Этика охоты и православие

Призывы консолидации охотников и рыболовов часто звучат в проблемных статьях и выступлениях на проводимых конференциях. Охотничье-рыболовные союзы со стажем и вновь создаваемые общественные движения предпринимают попытки взять на себя эту функцию, однако проблема остается по-прежнему актуальной.

Фото Валерия Малеева

Фото Валерия Малеева

Во главу консолидации обычно ставятся права граждан на доступ к охотничьим и рыболовным ресурсам, владение и ношение оружия, проведение мероприятий охотничьего собаководства, соревнований и т.п. При этом отмечаются недоработки в ряде статей рыболовного, охотничьего и лесного законодательства, Программе действий охотдепартамента Минприроды РФ по реализации стратегии развития охотничьего хозяйства РФ до 2030 года, нормативных документах. Но консолидация вряд ли может быть достигнута на упреках, она возникает при общем одобрении выработанной позиции.

Несмотря на специфику охоты и рыбалки, авторы критических заметок в СМИ, если не углубляться в детали, ищут и требуют того же, что и большинство людей, — справедливости. Русский философ И.А. Ильин писал, что справедливость не требует равенства, она требует предметно-обоснованного неравенства. О.И. Розанов утверждает, что «в основе того, что русский человек понимает под справедливостью, лежит нравственное начало, проистекающее от Бога и его замысла.

Правовая справедливость, общественные реформы, принудительные законы играют здесь второстепенную роль». А. Агеев отмечает: «Большинство чувствует свое бессилие что-либо изменить. Но ощущение такой хронической несправедливости, исходя из православных, исламских или светских норм, отравляет жизнь. Недовольство социумом в целом ведет к тиражированию актов несправедливости в поведении, в мыслях, в восприятии, распространяется на отношение к природе-матушке, к воде, к нефти, минералам». За эту неблагодарность и хищничество природа отвечает пожарами, наводнениями, в том числе истощением охотничьих и рыболовных ресурсов.

В. Гуров в статье «Сохраним весеннюю охоту» («РОГ» № 28, 2015 г.) предлагает ряд мер для упорядочения весенней охоты, призывает к бережному отношению к природе и обращается к охотникам: «Нарушения правил охоты и браконьерство, к сожалению, присутствуют в нашей весенней охоте повсеместно. Таким поведением в угодьях мы даем повод властям и защитникам природы ставить под вопрос само существование весенней охоты… Давайте спросим сами себя, можно ли и дальше так относиться к природе? Вот она и мстит нам, повсеместным сокращением дичи в угодьях».

О. Крымцев в статье «Охотники, так будем жить дружно?» («РОГ» № 34, 2015 г.) утверждает, что «такого документа, как «Этика охоты», нет». По этике охоты и природопользования написано много статей и книг, и создавать новый документ, согласованный с госструктурами (Департаментом охоты), нет необходимости. Охотники и рыболовы наедине с природой мало руководствуются рекомендациями, а живут вместе с природой, созданной Богом, и в меру своей связи с Богом и поступают.

Вопросы этики взаимоотношения человека и природы рассмотрены, в том числе, в книге противника охоты, Борейко В.Е.: «Этика и практика охраны биоразнообразия» и не являются предметом рассмотрения данной статьи. Единственно отмечу, что часто охотники и рыболовы ведут себя в мире, переданным нам Богом в управление, как немилосердные потребители и расточители, тщеславные и уверенные в своей безнаказанности богоборцы.

Господь милостив и дает нам время проявить нашу милость к окружающему миру живой и неживой природы. Воцерковление большинства членов общества является основным условием обретения стабильных и правильных нравственных устоев, построения стабильного и справедливого общества. Для охотников и рыболовов объединение на основе традиционных конфессий является жизненной необходимостью сохранения традиций и нравственных устоев охоты и рыбалки, в отстаивании своих прав на справедливое природопользование.

