Изображение ПРО - охотники с дробовиками встали на защиту от ракет?
Изображение ПРО - охотники с дробовиками встали на защиту от ракет?

ПРО - охотники с дробовиками встали на защиту от ракет?

Мне прислали из Петербурга журнал за ноябрь 2017 года, который я никогда не видел. На красивой цветной обложке — охотник в камуфляже с курковой двустволкой в руках. Вместо названия в левом верхнем углу три крупные буквы — ПРО.

Первое, что приходит на ум, аббревиатура «противоракетной обороны», которая едва ли не каждый день повторяется в телепередачах, посвященных международной политике, называемых на «инопланетном» языке ток-шоу.

Неужели охотники с дробовиками встали на защиту от ракет?

Но нет, конечно.

Это маленькая загадка, настраивающая на игривый лад, которая тут же и раскрывается — это то, о чем пишет журнал: путешествия, рыбалка, охота. Немножко забавно...

Но редакция вовсе не хочет охотников (рыболовов, путешественников) развлекать на привале забавками. Дело не только в названии, хотя и оно много значит.

Журнал рассказывает о вещах серьезных, жизненно важных для людей, увлекающихся охотой, рыбалкой, туризмом — занятиями, захватывающими людей «пуще неволи», нередко сопряженными с опасностями для их жизни.

Тема, безусловно, заслуживающая того, чтобы ее обсуждению и разработке посвятил свои страницы еще один любительский журнал. Недаром он появился в Петербурге, городе, отличающемся своей высокой культурой, одним из несомненных свидетельств которой является интерес к природе и ее знание.

Город всегда славился также культурой охотничьего дела. Любовь к природе и охоте прививали с юных лет знаменитые на всю Россию деятели культуры, знатоки природы и охоты питерцы Д.Н. Кайгородов, Виталий Бианки, И.С. Соколов-Микитов, Евгений и Никита Чарушины, Борис Житков, Лесник (Е. Дубровский), Е. Терник и другие.

Охотники России помнят ленинградский альманах «Наша охота», издававшийся известными писателями и журналистами-охотниками Г.А. Горышиным, М.В. Калининым, М.М. Смирновым, А.С. Мальчевским, А.А. Ливеровским, который в своей замечательной книге «Охотничье братство» прославил многочисленных друзей, питерских охотников.

Читайте материал "С ружьем и лирой: русская литература и охота"

У охоты есть очень привлекательная черта — она привлекает всех охотников в содружество. Один из дореволюционных журналов так и назывался — «Семья охотников». На охоте есть уважаемые, более опытные старшие собратья, но начальников нет.

И академик, лауреат Нобелевский премии, вице-президент АН СССР Н.Н. Семенов был такой же охотник, как простой егерь. Если какой-нибудь начальник из колоды тузов чувствует себя таковым и на охоте, это не охотник. Это стрелок-самопуп.

В питерском содружестве охотников всегда было немало именитых, известных всей стране людей. Одним из них был замечательный актер, увенчанный славой и любовью народа, Павел Петрович Кадочников. Не просто так я называю его — редактор нового журнала «ПРО» тоже Кадочников, но Алексей Николаевич. Однофамилец? Оказывается, племянник.

Охота, соединившая поколения, ставшая фамильным достоянием, славится верностью традициям и преемственностью. И самому Алексею Кадочникову, и новому охотничьему журналу есть, что наследовать.

Предвосхищая увидеть это в «ПРО», я стал знакомиться с журналом подробнее. Обрадовался, увидев знакомый портрет Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Как не вспомнить замечательного писателя прошлого века, классика чистого литературного русского языка и охотничьей литературы! И какого охотника! Молодцы!

Но первые же строчки очерка, написанного Ольгой Кублицкой (филолог, как мне сказали!), меня насторожили. Да тот ли уж это Иван Сергеевич, которого я знал более четверти века?! Что ни строчка, то (как бы помягче выразиться) неправда. Даже год рождения перевран! Но дальше, чтобы короче сказать, лучше перечислить все по пунктам.

1) «Не было в советском государстве человека, его не слышавшего ...». Соколов-Микитов не был широко и шумно известен ни в прошлом веке, ни теперь...

