При случае я спрашивал знакомых охотников, что им дает любимое занятие?
Почему, несмотря на все дела, мы едем за тридевять земель, тащим с собой собаку, тратим кучу денег, времени, а иногда и здоровье ради пары подстреленных уток или просто для того, чтобы походить, подышать, ощутить в руках приятную тяжесть ружья?
Обычно человек не может внятно ничего объяснить, произносит общие фразы и, я вижу, начинает задумываться — а и в самом деле, почему?
Зачастую ответ бывает такой — мне это нравится, я так отдыхаю.
Следующий — я люблю оружие и сам процесс. Реже, но достаточно часто, — устал от городской суеты, на природе уединяешься, и это настоящий отдых.
Один чудак ответил — сейчас это модно и престижно.
Речь идет, конечно, о городских охотниках, каким я, собственно, и являюсь. Коренные народы и охотники-промысловики стоят отдельно — это другие люди, для которых охота — уклад жизни и средство, чтобы жить.
Ближе к ним стоят сельские охотники, которые живут рядом с природой, выросли и возмужали рядом с ней.
Читайте материал "Национальная проблема — охотничье хозяйство России"
А вот что толкает нас, горожан, в этот удивительный и прекрасный мир, мир охоты? Я говорю не о тех охотниках, которые пару раз в год выезжают на открытие, выпивают ритуальную бутылку водки, делают несколько выстрелов, и на этом для них сезон завершается, а о тех, кто регулярно охотится, тратит на любимое увлечение отгулы и отпуска, держит собак.
Попробую изложить свою точку зрения по этому поводу. Она может показаться несколько странной, но, надеюсь, тоже имеет право на существование.
Однако сначала отвлекусь и приведу цитату из очень уважаемого мной современного охотничьего прозаика Юрия Вигоря: «Охота — это не столько охота за добычей, а уход от обыденности в мир уединения, в мир непознанный, но познаваемый каждым в меру отпущенного ему таланта». Емко, очень емко и почти отвечает на вопрос.
Почему почти? Да, всех нас «пригибает» ежедневная рутина, заботы и различные проблемы. Только уединившись в лесу, поле, болоте, этот гнет городской жизни исчезает, от него не остается и следа — настолько новый, непознанный мир чарует и захватывает все твое внимание.
Охота за новыми впечатлениями и знаниями — вот что гонит нас с неослабевающей силой вновь и вновь. Не добытая дичь, не прекрасное в своей лаконичности и строгости оружие, а именно новые впечатления и знания недоступные нам прежде.
Читайте материал "Отцы и ружья: передача опыта и знаний"
В первое время эти знания и впечатления добываются поразительно легко, быстро и полно, ты погружаешься в неведомый тебе ранее мир со своим этикетом, обычаями и порядками. Все вновь и все впервые.
Со временем нам кажется, что элементы новизны утеряны, мы «обросли» своими местами, знаниями и привычками, суевериями, считаем себя вполне себе охотниками… и пытаемся второй раз войти в такую широкую и стремительную реку под названием — охота.
Мы заводим охотничью собаку. Да, это в корне меняет все, ведь собака — охотник от Бога, и еще несколько лет мы вновь чувствуем себя школярами и счастливы. Опять открываются новые впечатления и знания, новый мир, новые возможности.
Так продолжается бесконечно. Расширяется география охотничьих странствий, методы и способы охоты, и везде и всегда ты получаешь новые впечатления и знания. Но мне кажется, что это еще не полный ответ на вопрос.
Дело не только в мотивации, но и в складе характера человека. Мы, возможно, имеем некий ген, несвойственный всем остальным людям. Мне кажется, наши братья-рыбаки, «дикие туристы» и геологи тоже не миновали этой «болезни» в большей или меньшей степени.
Назову его «ген или дух бродяжничества и странствий». Мне кажется, охотник по сути своей — бродяга и странник в хорошем смысле этого слова. Иначе как объяснить ночевки в стогу сена, «под елочкой» на глухаря, тысячекилометровые прогоны на юг страны за фазаном и на север за гусем?
