Изображение Промах – кто виноват?
Изображение Промах – кто виноват?

Промах – кто виноват?

Наступили холода, снег покрыл землю сугробами, наступила пора первых загонных охот на копытных, первые трофеи и первые промахи – кто виноват или в чем причина неудач.

Даже сейчас, когда приобретение нарезного охотничьего оружия несколько упростилось, большинство охотников продолжают использовать на зверовых охотах привычные и проверенные гладкоствольные ружья. Выстрел пулей из ружья 12-го калибра на расстоянии до 50 метров по месту остановит крупного лося и матерого кабана.

Шоковое действие тяжелой свинцовой пули хорошо известно. В средней полосе России, где загонные охоты проходят, как правило, в лесу и возможность дальнего выстрела редка, нет острой необходимости использовать карабин или штуцер, из которых без постоянной практики стрельбы промахнуться можно даже чаще, чем из прикладистой двустволки.

ВЫШЕ, НИЖЕ?

О ружье, с которым вы обычно стреляете на утиной охоте, по зайцу и боровой дичи, а теперь отправились на лося или кабана. Самое простое – купить пачку пулевых патронов, и если все сложится удачно, стать «героем» коллективного выезда на копытных. Но заметим, что так бывает далеко не всегда. Зверь вышел хорошо, приостановился, вроде и прицел был точный, а пуля выше в дереве или прочертила по снегу под брюхом лося, а того хуже, стрижка, кровь, а сохатый или кабан идут, и приходится обрезать и обрезать кварталы, чтобы добрать подранка. Почему вдруг ружье, точно бьющее дробью, пулей начинает попадать выше или сильно низит?!

Часто случается, что, стреляя из одного ружья разными видами пуль, результаты разнятся, это происходит и с пулями одного вида при различном снаряжении патронов и применении разных боеприпасов. Первым признаком некачественного патрона или пули, неподходящей к сверловке стволов ружья, служат несгоревшие порошинки после выстрела, но если даже они отсутствуют, это еще не значит, что пуля соответствует параметрам ружья.

Необходимо, чтобы пороховой заряд полностью воспламенялся и сгорал в первой трети ствола, тогда порох сгорит без остатка. Но бывает что нет должного сопротивления движению пули по стволу, не обеспечивается нужное давление для полноценного выстрела, но в чоковом сужении пуля идет с натягом и порох полностью догорает, полноценного выстрела нет, хотя и нет несгоревших порошинок, как первый признак такого явления – сильная отдача, сопровождаемая очень громким звуком и огнем у дульного среза.

По результатам многочисленных стрельб различными видами пуль, патронами, снаряженными различными способами и компонентами, из ружей различных характеристик, можно сделать некоторые обобщения. Если ружье низит при стрельбе пулей, то эту неприятность очень сложно поправить, можно частично повысить точку попадания, увеличив навеску пороха до максимума, и применять только лучшие компоненты при снаряжении патронов, о чем позднее.

Когда и это не даст результата, можно посоветовать стрелять с открытой планкой, величину открытия зафиксировав каким-либо приспособлением наподобие целика, закрепив его на прицельной планке сантиметрах в 10–20 от казенной части стволов, а как это сделать, должен решить хозяин такого «неудачного» ружья. Самое простое – целик изготовить из алюминия или жести, почернить и посадить на двухсторонний скотч.

Теперь о более типичном – завышении боя. Бывает так, что пули одного вида точно идут по месту, а другие ложатся значительно выше точки прицеливания. При одинаковом снаряжении патронов – количество пороха, прокладки, пыжи, капсюли одни и те же, как правило, завышение боя дают пули, диаметр которых чуть меньше калибра ружья, когда пуля свободно проходит по каналу ствола до начала дульного сужения под собственной тяжестью. От таких пуль следует отказаться, даже если марка изделия хорошо известна. Как правило, такое несоответствие происходит чаще с ружьями ТОЗа и некоторых иностранного производства, имеющих более свободную сверловку 18,5–18,6 мм для 12-го калибра.

