Надо отдать должное, на моей памяти в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия действительно большинство коллективных охот заканчивалось застольями на «накрытой поляне» у костра, с последующей стрельбой сначала по бутылкам, потом в донышко стакана, а потом и по шапкам влет на спор.
Но это не традиция, вскоре поняло большинство настоящих, истинных охотников, — это баловство, это мальчишество, это нарушение правил охоты.
А что же теперь: есть ли, сохранились ли в наше время настоящие русские традиции в охоте?
Как-то промелькнула эта интересная тема на страницах нашей «Российской Охотничьей газеты», но на этом и все...
И не потому, что нет таких традиций, а просто скромно пока промолчали многие из тех охотников, которые свято чтут и сами традиции, и особенности настоящей русской охоты.
А ведь на самом деле в русской охоте есть очень много настоящих и интересных особенностей, традиций, примет, поверий, былин, связанных именно с охотой, сформировавшихся когда-то давно и доставшихся нам от наших родителей и дедов.
И они сохранены, они порой даже незаметно вошли и в нынешний обиход охотников, и даже более того, такие традиции формируются и сейчас — в разных регионах по-своему.
Наверное, многим молодым, начинающим охотникам, сегодня будет интересно о них узнать, перенять их, а зрелым — вспомнить, улыбнуться. А лучшие из них надо все-таки обязательно сохранить — это дело чести настоящих охотников.
Говоря о национальных традициях в русской охоте, хочется напомнить о тех особенностях охот, которые существуют на российских землях исконно, с далеких времен становления Руси как государства и нации.
Сегодня русская охота славна, например, своими охотами с нашими русскими универсальными лайками по копытным, пушным зверям и даже по медведю, с нашими русскими гончими по зайцу-беляку и зайцу-русаку — это ли не гордость наша, это ли не традиция?! А изящная, волнующая охота при помощи вабы без электронных манков на лосей!
Может, кто-то покажет такую охоту в Европе, в которой лося практически истребили; осталось немного в Польше, куда лоси мигрировали ранее из Белоруссии; и традиционно в скандинавских странах, где лося в большинстве своем добывают из нарезного оружия с подхода или из засидок? Если и могут, то единицы.
Охоты на волков — изумительной по эмоциональности, сложной, с флажками и при помощи натуральной, а не электронной вабы — в Европе нет; не практикуется она и за океаном. Мы можем смело гордиться российской традиционной охотой из засидок и на берлоге на медведя: пусть не с рогатиной, но для тех, кто желает и даст расписку, будет предоставлена и такая возможность!
Мы издревле охотимся и можем предоставить возможность поохотиться даже и на зубра, на горных баранов, на сурков и на глухарей на токах, а самобытный, традиционный, промысел пушных зверей самоловами, изготовленными на месте из подручных материалов, до настоящего времени не забыт в России.
Ни с чем не сравнимая охота на селезня с подсадной уткой — исконно русская охота — не угасла, возродилась из маленьких, тлеющих искорок хранителей русской национальной охоты. Все эти и немало других охот востребованы нашими охотниками и пользуются заслуженной популярностью для участия в охоттурах у иностранных охотников.
И в каждой из этих охот есть свои традиции, есть свои особенности, присущие только настоящей русской национальной самобытности — и не только в охоте. Они есть, они сохранены, они передаются из поколения в поколение, и уж никак нельзя, если рассуждать серьезно, назвать особенностью российской национальной охоты браконьерство или злоупотребление на охоте алкоголем.
Особенности национальной охоты неразрывно связаны со своеобразными ритуалами, поверьями, приметами, и это национальная культура общества, поскольку сами охотники и их семьи — это значимая часть нации. И они сохранены в разных регионах, в разных областях, в разных национальных сообществах бескрайних российских просторов.
Об этом нельзя забывать, этого нельзя умалять, этим нельзя саркастически манипулировать, порой искажая действительность своим невежеством.
Чего греха таить: к сожалению, об этом написано мало, незаслуженно мало внимания в этом направлении уделяется и в нашем обществе охотников — все это неоценимое богатство приобретено и хранится в жизненном опыте и рассказах бывалых охотников, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше...
Что касается современных национальных традиций, поверий или примет в русской, российской, охоте, то их не так уж и мало.
Это и своеобразные клички охотничьих гончих собак и лаек, это свои поверья от сглаза перед охотой, это различные церемонии и обереги, связанные с охотой, это личные приметы, так или иначе связанные с охотой, это возродившаяся традиция начинать и заканчивать коллективную охоту построением, с сигналом рога, с разбором охоты, с выкладкой трофеев и фотографированием.
Упаси бог кому-то сказать, что это перенятая культура западных охот. Различные источники и в литературе, и в истории, и в искусстве рассказывают нам о красоте и традициях русской национальной охоты, и только некоторые дилетанты от охоты, к сожалению, могут во всеуслышание говорить или писать, что традиций русской охоты являются какие-то пороки.
И рюмка-другая водки, после того как закончена охота, зачехлено оружие и разведен костерок — это нормальная, можно сказать, традиция, и такой традиции не следует стесняться или клеймить ее. Да и костер на охоте — это не только традиция, это символ, тотем охотника, охотколлектива во время выхода на охоту, так же, впрочем, как и тост за природу, за охоту.
А то, что уже заходит за определенные рамки, осмысленные границы, так это не только в охоте плохо, это всегда и во всем нехорошо. И охоты с россиянами, особенно после «нулевых» годов, убедили меня в том, что большинство из них ставит не на веселье и разгул после охоты, а на красивую, насыщенную событиями охоту.
