, что я знаю наверняка.

В общем, «заседание продолжается, господа присяжные заседатели!» А я, пожалуй, на этом и завершу цикл своих мыслей «на злобу дня». Всё, что хотел – сказал вроде. А решения принимать Вам, уважаемые военные охотники! Месяц на размышления у Вас ещё есть.

Надеюсь, мои размышления принесут военным охотникам пользу.

Что еще почитать