К открытию осенней охоты в Астраханской области. Нюансы и тонкости

Изображение К открытию осенней охоты в Астраханской области. Нюансы и тонкости
Изображение К открытию осенней охоты в Астраханской области. Нюансы и тонкости

В первом материале рассказывалось о нормах по добыче охотничьей дичи в сезоне охоты 2025-2026 годов. Здесь же обращали внимание на некоторые, вероятно, технические ошибки. Они касаются охоты на лебедя, гуся, уток и даже баклана. Формулировки этих объектов добычи могут ввести в заблуждение

Сезон охоты 2025 года в Астраханской области. Нормы добычи птиц

Наше охотничье братство пополняются новыми людьми, которые имеют знания по охотминимуму, но… К примеру, они продолжают задавать вопросы о том, а почему на Нижней Волге, не разрешают добывать бекаса и других куликов, что много собирается здесь осенью. Не понимают они и причины запрета охоты на некоторые виды цапель, квакв и голубиных.

Одновременно они просят рассказать о возможных наказаниях в случае, если они по осторожности добудут этих птиц. Не все знают о том, а почему нельзя добывать дичь, которая внесена в Красные книги. При этом вопросы эти звучат не только у астраханских охотников. Поэтому автор решил сделать разъяснения по этим вопросам и проинформировать о регулирующих эти отношения нормах охотничьего законодательства.

Напоминаю о нормах права, без знания которых ваш вопрос не разъяснить:

1. Правоотношения в области охоты, прежде всего, регулируются Федеральными законами: от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон об охоте) и от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ФЗ – 52).

Отдельные положения о регулировании охоты Кодексах и иных ФЗ, нормативно – правовых актах. Есть и Правила охоты, утвержденные Приказом МПР от 24.07.2020 г. N 477.

Под охотой (п. 5 ст. 1 Закона об охоте) понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Частью 2 ст. 29 этого же Закона установлено, что любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Законом об охоте.

Нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и т.п. является незаконной. Иными формами незаконной охоты можно считать любые действия, совершенные в нарушение правил, предусмотренных Законом об охоте, причинившие ущерб.

2. О Красной книге. Впервые о Красной книге заговорили в Советском Союзе, а в августе 1978 года ее учредили.

Красная книга Российской Федерации (ККРФ) — это основной государственный документ, учреждённый в целях выявления и регистрации редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций. Правовую основу формирования и ведения ККРФ и Красных книг субъектов Российской Федерации составляют Закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (ФЗ – 7)  и Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ФЗ - 52).

Ведение и издание Красной книги Российской Федерации выполняет обязательства России по принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро Конвенции о биологическом разнообразии. В настоящее время Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2020 № 162.

В регионах РФ есть свои Красные книги. Так, в Красную книгу Астраханской области (ККАО), где есть перечень (список) объектов животного мира, охраняемых в регионе (постановление от 07.11.2024 г. № 08 – Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (Служба).

Списки краснокнижных птиц по регионам могут разниться по понятным причинам, к примеру, не все такие птицы могут быть в регионе. Поэтому региональные власти при подготовке документов по открытию охоты, сверяют имеющиеся списки.

3. Почему нельзя охотиться на дичь, которая не указана в вашем разрешении на добычу охотничьих ресурсов?

Такая охота является незаконной и приравнивается к браконьерству. К тому же, оборот дичи, принадлежащей к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Думаю, будет не лишним напомнить, что грубыми нарушениями правил охоты (браконьерством) считаются:

- охота без охотничьего билета (членского охотничьего билета) или с недействительным билетом;

- охота на запрещенные к добыче виды охотничьих животных, охота вне сроков охоты на данный вид животного;

- охота в запрещенных местах (заповедниках, республиканских заказниках, особо – охраняемых природных территориях);

- охота на диких копытных животных или бурого медведя без действительной лицензии;

- охота без договора (наряд-задания) на лицензионные виды пушных зверей;

- охота с применением запрещенных орудий или способов охоты.

Соответственно, любое отклонение от правил охоты, установленных Законом об охоте, является браконьерством. Запрещена добыча краснокнижных животных, к каковым относятся и птицы. Исключение возможно лишь в порядке, установленном законодательством.

Ответ на вопрос, а почему в Астраханской области и других регионах нет охоты по куликам, надо задавать руководителям Службы и аналогичных органов власти. Куликов, обитающих на территории России, насчитывается 76 видов. На Нижней Волге обитают или через нее мигрируют многие представители 8 видов семейств куликовых... Автору на охотах здесь встречались представители семейств: веретенники; кроншнепы; песочники; бекасы и зуйки.

Так, кроншнеп разных подвидов занесен в Красную книгу: большой кроншнеп, внесен в ККРФ и ККАО; тонкоклювый кроншнеп, занесен в ККРФ; средний кроншнеп – в ККАО. Ходулочник – есть в ККАО. Бекасы тоже встречаются, но разрешения на охоту на них, по каким – то причинам, не выдаются.

О чапурах и кваквах. Чапуры - это астраханское название цапель. Охота на некоторые виды цапель и квакв в установленном законом порядке открыта на Нижней Волге уже несколько лет. В первом материале о предстоящей осенней охоте об этом сообщалось.

Готовясь к охоте, освежите свои знания охотничьего законодательства. Помните, что охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов,  является незаконной.

За такие нарушения охотник может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 258 УК РФ, административной (ст. 8.37 КоАП РФ) и гражданско-правовой ответственности, т.е. возместить вред, причиненный охотничьим ресурсам (ст. 58 Закона об охоте; ГК РФ).

За незаконную (зная об этом или не зная) добычу дичи, занесенной в ККРФ и (или) охраняемой международными договорами Российской Федерации, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 258.1 УК РФ, административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ, а так же гражданско-правовой ответственности. За незаконный оборот с видами дичи, занесенных в ККРФ либо охраняемых международными договорами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, нарушитель подлежит административной ответственности.

Пугать санкциями по названным статьям не буду, все названые статьи можно найти в Интернете и прочесть.

Возмещение вреда охотничьим ресурсам регламентируются:

- Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2019 г. N 750 "Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации" (постановление 750);

- Приказ МПР России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (Приказ 948).

Названые нормативные акты можно найти в Интернете и прочесть самостоятельно, поэтому остановлюсь лишь на некоторых вопросах возмещения вреда за незаконную добычу некоторых видов куликов.

К примеру, в результате незаконной охоты в ОДОУ добыты 4 бекаса. Исчисление вреда, причиненного охотничьим ресурсам, будет рассчитываться по Приказу 948.

Приложение 1 Приказа устанавливает таксу по бекасу в 100 руб. за птицу. За 4 птицы эта сумма равна 400 руб.

Приложение 2 Приказа, устанавливает, что перерасчетный коэффициент, в нашем случае 3.

Таким образом, сумма ущерба от незаконной добычи 4 бекасов составляет 1 200 руб.

Если же вы незаконно добыли двух гусей, то общая сумма ущерба составит 500 руб. х 2 птицы х 3 = 3 000 р.

Ни пуха Вам, ни пера, уважаемые наши читатели!