Изображение Таксидермия — это искусство
Изображение Таксидермия — это искусство

Таксидермия — это искусство

Каждый охотник хочет сохранить память об интересной охоте и добытом им трофее. Многие мечтают украсить свою комнату чучелами зверей и птиц. Таксидермия — особое искусство. Руководитель таксидермической студии «Корсак» Александр Георгиевич КОРСАКОВ любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «РОГ».

Александр Георгиевич, расскажите, пожалуйста, историю создания художественно-таксидермической студии «Корсак».

— Студия была основана в 1989 году. Я начал работать таксидермистом с 80-го года, а позже при охотничьей фирме организовал мастерскую.

— Учебных заведений по подготовке таксидермистов не существует. Где же обучаются этой профессии?

— В мастерских. Сначала приходишь туда учеником, и через год тебе присваивают разряд таксидермиста. В период, когда я пришел в таксидермию в 80-м году, существовала единственная мастерская военно-охотничьего общества, директором которого был Владимир Николаевич Щербаков. Он — учитель многих московских таксидермистов, в том числе и мой.

Через год я получил шестой разряд и продолжил работу мастером. Сейчас открылись курсы таксидермии при Техническом колледже в центре Москвы, но все же лучше обучаться в качестве подмастерья, ведь за год многому не научишься. Это только кажется, что год — внушительный срок. Таксидермии учиться приходится долго.

— Люди каких специальностей и интересов могут стать таксидермистами?

— Охотники, биологи и вообще творческие люди. Я, например, охотовед по образованию и охотник в прошлом. После получения высшего образования работал в Педагогическом институте в проблемной лаборатории.

— Кто Ваши постоянные клиенты? Кто заинтересован в услугах таксидермистов?

— Охотники и те, кто хочет сделать оригинальный подарок. Раньше мы выполняли заказы, поступающие от музеев, но сейчас у каждого музея свои мастерские и мастера. Поступают заказы от провинциальных музеев, но редко, так как для них таксидермия — это недешево.

— Какие правила должны соблюдать заказчики, перед тем как доставить в мастерскую тушу животного? Каков максимальный срок хранения туши?

— Животное после добычи должно быть не сильно битым, чтобы с ним было легче работать. Если человек способен сам снять шкуру, то нужно снять и, конечно же, обязательно ее засолить. Если не получается доставить трофей сразу, то лучше его заморозить. Утка может храниться на холоде дня два, а глухарь — пять. А вот, допустим, медведь, может храниться несколько дней, но при этом обязательно нужно снять шкуру, засолить. На медведя нужно высыпать минимум десять килограммов соли.

Транспортировка обычная: сложить шкуру животного в пакет или в ящик и привезти. Если везут летом, то шкура в пакете может подопреть, так что надо привезти ее быстрее и обязательно открытой. А птицу лучше привезти замороженной, причем отстреливать на чучело их лучше зимой или весной. В августе стрелять птиц бесполезно, так как они линяют.

— Существуют ли меры предосторожности при снятии шкуры с животного?

— Обязательно нужно быть осторожным при снятии шкуры с тех животных, кто является переносчиком бешенства: лисицы, волки, еноты. Лучше работать в перчатках и, главное, стараться не порезаться.

— Сколько времени нужно для изготовления чучела?

— Если в мастерской нет очереди на заказы, то чучело птицы изготавливается в течение месяца. Что касается голов лосей, оленей, кабанов, ковров из медведей и чучел, то тут уже процесс более долгий, потому что только одну шкуру нужно выделывать месяц и даже больше, так как в Москве всего две фабрики выделки. Там, как правило, в сезон накапливается много шкур, что тормозит сроки выдачи заказа клиенту.

В среднем получается два-три месяца.

 — Различаются ли технологии изготовления чучел разных животных?

— Технология примерно одинаковая. В основном сейчас все делается на форме из пенополиуретана, даже рыба. Единственное, у рыб процесс выделки другой, но чешуя остается своя. На Западе рыбу формуют и делают пластиковой, потому что после окраски и покрытия лаком вид у нее становится натуральный, независимо от того, своя чешуя или нет. У нас же такой технологии нет. Если говорить о размерах, то, несмотря на то что кукушка — птица не очень маленькая, ее сложно делать. У нее очень тонкая шкурка, которая быстро высыхает.

— Не могли бы Вы коротко осветить весь алгоритм действий таксидермии на примере какого-либо животного?