Десять лет назад охотники и рыболовы получили благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на написание иконы Собор святых покровителей охотников и рыболовов. В 2006 году на пожертвования охотников и рыболовов икона была написана и коленопреклоненно передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. На вечерней службе 13 сентября 2006 года состоялось освящение и торжественный молебен иконе.

Вместе с иконой охотники и рыболовы обрели помощь святых покровителей в житейских невзгодах, а также духовный и нравственно-этический «шит». Щит от греховных помыслов и деяний, которые подчас сопровождают охотников и рыболовов. Именно на них часто ссылаются противники охоты и рыбалки.

Пороки людские назывались многими святыми, и основные из них это — чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. В книге архиепископа Серафима (Звездинского) «Пять шагов ко Христу» (умучен в 1937 году), изданной в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дается краткая характеристика пороков.

Сребролюбие — страсть к наживе и любовь к деньгам. У человека, одержимого этой страстью, уже не остается в душе места для Христа, ему некогда подумать о спасении, потому что он всегда в смятении, в тревоге, как бы ни упустить какой-либо наживы.Тщеславие — тщетная, напрасная слава. Тщеславится человек мастерством и поступками, талантом, богатством одежды и обстановки, умом, знанием и ученостью.

Почти нет человека на земле, который искренне мог бы сказать о себе: «Я не тщеславен, потому знаю, что я хуже всех». С пренебрежением часто относится человек тщеславный к другим людям и с раздражением встречает всякое сопротивление. Тщеславный забывает, что все, что он имеет, — не его, а Создателя.

  • Гордыня ведет ко многим грехам, страшнейший из них — безбожие, за которым наступает смерть души.
  • Чревоугодие — это, прежде всего, всякого рода излишества в пище и питье, объядение и пьянство.
  • Гнев — прежде всего раздражительность при несогласии кого-либо с нами, что сопровождается злословием и другими поступками против ближнего.
  • Прелюбодеяние — это блуд, а также другие пороки «цивилизованного» западного мира.
  • Печаль имеет два аспекта — это ропот и тоска. Ропот и тоска: всем людям живется хорошо, только мне тяжело. Еще страшнее тоска, которая доводит до отчаяния в милости и силе Господа.
  • Уныние — паралич души, когда вся жизненная сила ее оскудевает, душа как бы впадает в тяжелый сон: работать над собой не хочется, молитва не ладится.

Несмотря на то что охотники и рыболовы более других имеют тесный контакт с дикой природой, это не делает их исключением в тех пороках, которые присущи остальным людям, а для духовно слабых охотников иногда контакт с природой провоцирует развитие этих пороков. Взгляните на свои поступки и помыслы критически, разве во всем они праведны? Я задаю этот вопрос не потому, что свободен от пороков, а потому, что их осознание и подавление и есть условие справедливого взаимодействия и консолидации.

Так что же просить пред иконой у Господа Бога и святых покровителей? Освобождения от выше названых пороков и расцвета в душе воздержания, целомудрия и чистоты, милосердия, кротости, радости о Святом Духе, терпения, смирения и любви. Любовь к Господу и созданиям его — самый прекрасный цветок души человека, и у кого расцвел этот цветок, у того вечная радость. Чтобы найти этот цветок, трудятся подвижники, отрекаясь от всех благ мира, для этого цветка проливалась кровь святых мучеников.

Так что же обретает человек пред иконой? Пред иконой молящийся получает ежеминутную память о Боге и видит его пред собою, получает страх Божий и потому не сделает ничего дурного, потому что побоится, не захочет обидеть Господа, которого видит перед собою. Если есть страх Божий, то возникает и покаяние, потому что страх Божий показывает человеку все ошибки его совести.

С покаянием тесно связан самоконтроль, так как кто искренне раскаивается в своих грехах, тот всегда будет следить за собою, избегать всего, что может оскорбить Христа. Кто помнит и боится Бога, раскаивается в грехах своих и контролирует себя, у того есть смирение. Такому человеку некогда превозноситься над людьми, нечем гордиться, он только внимательно следит за собою, за своими поступками. Обретя смирение, человек обретает мир совести и души. А у кого светло и мирно на душе, тот не станет сердиться и обижать другого, потому что он обретает мир с людьми и любит людей.

