В подписанном Президентом и вступающем в силу с 01.04.2010 г. Законе  «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон «Об охоте») статьей 23 установлено, что должны быть разработаны федеральные Правила охоты (далее – Правила).
В этих Правилах должны найти свое отражение все параметры охоты, включая в себя и допустимые для использования орудия охоты и способы охоты.
По-видимому, при разработке этих Правил Министерством природных ресурсов и экологии РФ, куда были переданы полномочия по охотничьему хозяйству РФ из МСХ РФ, будут использованы нормы действующих в настоящее время Типовых правил охоты в РСФСР и Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее – Правила добывания) с учетом дополнительных требований закона «Об охоте» и закона «Об оружии».

Поэтому хотелось бы отметить некоторые, на мой взгляд, довольно спорные ограничения в указанных выше Правилах добывания в части Перечня разрешенных орудий добывания (далее – Перечень орудий):
     
 П. 1 Перечня орудий – на волка, шакала, рысь, росомаху, оказывается, нельзя охотиться с нарезным оружием под патроны 223 REM и 5,6 х 39. Хотя именно оружие под эти патроны рекомендуется во всех справочниках. Интересно, чем эти вредные для охотничьего хозяйства животные заслужили такое почтение и неприкасаемость у составителей Перечня орудий? В первом варианте Перечня орудий они были в п. 4, где  и должны быть по своим физическим параметрам. Просто надо было в п. 4 ввести примечание о допустимости охоты на них более мощными патронами.  А так получается, что, например, при охоте на лисиц, косуль, сайгаков, зайцев с нарезным оружием под патроны 223 REM и 5,6 х 39 охотник не имеет права уничтожить волка, шакала. Иначе, как абсурдом, такое ограничение назвать нельзя.
Также трудно представить охоту на гибрид зубра с бизоном, лося, кабана и бурого медведя (п. 3 Перечня орудий) с гладкоствольным оружием 410 калибра, которое, как ни странно, разрешено. А ведь эти животные имеют массу до 300 – 600 кг. Странная позиция составителей Перечня орудий. Интересно, сами-то они охотились с таким оружием на таких зверей?
 Также совершенно непонятна позиция составителей Перечня орудий в отношении нарезного оружия калибра 5,6 мм. Этот калибр  рекомендуется для охоты на крупную птицу и средних зверей. Только непонятно почему, например, запрещена охота с ним из укрытия на гусей на полях во время их кормежки.  Ведь это более гуманно, чем стрельба из гладкоствольного оружия по стаям.
 Еще более непонятен Перечень орудий в части разрешенного применения нарезного оружия калибра 5,6 мм под патроны кольцевого воспламенения. Как известно, для надежного поражения дичи необходима энергия снаряда не менее 10 Дж на 1 кг веса. В настоящее время патроны кольцевого воспламенения выпускаются в двух вариантах.
Это патроны 22LR и 22WMR. Энергия пуль этих патронов на дистанции 100 м составляет соответственно 98 Дж и 195 Дж.  Скорость пуль на этой же дистанции составляет соответственно 276 м/сек. и 388 м/сек. Причем пули патронов 22WMR имеют варианты оболочечных, а также и полуоболочечных экспансивных, что еще более повышает их эффективность. Несмотря на то, что энергия этих патронов отличается друг от друга в 2 раза,  разделения по их применению для разной по физическим параметрам дичи нет. И запрет на патроны кольцевого воспламенения автоматически распространяется на оба эти варианта.
Поэтому совершенно необоснован имеющийся в п. 11 Перечня орудий запрет патронов кольцевого воспламенения  22 WMR для боровой дичи, учитывая, что вес наибольшей из них – глухаря, не превышает 6 кг и энергия пуль этих патронов более чем достаточна для надежного поражения боровой дичи.
 А также запреты для охоты на зайца и бобра (п. 4 Перечня орудий), для охоты на самца глухаря весной (п. 5 Перечня орудий), для охоты на самца тетерева весной (п. 6 Перечня орудий).
Создается впечатление, что составители Перечня орудий  не знают  о существовании таких патронов кольцевого воспламенения. Это тем более странно, что под эти патроны уже выпускается  и отечественное оружие. Например, карабины «Соболь». И специалисты – составители Перечня орудий бывшего департамента охоты МСХ должны были знать об этом.
