— Анатолий Александрович, что послужило толчком к развитию вашего общества и охотничьего хозяйства республики?
— В 2006 году был принят Указ президента № 450 по тогда еще общественному объединению, и он явился основополагающим моментом.
В Указе прописаны наши функции и определены пять основных государственно значимых задач:
1) содействие в реализации единой государственной политики в области охоты и рыболовства;
2) организация и ведение высокоэффективных охотничьих и рыболовных хозяйств и создание членам БООР условий для охоты и любительского рыболовства;
3) организация обучения граждан Республики Беларусь правилам охоты и любительского рыболовства;
4) содействие органам государственного управления в реализации международных природоохранных конвенций;
5) организация и ведение охотничьего собаководства.
Еще во времена, когда БООР было общественной организацией, в 1998 году у нас было введено государственное удостоверение, которое давало право на охоту, а членом общества охотник мог и не быть.
В 80-е годы численность членов БООР достигала 162 тысячи. После введения госудостоверения она стала резко падать.
Когда я в 2009 году пришел на работу в БООР, оно составляла 55 тысяч, из них 18 тысяч составляли рыболовы. Сейчас же у нас около 80 тысяч членов, рост произошел за счет увеличения, главным образом, рыболовов, но и охотников тоже.
— Помогает ли государство обществу и охотничьему хозяйству?
— Основные документы по охоте и охотничьему хозяйству издает президент республики.
Естественно, разработка и подготовка документов идут по линии Минлесхоза. Указом, о котором говорилось выше, было определено, что ежегодно министерством лесного хозяйства и Минсельхозпродом должны выделяться бюджетные средства на укрепление материально-технической базы БООР.
Эта сумма составляет три-четыре процента от общего оборота БООР и имеет целевое назначение. На эти средства мы производим закупку и расселение оленей, покупаем автотракторную технику, тепловизоры и т.п.
Есть и еще одна важная поддержка со стороны государства. Ежегодно охотник, если он хочет охотиться, уплачивает госпошлину на право охоты в размере одной базовой величины (базовая величина в Беларуси — установленный c 2002 года, вместо минимального размера оплаты труда, показатель вычисления правительством Белоруссии размеров пенсий, пособий, налогов, сборов и штрафов; в 2019 году она составляет 25,5 белорусских рублей (около 780 российских рублей. — С.Ф.).
Эти поступления аккумулируются в областных бюджетах и, согласно госпрограмме «Белорусский лес» на 2016–2020 гг.» подпрограмме «Развитие охотничьего хозяйства», они целевым путем направляются на расселение оленей. Кроме того, в эти работы вкладываются и деньги БООР.
На сегодняшний день мы расселили в угодьях около 1,5 тыс. особей оленя. До 2014 года у нас его практически не было. Сейчас в угодьях БООР обитает 6,2 тыс. благородных оленей.
— Откуда завозите оленей?
— Основные наши поставщики — Национальный парк «Припятский» и питомники Литвы, в меньшей степени — Латвии. Кроме того, в этом участвуют несколько белорусских лесхозов.
— А емкость угодий позволяет еще увеличить численность оленей?
— У нас есть такое понятие, как оптимальная численность. Она определена в охотустройстве для каждого нашего охотхозяйства, а площади их довольно большие. Как правило, эти площади охватывают большую часть административного района.
— А в целом по стране и по видам копытных какова численность зверей и сколько это от оптимальной? И сколько добывают охотники?
— Данные довольно сильно варьируются по областям и районам, но в целом последние официальные цифры таковы (приведу их по республике в целом):
Лось — по стране — 36 270 голов, в угодьях БООР — 17,9 тыс., 80 процентов от оптимальной численности. Добыча за прошлый год составила 4,5 тыс. голов;
благородный олень — 21,5 тыс. по стране, 6,2 тыс. в угодьях БООР, 43 процента от оптимальной численности; добыто 1670;
косуля — 92 800 по стране, 49,6 тыс. в угодьях БООР, 60 процентов от оптимальной численности, добыто 11 100.
— Какова ситуация с волком?
— Численность этого хищника у нас стабильная. Не так давно стреляли по стране 800–900 особей, в последнее время значительно больше: 1500–1700. В 2016 году охотхозяйствами БООР было отстреляно 1025 волков, в 2017 — 916 особей, в 2018 — 1021.
Больше всего серого хищника добывают в Гомельской, Могилевской и Витебской областях.
К сожалению, с подачи зоозащитников введен запрет на ввоз из Беларуси в Евросоюз трофеев в виде шкур и черепов волков.