Почему я так долго описывал грехи, пороки и их преодоление? Потому что часто охотники в СМИ рассуждают о своей исключительной страсти, высокой духовности и ссылаются на И.С. Тургенева. Однако образ Полутыкина, страстного охотника «и, следовательно, отличного человека», изображенный И.С. Тургеневым в «Записках охотника», вряд ли может быть отнесен к большинству современных охотников, и, кроме того, автор отметил и ряд недостатков в его характере, которые подтверждают, что все мы подвержены в разной степени порокам.

Объединяющую роль в охотничье-рыболовном движении могли бы взять на себя общественные организации охотников и рыболовов, но они, за редким исключением, отклонились от этой миссии. Большинство обществ охотников и рыболовов, основанных в годы социализма, сохранили организационные и нравственные основы своей деятельности.

Основной проблемой социал-демократических и социалистических партий, взявших на себя всю полноту власти после 1917 года, было раздувание государственного аппарата, бюрократизация и замедление темпов развития. Это и стало причиной первой волны их падения.

В 90-е годы социал-демократы столкнулись с теми же проблемами, и стало ясно, что проблемы справедливости не решаются исключительно через сферу распределения и перераспределения. Как отмечает С. Черняховский: «Перераспределить можно только созданное богатство. Основной же вопрос справедливости не в том, как делить, а в том, как создавать».

Сегодня в общественном движении, кроме бюрократизации, можно наблюдать тенденции подражания государственному аппарату: стремление построения властной вертикали, использование «телефонного права», стремление обложить охотников и рыболовов дополнительными требованиями к их подготовке и желание «закрепостить» постоянными проверками знаний, умений и т.п.

С учетом широкого освещения в СМИ западноевропейского подхода к вопросам добра и зла вопросы справедливости часто рассматриваются только с точки зрения практической пользы и личной выгоды, и, к сожалению, общественные организации порой участвуют в акциях, которые наносят ущерб формированию справедливости в охотничьем движении.

Так не способствовало формированию справедливых отношений в охотничьем хозяйстве проведение Фестиваля охоты с подружейными собаками «Петров день» 10–12 июля 2015 г. в Тульской области.

Как отмечено в статье «Отделим зерна от плевел» В. Гурова («РОГ» № 31, 2015 г.), «Его (Г.А. Гальперина) до глубины души возмутили неистребимые возможности «телефонного права» в такой тонкой сфере человеческих отношений, как охота. Кому-то можно, а остальным — «низя». С этим утверждением трудно не согласиться.

В статье «О зернах и плевелах и хорошем урожае …» Н. Мордвинов («РОГ» № 34, 2015 г.) направляет «тысячу слов благодарности Леониду Сонину и его единомышленникам» за проведение фестиваля, но почему-то все «заслуги» сводит к дичеразведению и стрельбе по живым мишеням, в которых они не являются ни основателями, ни меценатами.

Можно ли гордиться количеством «связей» с женщинами, если они оплачены деньгами или страхом; можно ли гордиться стрельбой по голубям, сидящим на голубятне, даже с предельно дальней дистанции, — это решает сам человек, и судья ему Бог и совесть. Этот вопрос имеет отношение лишь к «паркетным охотникам», но не к проблеме.

Лично у меня сложилось мнение, что Г.А. Гальперин выступал против «телефонного права» в охоте, и я в этом протесте с ним солидарен. Для консолидации охотничье-рыболовного движения, несомненно, нужны мероприятия, такие как Фестиваль охоты с подружейными собаками «Петров день», и охотничьей общественности надо добиться принятия законодательных и нормативных актов, обеспечивающих их проведение без применения «телефонного права».

В статье «Марьи-искусницы и Юрьев день весенней охоты» («РОГ» № 31, 2015 г.) А. Линьков спрашивает «Неужели не найдем два миллиарда рублей на охотнадзор, тратя бесконтрольно пять на «черную дыру» собачьих питомников и якобы стерилизованных «шариков»? Неужели не вернем всеобщую охотничью грамотность с обязательным охотминимумом и кандидатским стажем?»