ТОЧНО В ЦЕЛЬ

Обычно, если пулю приходится проталкивать шомполом по стволу, то и по цели она пойдет точно. Это касается, в первую очередь, калиберных пуль, но и подкалиберная пуля в специальном контейнере должна туго проходить по стволу. Увеличенный под пулю пороховой заряд требует более мощного капсюля-жевело. На порох желательно положить прокладку-обтюратор, картонная прокладка на порох тогда не обязательна, но как дополнение к обтюратору не помешает.

Пыжи, соответствующие диаметру ствола, должны быть эластичными, мягкими, под давлением увеличивать поперечное сечение, этим требованиям отвечают войлочные пыжи, сохраняющие свойства при низких температурах, древесноволокнистые пыжи лучше не применять. Полиэтиленовые пыжи-контейнеры применяются исключительно для подкалиберных пуль, высота контейнера уменьшается до величины пули.

Высота пыжей, их количество, толщина прокладок и усилия досылки компонентов в гильзу при снаряжении патронов должны быть одинаковыми. Если пули разнятся по весу, то отберите одинаковые или соскоблите часть свинца с тела пули, если позволяет ее конструкция. Под пули турбинного типа с отверстием по оси на войлок неплохо положить тонкую картонную прокладку, для более однородной деформации основного пыжа. Для закрутки оставьте не менее 5 мм закраины гильзы.

Владельцам самозарядных ружей нужно помнить, что нельзя в «автомате» с трубчатым подствольным магазином применять патроны с пулей, имеющей конусность в головной части, выходящей за габариты завальцовки, возможно срабатывание патрона в магазине от отдачи.

Если же есть желание стрелять таким боеприпасом, то придется ограничиться двумя выстрелами (1 патрон в стволе + 1 патрон в магазине), или увеличьте глубину закрутки, оставив на завальцовку примерно 8–10 мм дульца гильзы, но при этом может возрасти давление газов, и, если отдача ружья увеличится, можно попробовать менее мощный жевело. Для снаряжения почти всех видов пуль нужна специальная матрица для закрутки с углубленной серединой.

В зависимости от сверловки стволов, веса ружья нужно подготовить 3–4 серии примерно по пять патронов разных пуль и способов снаряжения. При этом, чтобы зря не переводить припасы, время и деньги, руководствуйтесь следующим – при дульных сужениях (д.с.) для 12-го калибра – цилиндр, 0,25, 0,50 мм смело применяйте калиберные пули, а при д.с. 0,75, 1,00, 1,25 мм желательно подкалиберные.

В ружьях 12-го кал. весом до 3,2 кг не следует использовать слишком тяжелые пули, максимум 30–32 г (с учетом веса контейнера для подкалиберных), если вес ружья 3,5 кг и более, то вес пули может быть и до 40 г. Подбирается пороховой заряд с учетом веса пули и ружья, но как правило он должен быть никак не меньше, чем в дробовом патроне (+10-15% обычная норма пороха под пулю).

ПОДГОНКА И ПРИСТРЕЛКА

Если у ложи высокий гребень и стрельба с закрытой прицельной планкой затруднительна, это может оказаться серьезным препятствием к стабильной и точной стрельбе пулей на дистанции, превышающей 30–35 метров. Советы изменить угол приклада (питч) для изменения точки попадания пулей несостоятельны. Питч изменяется для того, чтобы затыльник плотно всей площадью касался плеча, и взгляд стрелка через прицельную линию был по возможности прямой, а не исподлобья, а если затыльник плотно в плече, независимо от величины питча, ружье будет бить в одно и то же место и вертикальная отдача не изменится.

Изображение фото: Антона Журавкова
фото: Антона Журавкова 

Здесь изначально ошибочно подменяется неплотная вкладка, когда висит пятка или носок затыльника и ружье при отдаче «играет» по вертикали. Обычно любимое ружье подогнано по размерам и остается проверить бой и при необходимости пристрелять различно заряженные патроны, чтобы решить, на каких видах пуль и снаряжении патронов остановиться, с учетом также условий предстоящей охоты. Желательно пристрелять ружье на 35 и 50 метров, но можно ограничиться и одной 40–50 метровой дистанцией. Следите, чтобы затыльник был плотно в плече, на спуск нажимайте плавно серединой передней фаланги указательного пальца.

