НИЧЕГО У ВАС НЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Хочу внести немного ясности в вопрос развития иностранного охотничье-рыболовного туризма в России. Данная тема сейчас активно обсуждается, и государством поставлена задача достичь в этом вопросе «сияющих вершин». Я внимательно читал публикации на эту тему, но все не то! Главная причина депрессии не названа. А нет правильного диагноза – не будет правильного лечения и выздоровления.

У меня нет претензий к авторам, подавляющее большинство их очень компетентно – пишут-то в основном профессионалы, для которых это дело жизни. Пишут обстоятельно, но ни один автор не затрагивает одну исключительно важную и щекотливую тему, без понимания которой невозможно понять ни одно явление, хоть как-то связанное с деньгами. Эта тема касается иностранного туризма.
Речь пойдет об инфляции. Есть, к сожалению, такая неприятная штука в жизни.
Пожалуй, самое стабильное явление за последние три пятилетки в социальной и экономической жизни страны – это устойчивый рост цен буквально на все и везде, в том числе и в охотничьем хозяйстве. Постоянно приходится слышать упреки от охотников на необоснованный рост цен, дороговизну и всевозможные поборы. В оправдание можно сказать, что это, к сожалению, происходит не только в охотничьем хозяйстве, а абсолютно во всех без исключения сферах жизни.
Нельзя сказать, что по этой теме СМИ дают мало информации – мы постоянно получаем информацию по росту ВВП, производительности труда, потребительской корзине, зарплате и пенсии, инфляции, однако понимания всего процесса почему-то не происходит.
Мало того, имеет место и определенное недоверие к достоверности некоторых социологических и статистических показателей. Цифры могут быть хоть и абсолютно верными, но немного лукавыми, и существенно искажать действительность. Что же такое инфляция? С бытовой точки зрения, это – обесценивание денег. На нашем уровне не разобраться, где причина, а где следствие. Но речь будет не о причинах, а о последствиях.
Без знания реального уровня инфляции невозможно правильно судить о реальном уровне повышения или понижения цен. Ведь в условиях инфляции постоянно возрастающие цены нужно тем не менее считать стабильными, если они  строго пропорциональны уровню инфляции. А реальными повышение или понижение цен следует считать в том случае, если они соответственно опережают или отстают от уровня инфляции (хотя в обоих случаях цены возрастают).
Для примера предположим, что реальная инфляция составляет 10% в год. Значит, если оставить прошлогодние цены, то фактическое снижение цен составит 10% (на величину инфляции);
– если цены повысить на 5% , то фактически это будет не повышением, а снижением цен на 5% (поскольку прибавка вдвое ниже уровня инфляции);
– если цены повысить на 10%, то это тоже будет не повышением цен, а лишь индексацией, покрывающей убытки от инфляции;
– если цены поднять выше 10%, то это уже будет реальным повышением цен.
Но люди всегда определяют уровень роста цен не от малопонятной инфляции (официальной или реальной), а только от собственной зарплаты, которая может годами оставаться без изменения. И по-своему они правы.
Каковым является официальный уровень инфляции мы знаем из СМИ – 10–12% в год. Как он вычисляется, что считают, я не знаю, но нам говорят, что считают с точностью до десятых долей процента. Я не знаком с той сложной государственной методикой, но мне известны более простые, надежные и точные методики, с помощью которых любой грамотный человек может элементарно рассчитать реальный уровень инфляции. Например, анализ роста членских охотничьих взносов.
Членские взносы – это исключительно точный экономический показатель, отражающий и учитывающий общее подорожание стоимости жизни, уровня доходности основной массы населения, стоимости ведения охотничьей да и любой другой производственной деятельности в стране. В каждой охотничьей организации он, конечно, несколько различается. Это и понятно, ведь каждое охотобщество находится в конкретном природно-экономическом регионе, обладает конкретными угодьями и контингентом охотников. Соответственно устанавливается  и размер взносов. Однако процент роста цен за длительный период (5–10–15 лет) у всех охотобществ практически одинаков и определяется, во-первых, объективными потребностями ведения закрепленных угодий, во-вторых, финансовыми возможностями членов общества, ну а в-третьих, реальным уровнем инфляции. Этот баланс является очень жестким и не позволяет необоснованно ни занижать, ни повышать выше определенных пределов цены по желанию охотничьих начальников. С 1991 по 1996 гг. размер членских взносов у нас увеличился в 3500 раз! (с 10 до 35 000 рублей). Следовательно, среднегодовая инфляция за эти годы составила 900%, а рекорд был установлен в 1993 году, когда уровень инфляции по этому показателю составил 3000%.
В последующие две пятилетки (1997–2001 гг. и 2002–2006 гг.) цены на взносы повышались в 3,5 раза за пятилетку. Это значит, что уровень инфляции составил около 35% в год.
С учетом вышесказанного следует ли считать устанавливаемые членские взносы завышенными, заниженными или это индексация пропорциональны инфляции? И правильно ли рассчитан уровень инфляции? Для этого достаточно оценить «на глазок» еще один важный показатель.