Стоит раздаться позднему звонку, и — о счастье! — тебя приглашают на волка с флажками, и ты должен быть уже утром в Вологодской области.
Бросаешь все и ночью несешься по нечищенной дороге в Тарногу. И успеваешь! Как это объяснить? Никакой целесообразности, одни проблемы в семье и на работе. Но ты-то счастлив!
Читайте материал "Не надо гнаться за именитыми гончими с выставок"
Как объяснить поведение отчаянных смельчаков, которые в одиночку с рюкзаком и ружьем на плече месяцами путешествуют по Архангельской области и Приполярному Уралу, Кольскому полуострову, да мало ли в нашей стране других неизведанных мест!
Ничем иным, кроме как желанием новых впечатлений и духом странствий, это не объяснишь. Трофеи и стрельба, оружие и амуниция тут далеко не на первом месте.
Возможно, Юрий Вигорь под словом «талант» и подразумевал дух странствий, тогда его формулировка, с моей точки зрения, безупречна.
Комментарии (8)
олег крымцев
охота - это страстное увлечение. Наверное, больше не надо ничего придумывать.
2 ответа
Igor S
Не знаю как у других , но у меня слово СТРАСТЬ ассоциируется с плохим значением , страсть к азартным играм , у маньяков тоже есть страсть к своим определенным жертвам , у коллекционеров есть страсть к своему увлечению и иногда эта страсть одурманивает их разум подталкивая их на безумные поступки . Этот список можно продолжать и это все будет связано только с человеческими пороками . Многие талантливые и выдающиеся личности высказывались по поводу страсти . " Страсти объясняют многое , но не оправдывают ничего " Луиза Аккерман , " Умный борется со страстью , глупец - становится рабом ." Эпиктет
олег крымцев
Мало ли мудрых мыслей высказано человечеством. Не понятно, почему страсть, которая объясняет кому-то многое, непременно нужно оправдывать.
А на счёт оригинальных высказываний: приводить их - места не хватит.
Красиво звучит, что умный борется со страстью(если ему это нужно) и что от любви до ненависти один шаг. Есть и другое, например: от великого до смешного один шаг. Ни одно остроумное высказывание не подменит сущности того или иного общепринятого определения.
НИК.ИВАНЫЧ
Игорь, вы сейчас тут об чём?
Похоже вы уже не русский или просто болен , только без обид :-))) или же не читали либо забыли наших классиков русской и советской литературы, которые в своих рассказах много говорили об охотничьей страсти своих героев произведений, считали себя страстными охотниками. Упустим такую страсть человеческую, как любовь - она на первом месте, потом идут страсти к любимому занятию, творчеству, работе, и проч.проч. Вы же нам какие то примеры приводите в виде страшилок и психических расстройств человека. Почитайте наконец словари русского языка, которые раскрывают понятие страсти...
Но от ваших примеров я просто ОХРЕНЕЛ, и после упоминания этой старушки Аккерман - выпал в осадок :-)))...не надо продолжать. Мы не о мести, вражде, заболевании и не о животном инстинкте древнего , пещерного неандертальца, мы о страсти охотничьей сегодняшнего человека...
Или как там говорят в присказке: - У кого что болит, тот о том и говорит...
1 ответ
Igor S
Просто высказал свою точку зрения , слово "страсть" очень спорное философское значение , это слово можно по разному крутить :( , насчет любви есть и такое выражение " От любви до ненависти один шаг " Пару лет назад читал здесь очерк , автор разказывал как он ночь перед открытеем сизона не мог заснуть ,ходил , чувсвовал зуд по всему телу предвкушая ожидания своей страсти . Точность пересказа не гарантирую , но очень схоже , если у кого то есть такие симптомы страсти то это уже патология .
НИК.ИВАНЫЧ
Конечно же это ваша точка зрения в меру своего мировосприятия, представления и образованности...
