Изображение Пустой
Изображение Пустой

Пустой

2009 год. До открытия весенней охоты еще два дня. Я еду на гуся. Я уже давно постиг премудрости охоты на весеннего лесного кулика и с подсадной не один сезон отохотился, да и косачей брал из шалаша, но была у меня мечта - весенний гусь.

Еще осенью Игорь предложил съездить под Переславль-Залесский и попытать счастья в охоте на гуся. Игорь бывший военный инженер и поездил по дальним заставам нашей необъятной. Камчатка, Хабаровск, Якутск и Белорусия - где служил там и охотился разбавляя не скудную, но однообразную армейскую кухню лесными изысками.

По его рассказам начальство быстро прознало о его добычливости и регулярно отправляло его на пополнение продовольственных запасов, да еще по результатам и увольнительную в качестве премии давали. А куда с Камчатки в увольнение? Конечно на охоту!

Ну а выйдя на пенсию Гарик (так зовут его друзья) и вовсе "одичал". Дети взрослые, разъехались. Весна у него начинается в степях Калмыкии, а осень заканчивается на северном Кавказе. В промежутке Карелия, Переславль, Воронеж и т.д.

Китайский Ховер с усиленной подвеской быстро катит по Ярославскому шоссе, хотя в "письмах счастья" с камер контроля скорости название этого шоссе звучит как-то поэтичнее: "трасса Москва-Холмогоры". По дороге у Гарика выпытываю мельчайшие особенности охоты.

Литературы за последнее время перелопачено море, в теории я чемпион мира по охоте на гуся, но Гарик мне открывает такие тонкости о которых в охотничьей литературе не пишут - то ли не знают, то ли скрывают. Экипирован я отлично - с осени готовился. Цельнокорпусные чучела итальянские, флюгеры, маскировочная сетка, и масса всяких мелочей как тогда я считал просто необходимых.

Изображение фото: Каширина Дмитрия
фото: Каширина Дмитрия 

Два часа в разговорах, въезжаем в Переславль-Залесский, а у меня вопросов не поубавилось, ну да ладно, буду решать проблемы по мере их поступления. Первым делом за путевкой. В охотобществе народу - не протолкнуться! Хорошо что мы заранее договорились с Сергеем Николаевичем - директором охотобщества о путевке, а заодно и о жилье.

Первая неприятность - у меня билет МООиР у Гарика ВОО. Мне путевка на сезон обошлась в две тысячи, а ему в три раза дороже. На мечту мне денег не жалко, а вот пенсионерам, пусть даже и местным, думаю две тысячи не подъемная сумма.

Правда у чиновников все оправдано - лютует птичий грипп, деньги идут на борьбу с ним. В голове картина маслом: егерь заботливо колет прививки, а гуси в очереди терпеливо ждут.

Итак, путевка на руках, едем размещаться в охотничий домик к Сергею Николаевичу. По пути заезжаем в Ботик Петра, так, для расширения кругозора. Далее до села Купанское. Все, на месте. Условия размещения просто барские - три комнаты на двоих плюс огромная кухня-столовая. Пятьдесят грамм с "устатку" чтоб вкус не забыть и разговоров до позднего вечера. Завтра у нас еще целый день до открытия. Перед охотой мне редко удается быстро уснуть - вспоминаются всякие мелочи. А вот утром встаю до будильника, хотя на работу проснуться всегда было для меня проблемой.

Изображение фото: Каширина Дмитрия
фото: Каширина Дмитрия 

Место находится в часе езды от Купанского. При подъезде к полю видим картину: с края пашни и осеннего скоса в воздух поднимается огромная стая белолобого гуся, делает облет и садится на соседнее поле за километр. Все, с этого момента ни о чем другом я думать уже не могу. Понять меня сейчас может разве что легавая застывшая в стойке и ждущая любующегося ею хозяина.

Удача на нашей стороне - место определено правильно, осталось сделать скрадок - дел на полчаса. Так мне тогда казалось. Большая территория разделена кустами вербы на ячейки полей. Одни засеяны озимыми другие стоят на парах. Выбираем место на краю пахоты. Для начала решаем для скрадка нарубить жерди. Сразу понимаю что подаренный мне другом мачете для этого не очень подходит, тут очень пригодился бы топорик.

