Быть или не быть в России саморегулируемым организациям охотников?

Изображение Быть или не быть в России саморегулируемым организациям охотников?
Изображение Быть или не быть в России саморегулируемым организациям охотников?

Охотпользователи, да и простые охотники, следящие за изменениями законодательства в сфере охоты, не редко задаются вопросом, а так ли уж необходимо вступать добровольно в Саморегулируемые организации охотпользователей (далее – СРО). Такие организации должны быть некоммерческими, как установлено в специальной статье 39.1 ФЗ об охоте, вступившей в силу с 01.09.2025 года

Впервые охотники, общественные организации охотников и рыболовов, охотпользователи о таких организациях охотпользователей узнали из опубликованного в ряде СМИ письма Департамента охоты Минприроды России от 20.01.2023 г. № 29 – 53/1995.

В Письме сообщалось о том, что в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, направлен запрос о предоставлении информации в связи с разработкой законопроекта № 10309-8 (об охотминимуме), о целесообразности обязательного членства охотпользователей в СРО.

На него были получены ответы от объединений общественных организаций охотников, которые высказались против того, чтобы членство в СРО стало обязательным. Новая статья 39.1 в ФЗ об охоте появилась с принятием изменений и дополнений в редакции от 19.12.2023 г. № 617 – ФЗ.

С этого момента и до ее вступления в силу прошли год и восемь месяцев, но, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, общественных объединений охотников, в охотничьих СМИ, о создании СРО найти информацию о реализации этой нормы трудно. Автору это, к сожалению не удалось. Причины этого, конечно же, есть. Некоторые были названы, вероятно, еще в ответах на запрос Департамента охоты Минприроды России. В то же время СРО это уже юридический факт и реальность. Она, как та притча о висящем на стене ружье, что может выстрелить, когда – то может превратиться и в необходимость. А нужно ли это охотникам, давайте попытаемся разобраться вместе.

Изображение Фото автора
Фото автора 

Определение некоммерческой организации дано в статье 2 ФЗ от 12.01.1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Здесь установлено, что некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (часть 1). Они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Более подробно о таких организациях можно прочитать в этом законе самостоятельно.

Деятельность СРО регулирует ФЗ от 01.12.2007 г. № 315 – ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – ФЗ о СРО). Для того, чтобы СРО состоялась, такая организация должна соответствовать всем требованиям, установленным в статье 3 ФЗ о СРО.

К таким требованиям, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющим субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное, относятся, к примеру, такие:

- в СРО, в качестве её членов, должно быть не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определённого вида (часть 3 ст. 3 ФЗ о СРО);

- наличие разработанных СРО стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО (часть 3 ст. 3 ФЗ о СРО);

- обеспечение СРО имущественной ответственностью каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами (часть 3 ст. 3 ФЗ о СРО);

- наличие специализированного органа контроля за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил, а также право рассмотрения дел в отношении нарушителей для применения к ним мер дисциплинарного воздействия в соответствии с внутренними документами СРО (часть 4 ст. 3 ФЗ о СРО).

Источниками формирования имущества СРО (статья 12 ФЗ о СРО) являются:

- регулярные и единовременные поступления от членов СРО (вступительные, членские и целевые взносы);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

- доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов СРО;

- доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов организации;

- доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

- другие, не запрещённые законом источники

Статья 39.1 ФЗ об охоте, в первой части установила, что СРО – некоммерческая организация, созданная на условиях добровольного членства юридических лиц и ИП, заключивших охотхозяйственные соглашения. При этом все члены нового объединения должны соответствовать требованиям указанным в ФЗ о СРО.

В других частях названной статьи сказано, что такая организация вправе вести подготовку физических лиц в целях получения знаний и навыков, входящих в охотминимум. Для этого в ней должно быть не менее 250 юридических лиц и ИП, заключивших охотхозяйственные соглашения, и филиалы более чем в 75 субъектах Российской Федерации. Такую подготовку СРО осуществляют на основании самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых программ подготовки. Организация обязана ежегодно размещать на своем официальном сайте в сети данные о количестве физических лиц, получивших в ней знания и навыки, входящие в охотминимум, за предыдущий календарный год, а также о количестве физических лиц, успешно прошедших проверку знаний, входящих в охотминимум, в течение года.

Уже из прочтения статьи о СРО охотпользователей приходит мысль о том, что в ней есть трудно выполнимые требования (к примеру, количество членов – 250 в 75 субъектов РФ).

Из представленного, далеко не полного анализа норм права, применимых к СРО, приходит понимание того, что добровольное объединение в СРО приведет к дополнительной финансовой нагрузке на его членов.

С другой стороны, а так ли необходимо вступать в СРО, что влечет повторное подтверждение юридического статуса и правоспособности охотпользователя? Ведь он их приобретает по результатам заключения охотхозяйственного соглашения (статья 27 ФЗ об охоте).

Кроме того, ФЗ о СРО действует уже семнадцать лет, но и сейчас ряд организаций относящихся к узко-специфичным видам деятельности, не создали такое объединение и продолжают работать.

Примечание. Автор, конечно, может ошибаться. Поправьте, желательно аргументируя нормами закона. Все это поможет понять, а так ли уж необходимы в сфере охоты СРО. Может просто поднять престиж специалистов в сфере охоты, для того, чтобы отрасль работала лучше и в интересах большинства охотников?

Изображение Фото автора
Фото автора