Сейчас Польша и Прибалтика столкнулись с волчьей проблемой: развели косулю и оленей, и сразу же на их популяции стали оказывать влияние волки, которые у них под запретом.
— Кто от государства руководит охотой, и кто основные охотпользователи угодий?
— Государственную политику в сфере охотничьего хозяйства осуществляет Министерство лесного хозяйства республики. На сегодняшний день в стране около 250 охотпользователей, из них 108 принадлежит РГОО «БООР».
Мы — самый крупный арендатор охотничьих угодий в Республике Беларусь. В ведении находится более 10,5 млн га (65 процентов) от площади всех охотничьих угодий страны. Другие пользователи — министерство лесного хозяйства (около 80 охотхозяйств), Управление делами президента (7), военно-охотничьи хозяйства и частные охотхозяйства.
— Много угодий было потеряно в 90-е годы?
— В 80-е годы у БООР было до 90 процентов площадей от всех охотугодий республики. Потом их число упало до 60, сейчас подросло до 65 процентов. Забирали лучшие, не трогали хозяйства в радиационной зоне.
Одной из особенностей угодий БООР служит их уклон в сторону преобладания полевых угодий, причем лесных у нас всего около 40 процентов, тогда как у других пользователей 55.
— Какие звери и птицы относятся к лицензионным, а какие к массовым видам объектов охоты?
— В соответствии с новыми «Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты», утвержденными Указом президента Республики Беларусь 21.03.2018 № 112 и вступившими в силу с 25 сентября 2018 года, все объекты охоты поделены на нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым относятся зубр (резервный генофонд), кабан, косуля, лань, лось, муфлон, благородный и пятнистый олени, бобр, выдра.
Из птиц — глухарь и тетерев. К ненормируемым видам относят 11 видов пушных зверей, в т.ч. волк, и 30 видов птиц (в отличие от российского законодательства, в списке представлены конкретные виды, а не группы видов. — С.Ф.).
По нормируемым видам проводятся специальные учеты, а охота проводится по разовым разрешениям под контролем егерской службы.
По ряду ненормируемых видов также проводятся учеты, но охотятся по путевкам, которые могут выписываться на сезон. Допускаются учеты таких видов один раз в четыре года.
— Проводится ли учет добычи массовых, то есть ненормированных видов?
— Для проведения охоты выдается охотничья путевка. По окончании охоты охотник указывает в ней фактическую добычу. По этой информации и ведут учет добычи. На сегодняшний день последние данные по годовой добыче таковы:
Охотничьих зверей добыто:
- Бобров 5200
- Белок 2229
- Зайцев-беляков 5061
- Зайцев-русаков 49 085
- Куниц лесных 7176
- Куниц каменных 1709
- Лисиц 17 276
- Енотовидных собак 5525
- Норок американских 2235
- Хорей лесных 1106
- Ондатр 628
Охотничьих птиц добыто:
- Глухарей 125
- Тетеревов 648
- Уток всего 93 818
- В том числе кряковых 71 584
- Гусей белолобых 14 695
- Гусей-гуменников 6743
- Гусей серых 2728
- Лысух 4639
- Вальдшнепов 17 493
- Рябчиков 3450
- Вяхирей 2187
- Серых куропаток 8846
- Бекасов 2044
— Каковы тенденции динамики численности?
— Численность копытных, в основном, растет. Это подтверждают и данные учетов, и увеличение случаев ДТП на дорогах с участием диких копытных животных. Только на Минской кольцевой дороге в год попадает под колеса автомобилей около 30 лосей.
— А сколько охотников в стране?
— Официально госудостоверения имеют в Беларуси 123 тысячи охотников. Но охотятся 49,3 тысячи (из них около 40 тысяч — члены БООР). Это определяется по количеству охотников, уплативших госпошлину на право охоты.
Но почти 60 процентов обладателей госудостоверений не платят пошлину, а значит, не собираются охотиться, число охотящихся граждан ежегодно снижается на две-три тысячи. Сейчас идет массовая замена госудостоверений у охотников. Оно выдается сроком на десять лет.
Первый обмен был произведен в 2008–2009 годах, второй в 2018–2019 гг. Смена удостоверений также приводит к снижению численности охотников. Причин несколько.
У нас довольно сложно пройти медкомиссию по владению охотничьим оружием. Особенно это сложно для старшего поколения охотников. Сейчас мы выходим с предложениями по упрощению медосвидетельствования.