Также совершенно непонятно, почему для охоты на рябчика разрешены патроны кольцевого воспламенения (п. 11 Перечня орудий), а для голубей, имеющих аналогичные физические параметры, запрещены (п. 9 Перечня орудий). Тем более, что при разрешенной охоте с гладкоствольным оружием на голубей на каждого добытого приходится в несколько раз больше подранков, поскольку стрельба ведется по стаям. Видно, это своеобразное проявление гуманности со стороны составителей Перечня орудий.
Создается впечатление, что составители Перечня орудий таким образом решили взять реванш за проигрыш в 2007 г. судебного процесса в Верховном Суде РФ, инициированного автором этой статьи, когда был отменен запрет на оружие под патроны кольцевого воспламенения для любительской охоты на всей территории страны, который имелся в Типовых правилах охоты в РСФСР.   И поэтому без всяких обоснований, без учета появившихся патронов кольцевого воспламенения типа 22 WMR и даже во вред животным и птицам постарались максимально восстановить имевшийся ранее запрет на это оружие, тогда как из гладкоствольного оружия калечится значительно большее количество дичи.
И, кстати, следует отметить, что в Типовых правилах охоты в РСФСР охота на зайцев и боровую дичь с оружием под патроны кольцевого воспламенения была разрешена в промысловых районах и до отмены этого запрета Верховным Судом РФ.
 Еще одно предложение к новым Правилам охоты в РФ – это разработать  порядок использования ночных прицелов на охоте. В действующих Правилах добывания этого нет. Имеется только разрешение на применение световых устройств при добыче кабанов и медведей в ночное время с лабазов на полях и на подкормочных площадках с вышки в примечаниях к Перечню способов добывания.
Следует отметить, что запрета на использование ночных охотничьих прицелов в федеральном законодательстве нет.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ определено, что при обороте оружия запрещено:
3) установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа.
Далее в статье 24 также установлено, что: «Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации».
То, что требование федерального закона «Об охоте» установить порядок применения и использования охотничьего оружия и ночных прицелов не может означать запрет этого применения и использования разъяснено решением Верховного Суда РФ от 26.08.2005 г. № ГКПИ05-987 при рассмотрении иска об отмене запрета на охоту с пневматическим оружием, в котором Суд установил: «Что касается содержащегося в ч. 4 ст. 24 названного Закона положения о том, что правила использования охотничьего оружия устанавливаются законодательством Рос­сийской Федерации, то данное положение, на которое ссылаются представители заинтересованного лица (МСХ РФ. – Примечание автора), в отличие от оспариваемого пункта Типовых правил не запрещает использование такого оружия, а лишь предусматривает необходимость принятия правил его использования».
Данное разъяснение Верховного Суда РФ подтверждено и имеющейся практикой, когда бывший департамент охоты Минсель­хозпрода РФ попытался приказом от 23.08.1995 г. № 37 ввести запрет на ночные охотничьи прицелы в Типовые правила охоты в РСФСР.
Тогда Минюст РФ отказал в регистрации этого приказа в связи с его противоречием действующему законодательству (закону «Об оружии) и МСХ РФ приказом от 12.08.2004 г. № 468 отменило приказ от 23.08.1995 г. № 37.
Однако при разработке Правил добывания Департамент охоты МСХ РФ вновь проявил непонятное упорство и вновь не разработал порядок использования ночных охотничьих прицелов. А ведь это является признаком неисполнения требований федерального закона «Об оружии» и разъяснений Верховного Суда РФ. И, по-видимому, указывает на нежелание признать свою профессиональную несостоятельность у сотрудников бывшего Департамента охоты МСХ РФ.
А отсутствие в Правилах добывания порядка использования охотничьих ночных прицелов приводит к многочисленным конфликтам охотников с органами Россель­хознадзора.
 В заключение хочется выразить уверенность, что сотрудники соответствующего подразделения Министерства природных ресурсов и экологии РФ прислушаются к этим предложениям и при составлении нового Перечня разрешенных орудий добывания примут квалифицированное, основанное на объективных аргументах и действующем федеральном законодательстве решение по применению нарезного оружия и охотничьих ночных прицелов при производстве охоты. И не допустят необоснованных их ограничений, тем самым защитив законные права охотников, не в пример действиям сотрудников бывшего Департамента охоты МСХ РФ.

Что еще почитать