Кстати говоря, бывая в гостях у коллег за рубежом и выезжая с ними на охоту в качестве гостя, я заметил, что, например, во Франции или Италии абсолютно не зазорно выпить хорошего вина или немного конька даже перед охотой. Так чья это традиция — алкоголь на охоте, — стоит еще разобраться и не натягивать на себя все грехи и пороки, занесенные к нам «оттуда».
Вот спонтанно, наугад, несколько традиционно русских примет, поверий, особенностей, связанных с охотой: выходя на охоту, столкнуться с соседкой — охоты не будет; заяц в лесу перебежал дорогу перед началом охоты — к промаху; выпущенные из машины перед началом загона собаки катаются по земле, по снегу — быть добыче; поточить нож прямо перед охотой — не пригодится; вороны кружатся над лесом перед загоном — быть добыче; заложить в дробовой патрон дробинку, извлеченную из добытой ранее дичи — промаха не будет.
А уж если не удержались, добыли на охоте зайца или лисицу из-под чужой собаки, то следует дождаться охотника, хозяина собачки, и отдать добытую дичь ему. Он, конечно, традиционно предложит в качестве благодарности патрон или два, но стоит ли брать чужие патроны, а уж тем более стрелять из них?
Лучше поговорить немного об охоте, сказать друг другу спасибо и разойтись в разные стороны. Традиционно в русской охоте пожелать встреченному в лесу охотнику, приятелю на охоте «ни пуха ни пера». Это опять же поверье, чтобы, желая добра, не стать виновником сглаза на предстоящей охоте.
Это старая добрая традиция, но в большинстве сплоченных охотколлективов перед началом охоты при проведении инструктажа руководитель, старший охоты всем присутствующим желает именно не добыть самый красивый трофей, а как раз «ни пуха ни пера», что значит, как ни покажется кому-то со стороны странным, именно хорошей охоты.
Говоря о коллективных охотах, следует отметить немало традиций, которые эти коллективы не только хранят, но сами и придумали.
Например, перед началом охоты во время инструктажа представлять коллективу присутствующих охотников егерей, рассказывать об ориентирах на местности в угодьях, где предстоит охота. Часто руководитель охоты традиционно рассказывает о звуковых сигналах в охотничий рог или стволы ружья, которые будут подаваться на охоте, и об их значениях.
Такие сигналы вместо мобильных телефонов или раций на коллективных охотах придают свой неповторимый колорит и делают охоту более традиционной, запоминающейся.
Говоря о коллективных охотах, нельзя не остановиться на традиции поздравления и чествования удачного стрелка. Как правило, руководитель охоты, подойдя к стрелку, добывшему зверя на коллективной охоте, поздравив его и пожав руку, прикрепляет к головному убору стрелка видимую издалека аккуратную еловую веточку.
Очень красивую традицию привили мне, юному охотнику, в военно-охотничьем обществе, где я начинал охотиться официально.
После добычи мною первого в моей жизни дикого кабана на коллективной загонной охоте охотники, в большинстве своем в то время прошедшие службу во многих странах Европы и Азии, заставили меня снять бушлат, уложили пластом на секача и начали лупить меня розгами (не очень больно), приговаривая: «Люби пригороду, уважай природу, храни природу — мать твою, помогай природе и бери только то, что тебе надо, что она тебе разрешает и дает...»
А потом, вставшему и смущенному, налили полстакана водки и заставили залпом выпить. Эту традицию я пронес через всю свою охотничью жизнь и, работая охотоведом и руководителем охотничьих хозяйств, таким образом «крестил», наверное, десятка два молодых охотников.
Напоследок, тоже традиционно для охотников (как же без «правдивой» байки), расскажу и о смешной, с моей точки зрения, новой традиции новорусской национальной охоты. Как-то на охоттур к нам в Беларусь приехали из Москвы давно уже знакомые мне по совместным охотам хорошие российские охотники.
Они и раньше приезжали, всегда уезжали с трофеями и оставили о себе очень хорошее впечатление непритязательных и спокойных людей и опытных, заядлых охотников.
А в этот раз они приехали с... женами. Не расспрашивая ни о чем, я традиционно усадил гостей завтракать с ночной их дороги. Жены, в дорогущих импортных камуфлированных костюмах, ухоженные, с прическами, с маникюром и кольцами на холеных пальчиках, как и подобает женам небедных охотников, приехавших на охоту за тысячу километров, поддерживали за столом светскую беседу о предстоящей в течение трех суток охоте.
Трое суток мы охотились, практически силой заставляя гостей часиков пять в сутки отдыхать. И я, конечно же, не мог не заметить, что женщины откровенно скучают на базе в гостинице без мужчин. Спросил об этом у одного из охотников, а он, смеясь, ответил, что это не жены, а... эскорт.
Хотя я так понял, что все же еще одна очень интересная русская традиция — «не грешить» пред охотой все же была соблюдена: все лицензии были закрыты, да и некогда моим гостям было «грешить», сидевшим ночами на засидках, на вышках, а днями не вылезавшим с охоты на водоплавающую дичь или с гончими по рощам и перелескам на зайца и лису.
Традиции передаются из поколения в поколение, традиции охотников — это особенности народа, это фольклор, и это наше народное достояние не только как охотников, но и как нации. Поэтому их надо беречь, их надо передавать, с ними надо знакомить, ими надо делиться.
Можно назвать очень много охотничьих коллективов в России, и это отчетливо видно из публикаций в «РОГ», которые свято чтут как общественные охотничьи традиции, так и личные традиции в охоте, традиции русской охоты, полученные и принятые, привитые знакомыми, родными или опытными старшими охотниками.
И это очень важно, и это очень хорошо: традиции и особенности русской национальной охоты живы, независимо от времени, независимо от тех, кто утверждает, что их не было и нет.
Комментарии (0)