Резко упала численность кабана, а это был один из основных объектов охоты. Охота в Беларуси дорожает.
— Есть разница в ценах на путевки для членов своих и «чужих» районных организаций внутри БООР?
— Да, есть. Охотники прикреплены к охотничьему обществу конкретного района. Причем совсем необязательно, что это жители данного района. Можно, например, жить в Минске и быть членом какого-либо районного общества Беларуси. Там для них охота будет дешевле.
Приезжая в другой район, он платит больше, примерно на 20 процентов. Но если он не член БООР, то платит в три раза больше.
— Кто устанавливает цену на путевки?
— В Правилах охоты прописано, что их устанавливает пользователь охотничьих угодий. Но она должна быть не ниже минимальной цены, установленной Советом Министров республики (Постановление № 454 от 14.06.2018).
В хозяйствах широко применяется установленная правлением РС РГОО «БООР» система начисления баллов охотникам за трудоучастие. Местное Правление районного совета БООР решает, сколько баллов набрали охотники и на какие льготы по охоте претендуют.
Можно получить путевку по минимальной цене Совмина. Например, разовая путевка на пернатую дичь может стоить от 8 до 12 белорусских рублей, а по минимальной совминовской цене — всего 3 рубля. Лось взрослый — 600 рублей, по совминовским — 200.
С сентября прошлого года наше общество проводит эксперимент по закреплению за охотником охотничьих угодий. Это осуществляется в соответствии с Указом президента в 12 охотничьих хозяйствах БООР.
Коллектив охотников заключает договор с охотхозяйством БООР и проводит биотехнические и охранные мероприятия за счет собственных средств. В случае успешных выполнений этих работ члены охотколлектива получают бесплатные путевки на охоту и разрешения на добычу копытных по минимальной цене. Этот опыт мы переняли из Прибалтики и ряда других стран.
— Какая организация осуществляет охотнадзор?
— У нас существует Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь. До этого контроль осуществляло несколько разных ведомств.
— Может ли егерь общества составить протокол на браконьера?
— По законодательству это не запрещено, но он не может вести административный процесс. Поэтому егерская служба в случае задержания браконьеров чаще всего вызывает ту же госинспекцию.
— Сколько в Беларуси охотничьих собак?
— Государство поставило обществу задачу отвечать за охотничье собаководство страны. Поэтому мы контролируем все охотничье собаководство республики. На 2017 год у нас было зарегистрировано 1077 легавых собак с родословными.
Также в реестре 486 спаниелей, 9136 гончих, 14 269 лаек, 3601 норных и 97 борзых собак. Примерно такое же количество собак без родословных, но имеющих регистрационные карточки. Было принято решение с 2014 года охотничьих собак без родословных не регистрировать.
Это тоже исходило из Указа президента. Сейчас у охотников становится все больше собак со свидетельствами о происхождении.
— Есть ли профессиональная подготовка специалистов-охотоведов в Беларуси?
— Белорусский государственный технологический университет выпускает инженеров лесного хозяйства со специализацией «охотоведение».
— Мы знаем, что в Беларуси хорошо организован охотничий туризм. Помнится, президент республики поставил задачу существенного увеличения прибыли охотничьего хозяйства за счет привлечения иностранных охотников.
— Приведу цифры. По прошедшему 2018 году охотхозяйства БООР заработали на охотничьем туризме 868 тысяч евро, приняли 2005 иностранных охотников (Россия ежегодно принимает всего около 500 иностранных охотников. — СФ).
Но все же основной поток охотников — это россияне. Наблюдается рост посещаемости Беларуси иностранными охотниками. Максимально за год мы зарабатывали 1 млн 200 тыс. евро.
Но с 2013 года началось небольшое падение доходов. Оно связано с резким уменьшением численности кабана, после того как началась, в связи с АЧС, борьба с этим зверем. В 2013 году в Беларуси обитало 80 тысяч голов кабана. Сейчас всего 2,5 тысячи.
А россияне и иностранные охотники очень любят охоту на него.
Вторая причина — деноминация рубля. Не так давно курс российского рубля был 30 рублей за 1 евро, а сейчас — 70. Наши убытки налицо.
— Анатолий Александрович, у вас в республике очень благоприятные для охотника сроки охоты. Весной охота длится почти два месяца, а общее открытие летне-осенней охоты по стране — это вторая суббота августа. Как удается сохранить такие сроки без ущерба для популяций охотничьих птиц и зверей?