Скрадок на двух человек и нужно как минимум восемь жердей - полчаса минус. Вбиваем жерди по четыре штуки на переднюю и заднюю стенки. Потолок решаем не делать, стены делаем с уклоном к центру, но оставляем над головой место для маневра - встал и стреляй. Мелкими ветками переплетаем жерди и получается более менее монолитная конструкция. Накидываем на стенку маскировочную сетку и понимаем что скрадок смотрится инородным элементом на поле.

Добавляем сухой травы, ставим к стенкам сухой борщевик - вот тут очень пригодились пластиковые стяжки. Венец всему пластиковая ворона на самой высокой жерди. Отошли, посмотрели - красота! На все про все ушло три часа. Пора на базу - время обеда, завтра состоится моя первая охота на гуся.

Полшестого утра, подъем. Да и не спал я особо. За ночь добыл пару сотен гусей которые пикировали тысячами на наш скрадок. От последних уже отбивался прикладом - всю эту войну прервал будильник.
Быстрый завтрак и вперед! За час доехали и опа - в двадцати метрах от нашего скрадка стоит еще один, правда разборый скрадок! Чучел нет, подходим, заглядываем внутрь, стульчик да ворох сена - хозяина нет. Начинаем выставлять чучела.

Самого дальнего ставим в двадцати метрах от скрадка на пашню. Хорошо взял сапоги высокие - ноги по колено проваливаются. Пока ставил весь взмок. Температура минусовая, градусов пять, а вчера днем до плюс десяти доходила. Чай из термоса и дежурный бутерброд.

Изображение фото: Каширина Дмитрия
фото: Каширина Дмитрия 

Заряжаемся, я выбираю два нуля, а Гарик как более опытный берет ноль и тройку. Ну думаю весь гусь мой - у меня и дробь покрупнее и на МР-153 навинчен "супергусь", А у Гарика древний ИЖ12 купленный еще его отцом в комиссионке лет сорок назад. Думаю низко все равно он не пойдет, а манить я пока не умею.

Тут надо пояснить - я с Гариком давно на птицу хожу и знаю его способность работать манками, а точнее будет сказать халтурить по страшному, ну нет у человека ни чувства такта ни слуха, он начинает манить - рябчик шарахается а утка на дальний кордон уходит. У меня напротив за плечами музыкальная школа - я и уток после выстрела на второй и на третий круг разворачивал и рябчика на колени сажал, вот только гуся пока не понимал как манить, но это дело наживное, мне главное в живую послушать, а не в записи. На шее четыре манка и даже опытный Гарик в этом вопросе положился на меня.

Небо низкое, темно-пепельное, того и гляди снег посыплет. Сидим, ждем. Гарик шепчет:
- "Впереди на одиннадцать часов."

Я вглядываюсь в небо, ну не вижу хоть убей! Зрение минус один, ношу очки, но мне это не мешает, а тут ну как на зло не вижу и все! Рассвело давно, да и слышу я гоготание, а видеть не вижу!
Гарик, понимая мою проблему, хватает меня под локоть, поднимает со стульчика и рукой показывает в сторону гусей. Все, вижу. Пара летит очень высоко и немного краем.

- Видишь?
- Теперь да, но зачем ты меня поднял? Они теперь точно на нас не налетят!
- Первый и последний раз показываю, теперь будешь понимать куда относительно горизонта смотреть.

Потом я анализировал эту ситуацию и понял что не зря мне Гарик вначале показал летящего гуся. Дело в том, что не было у меня нужды раньше так далеко птицу высматривать - коростель да перепел из под ног вылетают, тетерев поздней осенью, когда уже в стаи сбивается, тот метров за двести-триста взлетит, а гуся в табунке километра за два-три, а то и дальше видно, не привычно для меня, вот и не мог я резкость в глазах настроить.

Как подтверждение, следующий табунок из семи белолобиков я углядел издалека, шли высоко, но точно на скрадок. Попробовал поманить поочередно всеми манками и выбрал один, остальные убрал в сторону - по тембру они не подходили. Как мне показалось гусь пошел на снижение, но метров за триста отвернул направо вне зоны выстрела и мы решили его пропустить.

Дальше произошло неожиданное - у скрадка который мы по утру обнаружили стоящим рядом с нашим откинулась крыша, показалась голова лешего и раздалась пулеметная очередь из семи выстрелов. Самое удивительное что гусь пошел правее нашего скрадка метрах в ста пятидесяти, а сосед сидел слева еще метрах в двадцати.

