Изображение Из опыта утиной охоты
Изображение Из опыта утиной охоты

Из опыта утиной охоты

Охота на уток, пожалуй, самая доступная и любимая для многих охотников. Мне лично всегда с детства она нравилась, потому что тепло, не надо мерзнуть стоя на номере в зимнем лесу, ожидая зверя, и можно от души пострелять, если утки летает много. Так что порой бывало, одного патронташа и не хватало. Ведь утки часто налетают небольшими табунками, а тут расход патронов бывает весьма велик. Успевай только перезаряжать ружье.

Именно поэтому для таких охот патроны с замиранием сердца и любовью в душе к своему увлечению я готовил с запасом и загодя, предвкушая сладкий миг выстрела, коим, безусловно, заканчивается любая охота. Хотя порой трофей и не самое главное, но как же без него на открытие?! Вечерний шулюм — обязательный триумф такого выезда охотничьего коллектива на природу.

Патроны к открытию я чаще всего снаряжал стандартными навесками пороха и дроби для своего калибра ружья. Номера дроби для слабо оперившихся птиц выбирал № 7 и № 6. «Семеркой» хорошо стрелять стремительно проносящихся мимо чирков, кряковых уток с подхода, а также в сумерках на перелетах. В опускающейся тьме на землю далеко уже не видно, и стрельба чаще идет накоротке, в пределах видимости. Добрать, найти и достать подранка, упавшего рядом, гораздо проще, если у охотника нет собаки. Поэтому мелкой дроби — предпочтение.

При стрельбе засветло на перелетах и по пролетающим мимо уткам на 35-метровой дистанции вполне годится дробь № 6. Однако, если не известно, в какие угодья поедем на открытие, а патронами запастись нужно заранее, то универсальной утиной дробью можно считать «пятерку».

Впрочем, в зависимости от условий охоты и размера водоема, на котором предстоит охотиться, номера дроби могут быть и крупнее, бывало, что отдельные стрелки снимали метким выстрелом утку, казалось бы, из-под самого поднебесья. Чем они стреляли, не понятно, но это исключение из правил. Возможно, некоторые ружья лучше бьют более крупными номерами дроби, другие же перестают живить лишь самыми мелкими номерами № 8.

Любую успешную охоту нужно заранее готовить. Тогда все пройдет без сучка и задоринки. Хотя бывает, что случаются удачные охоты и наскоком, но крайне редко.

Обычно подготовка к летне-осенним охотам происходит с предварительной разведки угодий, мест, предполагаемых для проведений охот в вот-вот надвигающемся сезоне. Сборе информации из различных доступных источников. Обменом мнений среди сложившейся бригады охотников и только затем коллективном принятии решения, куда ехать на открытие. Конечно же, предпочтение отдается тому водоему и району, где, по слухам, уток больше всего, но нередко порой бывает, что птиц накануне уже разогнали, и утка ушла на дальний кордон или временно в зону, где ее никто не беспокоит.

Чтобы праздник был ничем не омрачен и доставил всем удовольствие на целый год, для этого за сутки до открытия охоты в нашем коллективе обычно посылался гонец на озеро, который больше всего смыслил в рыбалке. Чтобы этот наш товарищ наловил рыбы для предстоящего шулюма.

Раньше день открытия сезона летне-осенней охоты выпадал на третью субботу августа, но, бывало, иногда и в пятницу. Обычно охота начиналась с вечерней зари. Что было весьма кстати и удобно, так как народ, случалось, работал и по субботам на благо Родины, и поэтому пожелания трудящихся принимались во внимание. В связи с этим все оставались довольны. Просто в день открытия охотники, у кого был рабочий день, могли отпроситься на пару часов пораньше. Необходимые вещи, болотные сапоги, ружье и патронташ готовились заранее, и в день открытия народ быстро собирался и выезжал на место, где строго ожидал 6 часов вечера, все это время издали, если позволяли угодья, в бинокль наблюдая за утками.

Как только минутная стрелка часов перескакивала время «Ч», старший нашей команды охотников давал сигнал: «Ребята, пора!» И народ, осторожно начинал, прячась в складках местности или за высокими камышами, оглядываясь на товарищей, неспешно продвигаться к намеченной цели.

Нервы в этот сладостный миг у каждого напряжены бывают до предела, а руки крепко сжимают ружье. Однако как бы не был готов охотник к этому событию, первые утки всегда взлетали неожиданно. И для кое-кого после долго периода простоя в стрельбе выстрелы были безрезультатны. Часто утки покидали свои привычные места дневки без потерь. Но опытные охотники, на которых всегда лежала ответственность и возлагалась большая надежда, старались первыми выстрелами добыть дичь для общего котла.