Цены на охотничьи взносы за последние 10 лет выросли в 14 раз (с 50 до 700 рублей). По сути все эти годы цены остаются стабильными, просто деньги обесценились в 14 раз и были соответственно в 14 раз индексированы соразмерно реальному уровню инфляции. Если так и дальше дело пойдет, то к 2010 году нынешние цены «возрастут» (индексируются) в 2,5 раза, к 2015 – в 10 раз, а к 2020 году – в 50 раз! Вот такая арифметика.
Теперь о якобы «твердой» валюте (все равно – доллары, фунты, любые). Официальный курс валют почти неизменен, если не считать период дефолта «черного вторника», в результате которого курсы иностранных валют в одночасье подскочили по отношению к рублю в 5 раз. И по сей день почти не изменился. А рубль стабильно обесценивается. Это значит, что и стоимость любой валюты в России пропорционально падает. А чтобы она на самом деле была твердой, то ее курс должен был бы ежегодно возрастать на треть! А это, естественно, приводит к росту цен, вернее, к их индексации (как рублевой, так и валютной).
В конце советского периода покупательная способность любой валюты в СССР была фантастически высокой относительно внутренних цен. В начале 1990-х годов прибыльность и рентабельность охотничье-рыболовного туризма была исключительно высокой несмотря на то, что в те времена мы принимали иностранцев за бросовые деньги. Тогда разразился настоящий бум иностранного охотничье-рыболовного туризма. Боже, как легко деньги-то делать и какие дураки эти иностранцы, что платят «бешеные» деньги за наши трофеи и  наш убогий сервис! Но отрезвление наступило достаточно быстро, т.к. внутренние цены стремительно росли буквально на все. Следовательно, себестоимость приема иностранцев стала также стремительно расти и обогнала валютные доходы от их приема к 1994 году. Общество «Динамо», весьма активно занимавшееся до этого приемом иностранных охотников и рыболовов, вынуждено было прекратить это занятие. Ярко вспыхнувший туристический бум угас повсеместно. И вплоть до «черного вторника» 1998 года прием иностранцев был в основном уделом весьма небольшого количества фирм, ушлые представители которых специализировались на сверхдорогих охотах (камчатские лоси, медведи, горные бараны и козлы) или безбожно «обували»  и охотхозяйства, и клиентов-охотников, бесконечно их меняли и вынуждены были ходить в окружении охранников.
Все изменил дефолт, который в 5 раз поднял реальную стоимость валюты. Как я пережил этот период – трудно передать. Я к тому времени переключился на обслуживание отечественных московских охотников в сопредельных областях. Поток охотничьих команд был огромным, доходил до 15–20 команд за выходные. Летний период у всех охотпользователей был финансово тяжелым, и само-собой сложилась практика предварительной оплаты охотничьих туров на медведей и лосей в весенний и летний периоды. Платили кто рублями, кто валютой. Но  вот грохнул дефолт, и кто платил рублями, с тех стали требовать гигантскую доплату, а кто платил валютой, тот сам требовал в 5 раз больше трофеев!..
Но тем не менее, дефолт резко поднял угасший интерес к приему иностранцев. Соответствующие фирмы вновь стали плодиться, как грибы после дождя. Но постепенно произошло то же самое, что и в начале 1990-х годов. Себестоимость приема иностранцев росла, а доходность из-за инфляции падала. Только, конечно, гораздо более плавно, т.к. тогда средняя годовая инфляция составляла 900%, а в последнюю десятилетку «всего-то» в 30 раз меньше. И вот, если в конце 1990-х годов менеджеров от фирм по приему иностранцев было «как мух на помойке», то теперь их чего-то не видать совсем. Это потому, что внутренние цены давно обогнали международные. Наиболее сильные фирмы в России занимаются опять больше Камчаткой и горными баранами, но львиную долю своих доходов получают от отправки уже наших отечественных охотников за рубеж. Сознательность и патриотизм здесь ни при чем. Это чистой воды экономика, а против экономических законов воевать бесполезно. Надо понять, что в России 100 долларов США в начале, середине, конце 1990-х годов, сейчас и через несколько лет – это совершенно разные деньги и отличаются они в разы, в десятки раз.
Сравнивать покупательную способность  валюты в России и в любой другой стране мира также некорректно – это совершенно разные стоимости и совершенно разные деньги. Доллар в России сейчас гораздо дешевле, чем за рубежом и с годами будет дешеветь все больше.
Исходя из вышеизложенного, позвольте сделать неутешительный вывод относительно развития иностранного туризма в России – это дело безнадежное и бесперспективное, т.к. в России неуклонно возрастает себестоимость производства любой продукции и услуг, вследствие чего они становятся со временем все более и более неконкурентоспособны на международном рынке. И никакими административными мерами и директивами иностранный туризм не поднять по вышеназванным причинам. Если будет устранена основная причина, то все быстро наладится само собой и без вмешательства государства и даже вопреки ему.