— У нас до 2014 года весенняя охота открывалась со второй субботы марта по второе воскресенье мая. Потом Минприроды под влиянием природоохранной общественности потребовало сокращения сроков.
Два месяца весенней охоты оставили, но в этот период можно было охотиться только 28 дней. Их определяет само охотхозяйство. Например, в Гомельской области, ориентируясь на пролет гуся, охоту открывали в марте, а в Витебской, где пролет позже, — в апреле.
Сроки охоты определяются в хозяйстве за пять дней до открытия, чтобы информировать охотников. Можно устанавливать сезоны отдельно для охоты на гусей, отдельно — для охоты на селезней. Главное, чтобы сезоны были непрерывными в течение всех 28 календарных дней.
Пользователи устанавливают два охотничьих дня в будние дни недели, также охотиться можно в выходные и праздничные дни. На нормируемые виды (глухарь, тетерев) можно охотиться ежедневно, но по разовым разрешениям на конкретные дни под контролем с егерской службой.
По охотничьим турам можно охотиться непрерывно в течение недели. С сентября 2018 года нам удалось законодательно добиться, чтобы эти 28 дней весенней охоты были не календарными, а охотничьими. Таким образом общий период весеннего сезона удалось увеличить.
— В России очень популярны охота с подсадной уткой на селезней и на гусей из укрытия. Хотя в последнем случае многие скрадками пренебрегают. А как у вас?
— Охота с подсадной у нас есть, но у нас нет таких давних традиций и массовости, как в России. Мало кто держит подсадных, хотя по югу страны, в пойме Припяти, эта охота довольно развита. У нас на селезня можно охотиться и без подсадной, но с чучелами и манками.
Нельзя охотиться только с чучелами без манка и только с манком без выставленных на воде чучел. При этом стрелять можно только по подсевшим селезням и только из скрадка. На гусей можно охотиться только с чучелами, профилями и (или) подсадным гусем.
Можно охотиться как из скрадка, так и с использованием маскировочного халата. А вот если у вас только манок, охотиться на гусей нельзя. В этом году охота на селезней и гусей у нас откроется 9 марта.
— Насколько популярна охота на тяге вальдшнепа?
— У нас нет такого ажиотажа, как у вас в Центральной России. Поскольку период охоты длительный, охотник ориентируется на благоприятную погоду и пролет. Ему нет необходимости, как некоторым россиянам, ходить на тягу каждый вечер за короткий десятидневный сезон.
Потому и пресс охоты на тяге у нас минимальный. В этом году охота на тяге откроется с вечерней зари субботы 16 марта. И даже если вальдшнеп к этому времени еще не прилетит, времени до конца сезона у охотника будет достаточно.
— Я знаю, что Беларусь вступила в AEWA. Не пытаются ли у вас закрыть или ограничить весеннюю охоту?
— Такие попытки действительно были. Хотели сократить до 16, 10 дней, как в России, и даже вообще закрыть, но даже на уровне нашей Минприроды был жесткий ответ — нет!
Вначале наведите порядок с прекращением массового отстрела на зимовках у себя в Европе, а потом уже мы будем рассматривать этот вопрос. Беларусь вступила в AEWA с оговорками по весенней охоте и свинцовой дроби, но все равно попытки давления на нас были.
— Анатолий Александрович, хотелось бы от имени всех охотников-читателей «Российской Охотничьей газеты» поблагодарить за интересный рассказ и пожелать вашему обществу дальнейшего процветания на благо охотничьего хозяйства республики.
Думается, российским охотничьим чиновникам и ответственным за охотничье законодательство в России есть, с кого брать пример.
Комментарии (1)
КСН
Заранее извиняюсь перед ТС, обсуждать цены в данном приглашении я не буду (хотя и имею на них свое мнение).
Из интереса давайте попробуем посчитать "аналог" в РБ:
Будем считать что лось - 700 евро (хотя если это будет хоть что-то что называется приличные рога, стоимость будет сильно другой)
Ввоз оружия - 30
Обслуживание - 25
Проживание - 25
Ехать на один день в РБ это извращение, так что 2 дня будет точно, а для комфорта желательно три.
Средняя команда это 12 чел.
Получаем 700 + 130 х 12 = 2260 евро х 71 = 160 000р
И это получилось еще без дороги и питания, на которые по скромным подсчетам 20 000 - 30 000.
Так что стоимость в РБ будет минимум вдвое выше.
К сожалению относительно близкие цены будут только при индивидуальной НЕ трофейной охоте.
Источник: форум МООиР