Считаю, что государство должно вкладывать минимум средств в «собачьи» благотворительные программы и максимум в формирование справедливого общества и в воспитание основ справедливости. А в справедливом обществе всегда найдутся люди, кто в меру своих возможностей поддержит и бездомных животных.

Навязывание всеобщей охотничьей грамотности с обязательным охотминимумом и кандидатским стажем не обеспечит становления правильного, «справедливого» охотника, а лишь приведет к нарушению справедливости в природопользовании за счет дополнительных поборов, злоупотреблений и так присущих сегодняшнему обществу. Только обретение Бога в душе позволит обществу выйти из этой кризисной ситуации.

Охотникам и рыболовам надо самостоятельно изучать основы морали и нравственности современного природопользования, а государство должно обеспечивать пропаганду и широкие возможности для такого саморазвития. Как «правильные» коллекционеры самостоятельно изучают предмет своего увлечения, так и «правильные» охотники и рыболовы должны стремиться максимально расширить свои знания и умения. Государство же должно и в этом случае способствовать формированию справедливого общества и воспитанию основ справедливости в сфере природопользования, охоты и рыболовства.

Важная предпосылка достижения социальной справедливости — постоянная, бескомпромиссная внутренняя борьба с животными аспектами своей души, с ложным самосознанием, со своими сугубо скрытыми пороками и недостатками.

Пропаганде современной культуры охоты и рыбалки должны были бы способствовать праздники Дня охотника и рыболова, проводимые в разное время и в различных регионах России. Учреждение единого православного праздника охотников и рыболовов могло бы сыграть важную консолидирующую роль на основе справедливого природопользования и православных норм повседневного поведения.

И целесообразно, чтобы днем проведения праздника стал день освещения Иконы Собор святых покровителей охотников и рыболовов 14 сентября (вечерняя служба 13 сентября). Прошение об установлении православного праздника охотников и рыболовов к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу подготовлено, и, как и при написании иконы, с Божьей помощью охотничье-рыболовная общественность России повсеместно подержит Прошение об установлении праздника.

Можно рассчитывать, что этот праздник поддержат последователи всех традиционных конфессий России, т.к. во-первых, аналогичных икон в других традиционных конфессиях нет, во-вторых, православная конфессия является самой многочисленной в России и, в-третьих, в нравственно-этических основах охоты и рыбалки конфессиональные расхождения отсутствуют.

Николай Кобозев 12 октября 2015 в 05:24






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 3
    Анатолий Шедько офлайн
    #1  12 октября 2015 в 06:58

    Вот чего, оказывается, не хватает в охотничьем хозяйстве: справедливости и соответствующей иконы! Ну надо же! По аналогии с лозунгом "земля крестьянам, заводы - рабочим" совершенно необходимо пойти дальше и толкнуть лозунг: "Лосей - православным, баранов - мусульманам, кабанов - иудеям" или как-то так? И чтобы у каждого охотника в дополнение к уже обязательным документам было не менее трёх соответствующих икон. Да чего там икон, по хоругви на каждого охотника! Вот тогда и наступит такая благодать, что и платить никому ничего не надо и живность всякая плодиться будет в неимоверных количествах.

    Ответить
  • 0
    Иван Ларионов офлайн
    #2  12 октября 2015 в 10:17

    Попытка жёсткой увязки, видиния охоты в России, с догмами одной, пусть и самой большой, конфессии - может породить новые проблемы, куда более сложные нежели нынешние. К тому же есть ещё атеисты - с ними то что делать?! Не пущать или начхать на них, но тогда чем "новый" религиозный подход, лучше старого - безбожного? В большинстве развитых стран церковь отделена от государства, от этого и надо плясать. Анализ проведённый автором, безусловно заслуживает уважения своей многоплановостью и широтою вовлечённых фактов. Однако представленная тема, с моей точки зрения, не для данного ресурса, и даже не для публикации в газете, она для корпоративного, так сказать, пользования. И если найдутся подвижники, которые смогут где-то в какой-то общине внедрить обозначенные подходы, думаю это будет хорошо. Но в такой многонациональной стране как Россия, продвигать темы напрямую внедряющиеся в такие интимные уголки души, куда как опрометчиво, а где-то и опасно.

