Изображение На севере Подмосковья
Изображение На севере Подмосковья

На севере Подмосковья

Закончилась весенняя охота

Почему именно эту охоту мы ждем с особым нетерпением? Трудно сказать. Может, надоедают снега? Скучаем по весне, теплу? Не знаю. Но эта охота — самая долгожданная. Во всяком случае для меня.

В минувшем сезоне охотился я только на вальдшнепа в Темповском охотхозяйстве МГО «Динамо», на самом севере Московской области. Цена на путевку была вполне умеренная.


Вечер открытия 17 апреля выдался как по заказу: тепло, пасмурно, небольшой дождичек. Самая вальдшнепиная погода. Ну и вальдшнеп не подвел. Двенадцать вальдшнепов прошли на выстрел! Взял только двух. И, к сожалению, один подранок был потерян. Почему так мало было добыто при таком количестве налетевших? Сам виноват. То решил закурить, а вальдшнеп тут как тут, то банально промазал. Но праздник состоялся. Вальдшнепы налетали и слева, и справа, и спереди, и сзади. Все с хорканьем и цыканьем.


Почти каждый день мы с отцом ходили на охоту. В основном в одно и то же место, где я охочусь уже не один год. Место это — своеобразный перекресток вальдшнепиных маршрутов. Я почистил его от кустов, чтобы лучше видеть места падения дичи. Очень не люблю терять добытую дичь. Не от жадности. Сказанно Богом: «...да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9:2-3). Да, все дается в пищу. Посему каждую битую мною дичину считаю нужным потребить в дело. И если не нахожу подранка, то весьма расстраиваюсь: зря животину загубил. Мой друг Валерка Сушанло стреляет вальдшнепов только на дистанции, когда уверен, что потом найдет битую птицу. По-моему, это нормально.


Кстати, о подранках. На вальдшнепиной охоте, да и на других вечерних охотах, в связи со слабым естественным освещением, бывает трудно найти битую дичь. Даже фонарик не всегда помогает. Поэтому если не нахожу дичь сразу, то возвращаюсь на место охоты утром и продолжаю поиски. Это приносит результаты. Вот и на этой охоте одним вечером решили с отцом сменить место. Приехали на то место, где мы с Сашкой стояли 10 апреля, когда видели восемь вальдшнепов. За вечерку пролетел один, который был мной бит чисто. Он упал метрах в 10 от меня в сухую траву и небольшую поросль кустарника. Я долго лазил, но не нашел добычу. Утром отправился на то же место и после недолгих поисков обнаружил вальдшнепа, лежащего в небольшой ямке спиной вверх. Это успокоило мою совесть — дичь не пропала зря!


После 17 апреля охота стала хуже. Прежнего изобилия уже не было. Видимо, севернее потеплело, и пролетный вальдшнеп прошел на север, остался один местный. Да и погода была не очень удачная. С потеплением и увеличением светового дня тяга начиналась все позднее и позднее. За все время я взял пять вальдшнепов, а два были сбиты, но не найдены. В общем, семь штук. Вполне неплохо. Видел игрунков. Оба шли с цыканьем и хорканьем. Взял одного из них. Был случай, когда сбил вальдшнепа, а пока лазил, искал его, над моим местом прошли еще три. Сбитого я не нашел. А когда встал на место, тяга закончилась. Наутро я не смог вернуться на место охоты — уехал. И вальдшнеп пропал, и других пропустил.


На тягу хожу со старым «Зауэром» модель 8 1949 года выпуска 12 калибра. Оружием доволен, бой прекрасный. Стреляю вальдшнепа дробью № 7. В правый ствол кладу патрон без контейнера, а в левый с контейнером. Вот и вся премудрость. Шестнадцать дней охоты — хорошо. Наохотились все вволю. Если раньше после закрытия охоты слышались выстрелы еще несколько дней, то после второго мая в лесу больше не стреляли — хватило.


Мой друг Александр Бурцев увлекся охотой с подсадной. Завел уток. В этом сезоне его добычей стали девять селезней кряквы. Причем самые результативные охоты были с начала открытия. Потом все хуже и хуже. В воскресенье 18 апреля за зорьку выполнил норму. Три селезня кряквы — один крупнее другого — стали его добычей. И все это благодаря прекрасной работе подсадных. Кстати, приобрел он в этом году электронный манок. По его словам, толку от него никакого. Селезень только на живую подсадную реагирует. Александр — член РООиР. Для него путевка стоила 1200 руб. — сезонка на селезня с подсадной, на гуся и вальдшнепа. Весьма демократично.


Цены на путевки в этом году не возросли, остались на прошлогоднем уровне. Но тут проблема в том, что по большому счету открытие охоты было не совсем законным. С 01.04 вступил в силу Закон об охоте, а правила добывания и областные законы об охоте не приведены в соответствие с Федеральным Законом. То же и с ценами на «бесплатные» путевки. Вроде бы придумали какой-то сбор в 400 рублей за бесплатные путевки. Но опять же все это не продумано, не разъяснено. Говорят, в одной из черноземных областей с охотника содрали около 19 тысяч рублей за бесплатную путевку. Все очень просто. Он брал путевку на все виды дичи, и с него взяли по 400 рублей госпошлины за каждый день. При этом по 400 рублей отдельно за гуся, селезня и вальдшнепа. А в Ивановской области якобы потребовали предоплату с охотобщества за госпошлину: «Сколько у вас пропускная способность? Вот и внесите денежки вперед за охотников, а потом с них взыщите». Правда, никто не задался вопросом: а если не приедет планируемое количество охотников, вернут ли чиновники деньги? Скорее всего, нет.


Вот такой выдалась охота весны 2010 года.

Что еще почитать