Изображение Волк  и шакал
Изображение Волк  и шакал

Волк и шакал

Астраханская область – благодатный край для многих животных. Как сообщило в ноябре прошлого года Министерство сельского хозяйства Астраханской области (далее – Минсельхоз), численность только племенного поголовья КРС на начало 2012 г. составило почти 66 тысяч голов.

Астраханская область по-прежнему ведущий регион России, где разводят верблюдов – бактрианов калмыцкой породы. Их численность составляет 4,5 тыс. голов (70% от показателя по России). Поголовье лошадей в регионе составляет 30,8 тыс. голов, из которых табунных лошадей мясного направления 17,2 тыс. голов. На отгонных пастбищах, в личных подворьях и в КФХ, имеются десятки тысяч овец, тысячи свиней, разводится домашняя птица.


Настоящим подарком для серых хищников является то, что КРС, овец и свиней в большинстве личных подворий, выращивают в вольных условиях. Домашние животные в поисках корма без присмотра бродят по угодьям, представляя собой легкую добычу для волка.


ВОЛКОБОЙ


ЗМУ 2012 г. показал, что волка в регионе более 1109 особей, а с учетом молодняка 2012 года популяцию этого хищника составляли примерно 2000 особей.
Животноводы и специалисты охотничьего хозяйства с грустью говорят, что, наверное, точный ущерб от волкобоя не знает никто. Волкобой для Астраханской области – это реальность, и в 2010 году составил: овец – 16 000; КРС – 1 900; лошадей – 900; верблюдов – 43.И это только по племенным хозяйствам.


За 2012 год волкобой по племенным животным (лошади, верблюды) составил 436 голов на сумму 20 млн рублей. Лидируют Красноярский, Камызякский, Наримановский и Харабалинский районы.


В последнее время волки обитают не только в степной зоне области, но и в пойме. Немало их в федеральных заповедниках, где охота на них запрещена. Осмелели серые и оттого, что мало кто из чабанов имеет оружие для охраны овец, лошадей, верблюдов и КРС.


Специалисты Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее – Служба), работники Минсельхоза, охотники и чабаны рассказывают, что в последние годы они частенько наблюдают за стаями волков, перемещающимися вслед за отарами овец, КРС, лошадями и верблюдами.


Шакалы появились практически во всех районах области, отмечались их заходы за границы областного центра. Эта тварь очень плодовита и приспособилась к местным условиям. Нередки случаи спаривания самок шакала с одичавшими собаками. Эти метисы еще более опасны – они не боятся человека.


Шакала охотники добывают попутно, часто бросая его туши на месте отстрела. За 2012 год в различных районах области, по данным Службы, было добыто 65 особей шакала.
Негативно влияет на популяцию волка и то, что регион граничит с Калмыкией и Казахстаном. Здесь волков и шакалов если не больше, то уж никак не меньше. Волки же границ не признают, мигрируют туда, где безопаснее и больше пищи. Причем калмыцкие волки очень плодовиты. Ученые и специалисты подсчитали, что по весне взрослая волчица приносит по 5–10 щенков, которые к зиме ни в чем не уступают своим кровожадным родителям. В этом регионе от волкобоя, т.е. от нападения волка на животных, погибает ежегодно в среднем до пяти тысяч овец.


Серые хищники из соседнего Казахстана мигрируют в восточные районы астраханского региона не только в холодное время года, но и как только казахские власти и охотники начинают очередную компанию борьбы с волком. Причем какая-то часть из мигрирующих хищников остается и ассимилируется с местным подвидом.


«РОГ» сообщала, что на изменение популяции волка в этом регионе повлияли боевые действия на Северном Кавказе. В юго-западные районы региона пришел кавказский волк.
Все эти причины привели к тому, что волки Астраханской области не только ассимилируются, но и стали более дерзкими и агрессивными. Они нападают на домашний скот, КРС и даже на молодь верблюда в дневное время, и не только зимой, но на протяжении всего года. Нередки случаи их нападения на людей.


Так, 26 сентября 2012 г. в газете «Маяк дельты» (Камызякский район) сообщалось, что в с. Нижне-Никольское зарегистрированы два случая нападения волков на жителей окрестных сел. 


Косвенно о количестве волка и шакала в Астраханской области могут свидетельствовать следующие сведения о его добыче. В 2009 г. волков добыто 810, в 2010-м – 584 особи. В 2012 г. в борьбе с волками и шакалами
113 охотников добыли 381 волка.


И это при том, что основная добыча волка активизируется с открытием осенней и зимней охоты в регионе.


НАШИ ВОЛЧАТНИКИ


Добывают волка чаще традиционными способами: загоном, с подхода, на логовах.
Работники Службы назвали много имен охотников-волчатников.
В поселке Хошеутово Наримановского района, граничащего с Калмыкией, живет опытнейший волчатник Гайнидин Сарсеков, который за почти 30-летний охотничий стаж добыл более тысячи волков. Он охотится на волка и днем и ночью. Приучил к охоте на серого разбойника и своих сыновей.


Есть в регионе и волкогонные стаи. Одну такую стаю держит и активно использует в борьбе с волчьей напастью Михаил Михайлович Копейкин, егерь из Икрянинского района.
Результативно с собственной волкогонной стаей охотничьих собак в Красноярском районе охотится А.Г. Девликамов.


Добыли по несколько волков Алексей Серов из Астрахани, Владимир Михайлович Михаметов (охотится в Енотаевском районе). Хороших результатов в борьбе с волками окладом флажками добился коллектив охотников во главе с Юрием Павловичем Старцевым, тоже из Енотаевского района.


В Наримановском районе активно уничтожает волков старый охотник Бахсгул Имангажиев, который в одиночку отыскивает логова хищника.
Региональные власти ведут борьбу с волками и шакалами организованно, не жалеют денежных средств для поощрения добычи волка и шакалов. Так, за волчицу размер вознаграждения составляет 3 550 рублей, за волка – 3 000 рублей, за волчонка до одного года – 1 500 рублей. За самку шакала можно получить 1 500 рублей, за самца – 1000 рублей, за щенка шакала до одного года – 500 рублей.


В 2012 году сумма выплаченного вознаграждения за уничтожение волков и шакалов составила более 1,2 млн рублей.
Уничтожение волка и шакала, конечно же, должно вестись в течении всего года. Кто-то, прочитав это, посчитает утверждение спорным. Ведь в этом случае надо получить разрешение на добычу волка и шакала, и тогда охоться на эти виды до начала осенней охоты.


Волк и шакал – это охотничий ресурс, а значит, имеет норматив изъятия. Так? За разрешение на добычу каждой особи волка и шакала пошлину в 400 рублей заплатить надо? А как быть частным охотпользователям, которые предоставляют охотникам услугу по охоте на волка и шакала? Конечно же, надо перед этим провести учет этого ресурса. Обосновать заявку на их добычу и получить разрешения. Затем уже зазывать любителей этого сафари в свои угодья.


В последних изменениях Правил охоты сказано, что на волка и шакала можно охотиться лишь в период охоты. При этом можно применять транспортные средства в случае, если это средство внесено в разрешение на охоту.


На территории региона нет весенней охоты, а поэтому с 1 марта Служба выдавала разрешения на регулирование численности волка и шакала до открытия охоты.
Думаю, такая законодательная заорганизованность охоты на волка и шакала пользы не принесет. Пора ставить вопрос об очередном изменении охотничьего законодательства, регламентирующего охоту на волка и шакала.

Что еще почитать