    Ответить
  • 4
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #3  12 октября 2015 в 10:34

    Это что, сейчас эта статья будет выходить каждый месяц? Уже было что-то подобное, помнится в сентябре или чуть раньше, я её хренью обозвал и сейчас тоже самое. Во как, то о политике , то о религии...следующее что будет? Отношение между мужчиной и женщиной или о проблемах охоты в дальних галактиках? Н-да, печально как-то всё это...

    Ответить
  • 2
    олег крымцев офлайн
    #4  12 октября 2015 в 12:40

    Статья противоречива, как и вся религия, и ничего, кроме осуждения не вызывает. Очень много пунктов в материале, в которых автор элементарно "подставился", чтобы их не менее элементарно разбить. Но в данном случае заниматься этим не хочется. Одно только следует заметить: пусть мухи будут отдельно, а котлеты отдельно: не надо мешать вашу религию с любым общественным движением или течением. Нравится кому-то молиться - молитесь, как ваши святые подвижники-схимники, на самом деле являющие примеры наивысшего эгоизма по отношению к людям: спрятались от людей на годы и думают только о себе, грешном, надеясь своим образом жизни добыть главное для себя благо-попасть в рай. А остальные люди для них - "грешные сосуды". И так далее. А мы, охотники, рыболовы и другие любители природы, будем стараться совершенствоваться и учить других не на молитвах-призывах, а на воспитании в человеке понимания важности Природы для жизни человека и обеспечения её сохранения для будущих наших детей, в том числе и путём ознакомления с ПРавилами охоты, Этическими нормами охоты и т.п.

    Ответить
  • -2
    Михаил Зайцев офлайн
    #5  12 октября 2015 в 14:01

    О. Мой. Бог!

    Когда-то я думал, что я верующий, но РПЦ сделали всё, чтобы это было не так.

    Не нужно каждый месяц пытаться заставить всех охотников уверовать, и молиться и поститься перед охотой.

    21 век. Автор считает православие наиболее подходящим общим знаменателем, чтобы объединять людей. Автор считает, что кроме как на религиозной теме люди не смогут сойтись ни на чем, он считает охотников (да и людей вообще) просто стадом.

    Редакция не выскажет свою точку зрения на этот счет? Это ведь как если в научном журнале опубликовать статью о торсионных полях и вечном двигателе. Это позор какой-то.

    Ответить
  • -2
    Сергей Сорокин офлайн
    #6  12 октября 2015 в 14:26

    Почитал эти комментарии и подумал - хорошо, что среди нас не так уж и много таких, большинство людей, все же, нормальные. И мысль пришла - может не так уж и не прав С.Матвейчук, обозвав всех вас тёмными и отсталыми?

    Ответить
  • -2
    Александр Стефанович онлайн
    #7  12 октября 2015 в 15:27
    Сергей Сорокин
    Почитал эти комментарии и подумал - хорошо, что среди нас не так уж и много таких, большинство людей, все же, нормальные. И мысль пришла - может не так уж и не прав С.Матвейчук, обозвав всех вас тёмными и отсталыми?

    Воистину стадо. С апломбом, претензиями, борзо блеющее, но самое настоящее стадо.

    Ответить
  • -2
    Денис Катаев офлайн
    #8  12 октября 2015 в 15:28

    Товарищи охотники Вы как то очень жестко критикуете автора, и, судя по Вашим комментариям, Вы плохо понимаете, о чем идет речь. Прежде чем сотрясать воздух наберите в поисковике Осипова Алексея Ильича, послушайте хоть одну его лекцию, и тогда может быть Вы что-то и поймете.