Изображение фото автора
фото автора 

Откуда он там взялся? Мы же проверили скрадок и он был пустой, а пройти до него можно было только мимо нас. Встаем, идем к соседу. Нас встречает угрюмый парень лет двадцати пяти, экипированный по последнему слову техники и моды - ружье Беннелли, костюм "Леший".

- Ты откуда тут взялся?

Спрашивает Гарик.

- Я сюда еще затемно пришел, спал.

Ага, так это тот ворох сена на полу в скрадке и был наш сосед.

- Как же ты скрадок так близко к нашему поставил? Приехал на гуся, а сидишь без чучелов и над головами нам палишь по птице которая летит метров за триста!

Гарик, надо сказать, на вид очень солидный мужик с резкими чертами лица и кулаком с пивную кружку. Вышел он в отставку в звании подполковника и командный голос у него слава богу выработан. Короче ретировался парень на соседнее поле метров за пятьсот от нас.

Сидим дальше, вдалеке то тут то там постреливают, время ближе к десяти. Гусь летит, но то высоко, то в стороне, а мои попытки подманить заканчиваются тем что гусь летит еще быстрее и выше.

Ближе к полудню погода резко меняется, начинает дуть сильный боковой ветер и с неба сыплет крупный мокрый снег. Условия скажу я вам мало приятные. А Гарик потирает руки:

- Теперь точно без добычи не останемся!
- Как так?
Говорю я.
- Смотри в оба и не спеши, метров за триста уже не мани.

Через пятнадцать минут очередной налет. Табунок из пяти белолобиков увидел издалека - шли они точно на наши чучела, шли низко, но только очень медленно - сильно мешал боковой ветер и гуся сносило в сторону. Целую вечность табунок подлетал на расстояние выстрела, не делал ни каких заходов и облетов, а просто боролся с ветром.

Все, четко вижу на животе темные полосы, вскакиваю делаю два выстрела и понимаю что мажу. Гусь просто поворачивается боком и ветер за секунду стаю относит за пределы выстрела. Гарик даже не встает - сидит ухмыляется и смотрит на мое противотанковое ружье.

- Понял свою ошибку?

Понял я все еще в момент выстрела. Быстро разряжаюсь, снимаю насадку "супергусь", убираю ее в чехол (в последствии ни разу больше ей не пользовался), ввинчиваю получок и заряжаюсь контейнерной двойкой.
Следующий налет через полчаса, все по той-же схеме с сильным боковым ветром, вот только метров за двести, то ли устав бороться с ветром, то ли заподозрив не ладное табунок отворачивает. Все, обед. Лук, яйца, сало и чай с булочкой. Ветер утих, снег прекратился и даже иногда солнце на секунды стало появляться среди туч.

Эту пару я издалека заметил - летят не высоко точно на скрадок, переговариваются, на чучела ноль внимания. Метров за пятьдесят вскакиваю, стреляю в первого - мой, тут же ствол на второго - мимо, еще раз - мимо.

Первый падает на пашню в десяти метрах от скрадка чисто битый. Гарик сажает меня, рвет с моей шеи манок, отпускает гуся подальше и давай кашлять в манок что есть мочи. Как это не странно, но метров за пятьсот второй гусь разворачивается и опять заходит на скрадок, вот только повыше - стрелять смысла нет. Гарик опять его отпускает метров за триста и опять манит - гусь как заколдованный опять поворачивает и заходит на третий круг. Меняю свое мнение насчет музыкальных талантов Гарика.

Изображение фото автора
фото автора 

В этот раз налетел пониже. Стреляю, гусь по спирали падает метров за сорок от скрадка на пашню и бежит. Стреляю, мимо. Гарик тут как тут - нулем метров за шестьдесят добирает.

Весь грязный и мокрый (шестьдесят метров по мокрой пашне это что-то) с идиотской улыбкой пляшу шаманские танцы вокруг гусей. На сегодня все, впечатлений пруд пруди, да и усталость сказывается - почти не спал до охоты. Едем на базу, впереди еще два дня охоты. В итоге пять гусей на двоих за три дня, для меня, впервые выбравшегося на такую охоту впечатляющий результат.

С тех пор весенняя охота на гуся для меня на первом месте, она сложна и физически и технически и тем ценнее трофей. Вот только Гарик тащит меня теперь в Волгоград на дикого фазана и утверждает что тоже масса впечатлений обеспечено. Что же, поживем увидим!
 

Что еще почитать