Шулюм, или шулюмка, это всем известная в охотничьей среде разновидность полевого варева, так любимого всеми без исключения охотниками. В разных уголках страны это блюдо может носить разное название, но суть его от этого не меняется. Рецепт приготовления весьма прост. В котел идет рыба и птица. После завершения стрельбы и окончания охоты народ разряжает ружья, складывает их в чехлы и убирает всю охотничью амуницию подальше от костра, в багажник автомобиля, запираемый на ключ.

Все, на этот вечер ружья больше не понадобятся, до утренней зари. Собирается на берегу речки или другом удобном месте лагерем, разбивает бивуак, готовит ночлег. Роли у всех распределены заранее. Все происходит слаженно, неторопливо и по четко расписанному сценарию, существующему долгие годы совместных выездов.

Затем все вместе, без суеты, начинают приготовление к праздничному ужину. Одни готовят дрова и разжигают костер, другие в это время ощипывают и опаливают уток, потрошат рыбу и чистят молодую картошку… Затем однажды добровольно возложивший на себя обязанности кашеварить повар строго по порядку закладывает в котел продукты и следит за приготовлением основного блюда. В самом конце бывает, что перед снятием казана с огня выливается в медленно побулькивающее и призывно издающее аппетитный аромат кушанье рюмка водки, но делается это не всегда. Да это и не суть важно.

Охотничий шулюм всегда на природе получается чрезвычайно вкусным. Сначала хлебают все жидкую часть, а затем уже очередь доходит до самой гущи. То есть шулюмка — это такое универсальное лакомство, одновременно состоящее из первого и второго блюд. Из рыбы, птицы и немного картошки. В качестве трофеев в основном в котел закладываются добытые утки, но могут быть дикие голуби или даже тетерев. Уха из петуха, как ее еще иногда называют. Редко кто из охотников обходится без добавки в этот вечер. Уж больно вкусно получается вот так вечерять у костра, на исходе лета, под августовским ночным небом, увешанным яркими звездами, в охотничьем коллективе друзей и приятелей.

Однажды случилось так, что всеми уважаемый охотник, восьмидесятилетний, но еще довольно крепкий тот самый легендарный в наших краях дед Семен, набирая котелком в кромешной тьме из ручья воду для шулюмки, то ли не заметил сослепу, то ли специально решил подшутить, и туда случайно попал мелкий лягушонок, но об этом узнали уже довольно поздно, когда обгладывая утиные косточки.

Вдруг кому-то попалась лягушачья ножка. Кроме веселых шуток, это не вызвало никакой другой реакции у охотничьей братии. «Не бойся того, кого ешь ты, а бойся того, кто ест тебя», так, кажется, гласит пословица, заявил в свое оправдание дед Семен, подмигивая мне хитро при свете отблесков пламени костра и улыбаясь одними глазами. Ах дед Семен, Семен, старый юморист... Сколько же славных разных охот и воспоминаний юности моей было связано с ним!

Конечно же, отдавая дань сложившимся традициям, под горячее блюдо разливается желающим по чарке водки, а бывает, если год особенно выдался урожайным на ягоды, то любители приготовления домашних вин предлагают товарищам продегустировать свои домашние молодые вина. Все это происходит в теплой, дружественной обстановке с шутками-прибаутками, а затем наступает время охотничьих историй. И кто-нибудь потом, как водится, в очередной раз начинает допытываться у деда Семена, куда же все-таки спрятал старый лис шкуру добытого им медведя в том далеком приснопамятном 1953 году.

Вот такое открытие охотничьего сезона — самая лучшая школа для молодого охотника, где свято чтут традиции предков и соблюдают неписаные правила охоты и обращения с оружием. Часто из такой среды вырастают молодые законопослушные охотники, которые в последующем точно так же передадут традиции свои детям, а затем и внукам. Без такого торжественного открытия сезона охота — не охота, она как бы лишена части жизненного смысла. Ведь на охоте все же главное общение, а это, согласитесь, весьма сближает и укрепляет человеческое бережное отношение ко всему живому!

И тем не менее, в силу разных причин, охоты бывают разные у всех, и одиночные также хороши. Но это уже совсем другая история. Однако чаще всего открытие, чтобы оставить памятный праздник в душе каждого из нас, должно происходить, на мой взгляд, именно так.

Ни пуха, вам, ни пера, уважаемые охотники!

Что еще почитать