Изображение Сохраним традиции русской охоты
Изображение Сохраним традиции русской охоты

Сохраним традиции русской охоты

Наши русские охотничьи традиции имеют давнюю историю. Охотники со стажем помнят, как полвека назад тема, вынесенная в заголовок статьи, активно обсуждалась в охотничьей прессе. Но мы поднимаем ее вновь, и вот почему.

Изменения в обществе, прогресс в современных технологиях идут семимильными шагами.

Закон об охоте, новые Правила охоты, новое охотничье оружие и приспособления для стрельбы, тепловизоры, навигаторы, которыми пользуются сами охотники и которые они укрепляют на охотничьих собаках, бипперы и электрошоковые ошейники на легавых и другие прибамбасы — все это меняет как процесс охоты, так и самого охотника.

И все это происходит буквально молниеносно, у нас на глазах.

Еще полвека назад известный охотовед Вадим Васильевич Дежкин писал:

«Человеку трудно приспособиться к современному ритму жизни. Десятки и сотни поколений наших предков рождались, жили, умирали в одной и той же обстановке: те же тополя, которые были свидетелями появления человека на свет, заглядывали в его окна в дни старости, те же светлые реки текли мимо его жилища.

И охотничьи угодья, дичь, охоты были одними и теми же на протяжении многих десятилетий. Наверное, эта неторопливость жизни, эта неизменность обстановки и способствовали появлению народных традиций, передаче их от поколения к поколению.

Ныне все не так, все вокруг нас меняется, будто мы мчимся в каком-то никогда не останавливающемся поезде. И мы не можем окончательно привыкнуть к такому состоянию, ставшему неизбежностью в эпоху научно-технического прогресса».

Сейчас стать охотником просто. Оформил необходимые документы в электронном виде, отправил через сайт Госуслуги и — жди. Остается расписаться, что знаешь охотминимум, и вожделенный «зеленый» охотбилет у тебя.

Зачем человек становится охотником? Настоящими охотниками становятся с детства, точнее стать охотником — это для них детская мечта. Стать охотником в зрелом возрасте можно, но это скорее исключение из правила.

Помню, мы с братом, живя летом в деревне, еще мальчишками «болели» охотой: мастерили самодельные луки, подкрадывались к плавающим выводкам уток на озере, провожали отца на охоту, а потом встречали его у околицы, всматриваясь, висит ли какая дичь у него на тороках.

Запах сгоревшего пороха в пустых после выстрела гильзах был самым чарующим для нас. Папковые гильзы обычно охотники выбрасывали после выстрела, но все наши деревенские охотники знали, что мы их собираем, и приносили с охоты. А мы потом забирали их в свою коллекцию. В те времена не было пластиковых гильз, а бумажные были разных цветов: зеленые, красные, бежевые…

Стремление стать охотником закладывается с детства. В отрочестве огромную роль играла охотничья литература. Я не преувеличу, если скажу, что стать охотником меня подвигла, прежде всего, книга С. Т. Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», которую дал мне почитать отец. И там главными действующими лицами были, прежде всего, птицы.

Тогда я понял, охота — это один из способов изучения животных. Мой дед посоветовал читать «Охотничьи просторы» — от самого название альманаха веяло охотой! Чуть позже я приобрел в книжном магазине на Новом Арбате альманах «Русская охота», где были собраны охотничьи зарисовки русских писателей-классиков.

К чему это я? Современный молодой охотник практически не читает охотничью литературу. Он не знаком с произведениями Толстого, Тургенева, Куприна, Ливеровского, Смирнова, Пермитина, Зуева, Скребицкого…

Да, просматривает в Интернете практические рекомендации, как побольше добыть, эффективные способы охоты, многие увлекаются охотничьим оружием и пострелушками в тире и на стенде. Может, это и хорошо, но так охотниками не становятся. Надо быть поэтом в душе и любить охоту, прежде всего, за то, что она — это единение с природой.

И еще. Надо стремиться знать и изучать птиц и зверей. Уметь различать их по внешнему виду, голосу и поведению.

У меня есть знакомые молодые люди, которые хотят стать охотниками. Но при этом главные их вопросы — какое ружье купить (по их мнению, лучше сразу взять полуавтомат), когда можно приобрести нарезное оружие, что нужно, чтобы поохотиться на лося или кабана.

Я знаю людей, первой охотой которых была облавная охота на копытных. Сомневаюсь, чтобы из них получились настоящие охотники.

Охотничьи традиции… Приоритеты охот сейчас изменились.

Весна. У нас традиционно охотились с подсадной уткой из шалаша на селезня. Особенно это охота практиковалась в послевоенные годы. По рассказам отца, весной влет, даже и по селезню, никто не стрелял. Только из шалаша и по подсевшему на воду.