    Ответить
  • 4
    Сергей Матвейчук офлайн
    #9  12 октября 2015 в 18:18
    Денис Катаев
    Товарищи охотники Вы как то очень жестко критикуете автора, и, судя по Вашим комментариям, Вы плохо понимаете, о чем идет речь. Прежде чем сотрясать воздух наберите в поисковике Осипова Алексея Ильича, послушайте хоть одну его лекцию, и тогда может быть Вы что-то и поймете.

    Посмотрел. Профессор богословия А.И.Осипов, вероятно, замечательный проповедник и добрый человек, но, на мой взгляд, совсем неумный (Профессор А.И.Осипов об эволюции человека: 15 ошибок за 15 минут - http://antropogenez.ru/review/575/ ). Сказал бы «не верю в эволюцию», и делу конец, его право, а он начал детские ошибки громоздить.
    Для Николая Кобозева он (как и для Вас), похоже, идеал – удивительное отсутствие элементарных знаний и, главное, непонимание того, что лучше не говорить о том, чего не знаешь. Как серьезный человек может всерьез писать, что «аналогичных [нашей, православной иконе] икон в других традиционных конфессиях нет»? Даже я, религиозной обрядовостью не интересующийся вовсе, про мусульман знал, об иудеях и буддистах посмотрел: у них нет не просто «аналогичных икон», а нет икон вообще!
    То, что в «нравственно-этических основах охоты и рыбалки конфессиональные расхождения отсутствуют» – тоже ерунда, Н.Кобозев явно ничего не знает, ну про буддистов-то должен бы знать. У него таких перлов полстатьи.
    Я думаю, жестких критиков этой статьи раздражает (глумливую часть критики не поддерживаю), помимо повторности публикации (в которой автор, возможно, не виноват), как раз это воинствующее невежество Н.Кобозева. Меня оно тоже огорчает. Православие, каким я его себе представляю, спокойное и умное, и Н.Кобозев своей навязчивой, демонстративно пренебрегающей фактами пропагандой православие только позорит. А редакция позорит и православие, и Н.Кобозева, и себя, публикуя эту глубоко невежественную и бездуховную статью.
    О неадекватности призывания охотников к объединению на платформе организации (имею в виду именно Московский Патриархат, а не православие), занимающей антиохотничью позицию, говорил в комментарии к предыдущей версии статьи – пост 12 на странице http://www.ohotniki.ru/hunting/article/2015/09/09/644723-o-konsolidatsii-ohotniche-ryibolovnogo-obschestvennogo-dvizheniya.html#start=6
    Если Н.Кобозев хотел своей статьей стимулировать поддержку учреждения православного праздника охотников, то эффекта он добился обратного.

    Ответить
  • 5
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #10  12 октября 2015 в 18:48
    Денис Катаев
    Товарищи охотники Вы как то очень жестко критикуете автора, и, судя по Вашим комментариям, Вы плохо понимаете, о чем идет речь. Прежде чем сотрясать воздух наберите в поисковике Осипова Алексея Ильича, послушайте хоть одну его лекцию, и тогда может быть Вы что-то и поймете.

    Ну, а вы в таком случае наберите предыдущую статью автора, сноску дал Сергей Матвейчук, может тоже поймете о чем идёт речь...вера это личное, духовное, и душевное состояние человека, как интим, а мы всё в кучу свалили. По делу и не по делу церковники лезут где надо и где не надо. Так и про любовь, интим он и есть интим, а то что показывают по Теле и видео и в инете более на случки животных похоже и всё это перекинулось уже на улицы, в общество, на детей...всем секса захотелось.
    Здесь верно сказал Сергей Матвейчук православие оно спокойное и умно, а я добавлю и не навязчивое и не нудное.

    И кто здесь стадо, я не понял...почему тогда вы отбились?
    Или вот Сорокин сказал: " ...С.Матвейчук, обозвав всех вас тёмными и отсталыми". А вас? Вы тоже не в стаде? Вот же как всё выходит, все хотят пасти стадо, но не пастись в стаде...

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все




Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться











наверх ↑