Первые выстрелы делайте с упора, затем пару стоя, если точки попадания сильно разнятся, то следует попрактиковаться в стрельбе пулей. Положение плеча и корпуса должны быть таковы, чтобы гасить отдачу ружья, не отводите плечо излишне назад, локоть правой руки не поднят и не прижат, в свободном ненапряженном положении, левая рука излишне не вытянута, под углом порядка ста градусов, скорее снизу, чем сбоку, поддерживает ружье за цевье.

Не прикладывайте излишних усилий при удержании ружья в плече, но и «свободы» ружью в руках не давайте. Поправки и подводка к цели осуществляются только движением корпуса. Контролировать мушку относительно прицельной планки нужно обязательно. Дома хорошо потренироваться в удержании мушки на цели и спуску курка без ухода с точки прицеливания.

ПОРА НА ОХОТУ

Ружье пристреляно, патроны подобраны, пора на охоту. Здесь уже нужна выдержка, правильное поведение на номере, хорошо подогнанная амуниция и одежда. Правильное определение расстояния до зверя приходит с опытом, но по возможности не бойтесь (зверь сам боится охотника), подпускайте лося или кабана как можно ближе и стреляйте по месту, верный выстрел по лопатке, передней трети корпуса зверя. На ходу, при правильной ровной поводке ружья, стреляйте по переду обреза груди, без остановки ружья и в меру 35–45 метров.

Правильно встать на номере и заранее определить зоны и ориентиры стрельбы, об этом всегда напоминают при инструктаже, и не забудьте это сделать в лесу. Пока не начался загон, попрактикуйтесь во вскидке, поводке и прицеливании. О том, что стоять на номере нужно не двигаясь, тихо, без шума отвести мешающие ветки, не прятаться за дерево и кусты, излишне не утаптывать снег под ногами, встать спиной к стволу, елкам или другой растительности, не стрелять вдоль стрелковой линии и по зверю, идущему на соседний номер, – всегда должен знать и помнить каждый охотник.

Кто же виноват в промахе, когда ружье пристреляно, патроны что надо, пули в мишень перед выездом на охоту легли точно и кучно, стрелок вы умелый, то в неудаче виноват... охотник, где-то или что-то упустивший, казалось бы, мелочь, забыв, что в зверовой коллективной охоте мелочей нет.

Один мой знакомый Анатолий, еще в советское время привез из-за границы две коробки по 25 шт. патронов с пулями, разделяющихся при попадании по зверю, что-то вроде нашего «Якана». По мишени пули ложились на удивление ровно, выстрел сухой по звуку, при несильной отдаче, в общем то, что надо. На охоте лось сразу ложился, даже когда пуля не поражала сердце зверя. Такой патрон – мечта охотника, если бы не случай.

Мещера, в загоне несколько лосей. С Анатолием стоим на соседних номерах, редкий лес с подлеском из кустов орешника просматривается далеко, под загонщиками пара лосей идет ходко, шевеля ушами, стараясь определить, откуда им угрожает опасность. Не дойдя до Анатолия метров тридцать, замечают «не вписавшегося» в белизну зимнего леса охотника, но поздно, звучит выстрел, и я вижу как две стрижки летят с бока сохатого.

Круто повернувшись и подняв голову с темной бородой, на махах, сопровождаемый вторым выстрелом, лось пошел вдоль номеров на меня. Ударил «Вяткой» и для верности еще раз. Красавец с шестью отростками на широких лопатах лежит в двадцати шагах от меня. Ошкурив выяснялось, что пуля Анатолия, видимо, пройдя по веткам кустов, «открылась» и лишь слегка ранила зверя – первый выстрел и стрижки, второй выстрел был промах.

Так прекрасная пуля, примененная не по обстановке, наличие большого количества кустов, подвела охотника. Какой можно сделать вывод – на охоте нужно было бы иметь пристрелянные патроны двух видов пуль, вот такую мелочь не предусмотрел охотник.

Что еще почитать