Для того чтобы воспринять его прозу, читатель должен обладать хотя бы задатками той любви к природе и к слову, которая побудила Ивана Сергеевича взяться за перо. А таких меньшинство. Но они есть, были и будут. Они-то и наделяют Ивана Сергеевича такой любовью, о которой смеет мечтать не всякий писатель.

Читайте материал "Охота в нашей литературе"

В отличие от модных сочинителей безъязыких поделок, появляющихся и исчезающих как бабочки-поденки. Соколов-Микитов — писатель вечной темы, пока существует человек и природа. Если человек не погубит среду своего существования и не погибнет сам...

2) «...позже, когда прошедший суровую школу военной журналистики автор осядет в Карачарове...»; «Опыт журналистской работы помогает писать точно и занимательно...» Но причем тут Соколов-Микитов? Он не был журналистом, тем паче военным.

Он плавал матросом, в Первую мировую ушел добровольцем служить окопным медбратом, летал мотористом в экипаже первых в мире тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»; после февраля 17-го служил во 2-м Балтийском флотском революционном экипаже...

Его рассказы и очерки о войне, печатавшиеся в прессе, это свидетельства очевидца, начинающего писателя, но никак не штатного журналиста. Участник нескольких арктических экспедиций, он получал от газеты «Известия» удостоверение спецкора, чтобы быть в составе команды судна и, будучи знатоком морского дела, писателем, готовить книгу, посвященную плаванию.

3) В Карачарове, в «его гостеприимном доме, будут останавливаться писатели 3амятин, Бианки, Федин, Твардовский, Солоухин…». Но как мог 3амятин, покинувший СССР в 1932 году, быть в Карачарове, куда Соколовы въехали летом 1952 года?! Не бывал в Карачарове и Бианки.

4) «Имя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова сегодня незнакомо широкому читателю…» Назову самое основное, что сделано общественностью для увековечивания памяти замечательного писателя и прекрасного человека, а читатель пусть судит, так ли уж забыто его имя, как утверждает Ольга Кублицкая.

а) Изданы сборники воспоминаний об Иване Сергеевиче его друзей и современников («Сов. пис.» и Детгиз, 1984 г., мемориальный том (840 стр.) «Возвращение». Худ. лит-ра, 2010 г.);

б) изданы Собрания сочинений писателя в 4-х томах (Худ. лит-ра, 1986 г.) и в 3-х томах («Терра-книжный клуб», 2006 г.);

в) установлены мемориальные доски на домах, где жил писатель в Ленинграде, Москве, Карачарове и в Смоленске, на здании бывшего реального училища;

г) две библиотеки в Москве и Смоленске носят имя писателя;

д) посвященные жизни и творчеству Соколова-Микитова, изданы монография в Москве (Худ. лит-ра,2016 г.) и книга в 2-х томах в Смоленске («Маджента», 2004 и 2017 гг.);

Читайте материал "Нужно возрождать культуру охоты"

е) в Твери и Смоленске учреждены ежегодные премии имени СоколоваМикитова за лучшие литературные произведения о природе;

е) разовую премию им. Соколова-Микитова учредил журнал «Юность», которую вручил 10 октября 2009 г. в Карачарове;

ж) Саратовским литературным музеем издана в 2008 г. переписка Соколова-Микитова с Фединым в течение более 50 лет (1922–1975);

з) проведены Всероссийские научные конференции, посвященные юбилейным датам со дня рождения писателя 30 мая 1892 г. — в 2007 году, в связи со 115 годовщиной в Твери и в связи со 125 годовщиной в 2017 году в Смоленске;

и) в библиотеках, носящих имя Соколова-Микитова, 30 мая ежегодно проводятся праздничные мероприятия в честь дня его рождения;

к) на родной Смоленщине работает мемориальный дом-музей, родовой дом Соколовых, в котором прошли детство писателя и годы наиболее плодотворной работы (1922/29 гг.); подобный музейный мемориальный комплекс открыт в Карачарове, где писатель провел последние 23 года жизни.

В различных издательствах России продолжают выходить книги Ивана Сергеевича... Но — хватит...

В заключение хочется напомнить редакции и автору очерка о Соколове-Микитове слова из записной книжки писателя: «Самый страшный, смертельный грех для художника, окончательное падение — ложь».

Что еще почитать