Топтунов и стрелков влет быстро вычисляли и наказывали. Подсадных уток держали многие. Помню, они свободно гуляли по деревенской улице в компании с гусями и курами. А собаки все были на привязи, поэтому опасностей для домашней птицы не было.

Охоту с подсадной уткой закрывали и резко ограничивали в течение почти 30 лет с середины 60-х годов. Типовыми Правилами охоты 1988 г. она была вновь восстановлена, но происходило это долго и болезненно. За эти годы исчезли хорошие подсадные, сменилось целое поколение охотников, были утрачены традиции подготовки уток к охоте, постройки шалашей и стрельбы из укрытий.

Все больше стали появляться нарушители этой охоты. Последствия есть и сегодня. Думается, что новые Правила охоты с расширением ее сроков должны сочетаться с усилением контроля за ней. Эта охота не должна быть массовой. Как это сделать, необходимо обсудить в том числе и на страницах нашей газеты.

На тяге охотились, в основном, городские охотники. Сельские жители не удостаивали вальдшнепа выстрелом. Но для горожан эта охота была одной из самых любимых, а в 70-е годы (когда стали закрывать и резко ограничивать другие охоты) и единственной весенней охотой.

На тягу ездили на электричке в близлежащие леса. Главное было успеть вернуться к последней электричке и последнему поезду метро. Проблем с провозом охотничьего оружия не было. Думаю, именно тогда усилился интерес к вальдшнепу и охоте на тяге у большинства охотников, сейчас ею не пренебрегают и местные деревенские охотники.

Охотой на токах занимались очень серьезно немногие охотники, особенно вдали от столицы. Каждый охотник стремился найти свой ток, где потом охотился из года в год, не выдавая его наличия даже друзьям.

В Подмосковье охота на глухаря и тетерева была доступна узкому кругу охотников, она проводилась с егерским обслуживанием в так называемых «высокоорганизованных» охотхозяйствах.
Весенней охоты на гусей не было, на них охотились на севере и в основном местное население.

Разрешение этой охоты было узаконено Типовыми Правилами охоты 1988 г. Теперь для большинства охотников гусиная охота весной — одна из главных. Но это не традиционная русская охота, и я, как орнитолог, не могу ее приветствовать.

Летне-осенняя охота с подружейными собаками имеет давние традиции. Это понимали всегда и руководители охотничьего хозяйства на высшем уровне. Чтобы ее сохранить и сберечь поголовье собак, необходимо было прежде всего изменить сроки охоты.

В начале осени в Центральной России дупеля и перепела уже улетают, тетеревиные выводки распадаются и уже не держат стойки. Приказом по Главохоте РСФСР № 364 от 6 июля 1981 г. впервые введена возможность открытия летне-осенней охоты в отдельных высокоорганизованных хозяйствах с применением собак с первой субботы августа.

В дальнейшем «Правилами добывания» 2009 г. летне-осенняя охота с легавыми и спаниелями, имеющими справку или свидетельство о происхождении, разрешалась на болотную дичь на три недели, а на боровую и полевую на две недели раньше общего срока открытия охоты. Правилами охоты как 2010, так и новыми, 2020 г., установили начало сезона по болотно-луговой дичи с 25 июля, а по полевой и боровой с 5 августа.

Сколько нареканий было от охотпользователей в первые годы (вы нам всех уток к открытию распугаете!). Но собачники — народ дисциплинированный, уток до общего открытия не стреляют, да и пресс на угодья оказался невелик.

Сейчас охотпользователи относятся к этому с пониманием. Правда, кое-где эту охоту ограничивают определенными угодьями, а где-то допускают на охоту только дипломированных собак, хотя в Правилах охоты этого ограничения нет.

Охота с легавой традиционно всегда подразумевала контакт собаки и охотника. В том числе и в лесу. Сейчас для увеличения добычливости охоты вопреки ее красоте, на легавую вешают бипперы — электронные «пищалки», подающие сигналы тогда, когда собака стала на стойку.

В лесу, конечно, это удобно, но как же раньше обходились без них? Про анонс, то есть своеобразный доклад охотнику о найденной дичи, вообще почти никто не упоминает. Теперь вместо созерцания работы собаки охотник слушает. Не тишину осеннего леса и попискивание синиц.

Его ухо жадно ловит сигнал биппера. Как только услышит, со всех ног туда! Впрочем, в Европе такая охота в порядке вещей, но стоит ли нам принимать не наши традиции?

Я не призываю назад, к рогатине. Но все же свои русские охотничьи традиции надо бережно хранить.
Редакция обращается с просьбой к читателям и прежде всего к опытным охотникам высказать свое мнение по этой теме. Только вместе мы сможем возродить и сохранить традиции нашей охоты.

Что еще почитать