— После добычи животного необходимо снять с него шкуру, засолить; если у охотника есть опыт, вывернуть уши и подснять глаза, губы, нос, после заморозить или сразу нести в мастерскую. В мастерской мы производим промеры, затем отдаем на фабрику выделки. Далее готовая шкура натягивается на манекен из пенополиуретана и обшивается. Потом вставляются челюсть, глаза и язык. Но это я рассказываю в самых общих чертах; чтобы хорошо понять, нужно показать наглядно, так как процесс далеко не примитивный. Это целая история.

— В музеях можно увидеть композиции из чучел: волк скалится, хищник держит добычу в клыках… Как это делается?

— Манекены стандартные, на них натягивается шкура, а дальше мастер уже индивидуально работает с изделием. Придать морде животного какое-либо выражение несложно, так как шкура эластичная, везде подкладывается мастика.

— Такие части тела, как глаза, когти и язык, — искусственные?

— Когти и носы у зверей «родные». Если у животного поврежден нос, можно заменить его пластиковым. Глаза и язык из пластика, мы покупаем их в Штатах, в Германии. В России тоже есть мастерские, где специально отливают из пластика языки и глаза. Клыки пластиковые, так как черепа крупных животных чаще всего идут на трофеи вместе с зубами.

— Как долго может прослужить чучело животного? И как часто нужно его реставрировать?

— Реставрация требуется только при повреждении чучела, а храниться оно может очень долго. В Дарвиновском музее есть чучела, которым сто лет и больше. Главное, это не забывать пылесосить и чистить шерсть, которую ест моль и другие вредители. Птиц раз в год следует накрывать полиэтиленовым пакетом, добавив внутрь специальные химикаты, завязать и продержать час-два, чтобы избавиться от вредителей.

— Существуют ли законы, контролирующие таксидермическую деятельность?

— Мы не имеем права принимать туши животных, занесенных в Красную книгу, без разрешения Госкомприроды. Например, отстреливают тигра-людоеда, и если нет заявки от музея, то его должны сжечь, во избежание коррупции. Если заявка от музея есть, то заказчики должны принести разрешение от Госкомприроды. Также мы не имеем права выделывать шкуры в мастерской. Для этого существуют специальные фабрики по выделке шкур.

— Вещества, применяемые в таксидермии, безопасны?

— Да. Раньше, чтобы чучело не съедала моль, использовался мышьяк. Для работы с ним было необходимо иметь разрешение из милиции, а также отдельный сейф для хранения. В настоящее время, например для птиц, мы используем химические препараты, которые, при правильном обращении, безопасны для здоровья человека.

— Каким образом избавляются от органического мусора, отходов?

— У нас существует договор с экологическим предприятием по переработке мусора в городе Люберцы, куда и отправляются органические отходы. А обрезки от полиуретана выбрасываются на обычную помойку.

— Рынок таксидермии конкурентный?

— Да. Официальных студий в Москве пять, помимо этого много нелегальных частных таксидермистов, которые не платят налоги и не проверяются санэпидемстанцией. К тому же они сильно сбивают цены. И, несмотря на то что заказов много и порой мы не успеваем сделать все в срок, все равно рынок конкурентен, потому что фабрик по выделке шкур всего две, куда их доставляют и официалы и частники.

— Как Вы считаете, технология таксидермии стала более качественной, чем 20-30 лет назад?

— Без сомнения. Двадцать лет назад мы делали папье-маше — это просто жуткий процесс! Нужно из глины вылепить форму, далее из гипса формовать, в гипсе выклеивать папье-маше и собирать его. Но это устарелая технология, сейчас все по-другому. Есть специальные фабрики, занимающиеся только изготовлением форм, которые потом отливают пеной. С ней легче работать, ее легко резать, пилить и строгать. Помимо этого, сейчас доступны качественные глаза. Раньше на всю Москву был один стеклодув, который накручивал на проволоку черный зрачок, а потом красил глаз.

— Как обстоит дело с таксидермией в других странах? Их способы таксидермии отличаются от наших?

— Не очень. Всюду они примерно одинаковы. Разве что в Америке таксидермия — это целая индустрия. В 92–94-м годах, путешествуя по Штатам, я заехал в небольшой городок, где решил полистать местный журнал: в нем было много иллюстраций и рекламы на тему таксидермии, в несколько страниц, и это просто потрясающе! Еще там развито бутафорское искусство. Отличие от нашего метода работы в том, что у них площадка для развития этого дела больше, поэтому там преимущественно используется машинный труд. Если говорить о качестве и мастерстве, то отечественная таксидермия ничуть не уступает европейской и западной. На конкурсах наши соотечественники достойно представляют таксидермию России и нередко занимают призовые места.

— Считаете ли Вы таксидермию одним из видов искусства?

— Конечно! Очень важно приложить творческий интерес к этому делу. Главная задача — сделать чучело максимально похожим на живое животное.

Что еще почитать