Вы взяли за основу общее понятие слова страсть. Но зачем же сравнивать страсть к сексу к страстью, предположим к охоте. И там и там будут у каждого свои понимания...одни рассматривают секс как удовлетворение похоти, другие как разврат, третьи развитие и продолжение рода и т.д. Так же и в охоте, охотнике и охотничьей страсти , например, эти расплодившиеся недоразвитые "зеленые", и лжезащитники видят страсть к убийству, живодерству, уничтожению всего живого. Мы же на это смотрим по своему...но опять же в меру своей воспитанности, восприятия, образованности.
Поэтому пусть в этом философском определении слове страсть разбираются психоаналитики и психологи, психиатры и неврологи, те же философы и прочие мыслители, смотря кто, что из них изучает...но вряд ли и они могут что-то сказать хорошее о страсти охотничьей, если сами не пробовали и не познали страсть охотничью, и не являются охотниками.
Ну, вот проснулся рано, убил время своими размышлизмами по поводу страсти охотничьей. И не зудит у меня вовсе. Просто предвкушение события и само событие это ещё не страсть. Охотничья страсть это не одномоментное действие...
Спасибо Игорь за внимание. Поехал я на голубей...:-)))
Вадим Фролов
Мне кажется, что всё объясняется довольно просто. Охота – это один из способов познания окружающего мира природы. Человек, живущий среди природы, не может не испытывать желание узнать, что скрывается там, за горизонтом. Тоже самое происходит и с горожанином. Тут нет разницы. Разница есть только в познаваемой области. Один стремится к познанию работы машин и механизмов, другой стремится к изучению принципов экономики, третий углубляется в изучение физиологии и анатомии человека. Сфер, которые интересны человеку, в обобщённом значении слова, очень много. А вопрос, кто по какой стезе пойдёт, решается ещё в детстве. В простонародии это называется наклонностями человека. Один вырастает гуманитарием, другой технарём, третий поэтом, четвёртый моряком. Вот откуда у Ушакова могла появиться любовь к морю, которого он не видел в детстве? Родился-то он в Ярославской губернии, где о море и слыхом не слыхивали, и видом не видывали. Итак, увлечённость каким-либо делом определяется у человека его генетической предрасположенность в сочетании с воспитанием. Не зря же считается, что в становлении Пушкина, как литератора, огромную роль сыграла его няня Арина Родионовна, читавшая маленькому Саше сказки, притчи и иные романтические истории.
Я считаю, что без малейшей натяжки, можно сделать вывод, что человека в охоту влечёт предрасположенность не к странствиям, не любовь к оружию, а стремление разобраться в системе устройства природы. Охота – это один из самых активных и нескончаемых способов познания природы. Научился человек отличать утку от гуся – шаг в познании. Научился отличать след зайца от следа лисицы – ещё один шаг. Дальше-больше! Древний охотник не искал на свою задницу приключений путешественника. Он искал места богатые дичью. Это уже потом, из касты охотников, выделилась каста путешественников. Древний охотник понял, что в процессе поисков дичи, он незаметно для себя получает ещё и впечатления от увиденного мира природы. Человек, рождённый и живущий в городе, не может жить внутри окружной дороги. Он непременно, пусть редко, но выбирается за пределы города и сталкивается с миром природы, о котором он читал в детских книгах, и которые ему запомнились в связи с его генетической предрасположенность. Если это случается, человек начинает искать способы практического изучения природы. И вот тут, в зависимости, от темперамента, характера и т.п. он выбирает для себя способ изучения окружающей его природы. Кому-то достаточно стать грибником, кому-то рыбаком, кому-то дачником, а кому-то требуется более углублённое изучение. Такой человек приходит к охоте. В результате, он изучает животный мир с его законами; растительный мир, т.к. он неразрывно связан с животным миром, познаёт подводный мир (если это подводный охотник). Так человек расширяет свой кругозор в области изучения природы. А зачем так нужна человеку природа?! И тут всё очень просто: у человечества нет иного способа существования, кроме эксплуатации природных ресурсов. Все мы живём только за счёт природы. Именно она имеет превородную основу нашей жизни.
1 ответ
олег крымцев
Хотел больше ничего не говорить на затронутую тему. Но мне очень понравились Ваши. рассуждения, Вадим.