В 26-м номере «РОГ» за 2013 год была опубликована статья директора Родниковского охотничьего хозяйства А. Базаркина «Как делили мясо». Материал для той публикации был написан «по мотивам» проходившего общественного обсуждения лимитов и квот добычи диких животных, планируемых для Ивановской области на период охоты с августа 2013 по август 2014 года. Наибольшие споры возникли вокруг численности и установления квот на использование лося. С тех прошло два года, и сегодня мы пожинаем плоды того позорного для области «дележа».
23 апреля 2015 года в городе Иваново состоялось очередное общественное обсуждение по вопросу установления объемов добычи охотничьих ресурсов на предстоящий сезон. Как и прежде, на слушаниях присутствовали почти все представители охотпользователей. Организатором проведения данного мероприятия выступил действующий с начала текущего года Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области, образованный путем слияния региональной Службы по охране объектов животного мира и местного Комитета по природопользованию. Вели встречу с общественностью представители Управления по охране объектов животного мира департамента, ранее руководившие той самой охотничьей Службой.
Анализ предварительно размещенных на сайте департамента материалов о состоянии ресурсов сохатых и намерениях по их использованию показал, что в Ивановской области поголовье лося за два предыдущих года сократилось почти вдвое! Так по официальным данным охотхозяйственного реестра (далее — ОХР) численность лося на территории Ивановской области по состоянию на 01.04.2015 г. определена в 3510 особей.
А согласно материалам общественных обсуждений в 2013 году их насчитывалось 6692. К сведению читателей привожу выписку из протокола общественных слушаний от 06.06.2013 г.: «Решили признать, что численность лося соответствует данным, полученным в ходе ЗМУ 2013 года — 6692 особи. Голосовали: «за» — 45 участников, «против» — 1 (автор настоящей статьи)».
Данные последней переписи лосиного населения региона получены арендаторами на закрепленной территории и в так называемых «общедоступных угодьях» (далее — ОДУ) преимущественно по результатам методики ЗМУ, утвержденной приказом ФГБУ «Центрохотконтроль» за № 58. Каждое охотничье хозяйство представляло одну исследуемую территорию, и поэтому данные по численности лося были рассчитаны охотпользователями индивидуально.
Естественно, что сумма численностей по отдельным хозяйствам и территориям ОДУ составила итоговый показатель региональных ресурсов лося в количестве 3510 особей, который и обсуждался на слушаниях. Именно на основе количественных показателей, рассчитанных в хозяйствах, с учетом требований приказа МПР РФ № 138 о нормировании добычи и сформировали пользователи свои заявки на квоты.
Так куда же исчезла с территории области более чем трехтысячная группировка лося, если официальная добыча этого зверя составила в 2013 году 220, а в 2014-м 234 особи? На последних общественных слушаниях ответом на этот вопрос была гробовая тишина…
Наиболее трагически судьба группировки сохатых сложилась в ОДУ, из которых 42% площадей в октябре 2014 года были переданы областным правительством по договору Ивоблохотрыболовобществу. Если в 2014 году на всей территории ОДУ насчитали 2531 особь, то в конце зимы 2015 года обнаружили только 561 лося. Сокращение составило почти 2 тыс. голов, или 351%.
Угодья, возвращенные ИООООиР после бесконечных судебных процессов, за четыре года нещадной эксплуатации превратились в опустошенные пространства. За прошедший период плотность населения лося в них сократилась в 3 раза, с 2,02 особи/1000 га в 2010 году, до 0,66/1000 га в 2015 году. Таким образом, в настоящее время на площади 1063 тыс. га (половина охотничьих угодий области) обитает чуть более 500 лосей (1/7 часть областных ресурсов), плотность которых составляет 0,53 особи/1000 га.
Специалисты ИООООиР предполагают, что такая ситуация могла сложиться в том числе по причине выдачи квоты на добычу лося в ОДУ в первоначально установленном объеме, без учета сокращения «общедоступных территорий» на 42%, что и привело к повышенной нагрузке на угодья и населяющей их группировки лосей. Следствием этого вопиющего факта стало нарушение нормативов изъятия лося, установленных приказом Минприроды РФ от 30.04.2010 № 138. Полагаю, что подобного рода нарушение федерального законодательства должно быть строго наказуемо, но пока, увы, вопрос об ответственности не поставлен.
Почти во всех обществах охотников муниципальных районов, которые не входят в состав ИООООиР, также отмечено существенное снижение поголовья лося по сравнению с предыдущим годом. Особенно сокрушительное падение, труднообъяснимое с позиции здравого смысла, биологических особенностей лося и минимальных квот на его добычу установлено в угодьях организаций охотников, относящихся к районам: Верхнеландеховскому, на 145, Лухскому, на 120, Пестяковскому, на 333, Пучежскому, на 103, Южскому, на 124.
На фоне общего сокращения областных ресурсов лося в ряде охотничьих хозяйств наблюдается их многократное увеличение. Общеизвестно (Данилкин, 1999; Глушков 2008 и др.,), что ежегодный хозяйственный (осенний) прирост лося в большинстве популяций колеблется от 15 до 30%. Явно слабоватые показатели против группировок сохатых, обитающих в некоторых ивановских угодьях.
Так, в НПОиР «Славянка» (пл. 9,8 тыс. га) численность в 2014 году составила 33 особи, а в 2015 — 105, рост 318%; ООО «Южская звероферма» (пл. 21,4 тыс. га) в 2014-м — 74 особи, в 2015-м — 254, увеличение 343%; ООО «Охотничье хозяйство» Долматовское» (пл. 24,7 тыс. га) — 42, в 2015-м — 202 и 481% соответственно. Кстати, хозяйство «Долматовское» является уникальной охотничьей территорией, которой нет равных во всей Ивановской области. По данным ОХР, здесь, кроме 202 лосей уживаются 14 рысей, 30 медведей, 8 волков, 69 выдр (третье место по численности среди пушных зверей хозяйства после крота и русака), 42 канадских бобра и 3 енота-полоскуна!
Ну а «Южская звероферма», видимо, не случайно носит такое название, если, кроме разведения кабанов (которых, похоже, не берет АЧС), местные специалисты с успехом взялись за размножение лосей. Всего за год на «ферме» в 20 тыс. га им удалось «создать» стадо по численности, примерно равное количеству лосей, учтенных во всех вместе взятых хозяйствах ИООООиР (296 особей), занимающих почти ¼ территорию Ивановской области…
Правление Ивоблохотрыболовобщества расценило масштабное сокращение региональных ресурсов лося как экологическую катастрофу, которая стала возможной исключительно по вине непродуманной организации использования этого вида копытных со стороны Службы по охране объектов животного мира Ивановской области.
При этом возникают вопросы о компетентности членов комиссии, которые проводили государственную экологическую экспертизу лимитов добычи лося и дали положительное заключение по обосновывающим это изъятие материалам, указав, что планируемый лимит добычи не окажет отрицательного воздействия на группировку лося в Ивановской области. Не говоря уже про примитивный текст самой экспертизы, в которой нет анализа динамики численности и ее основных параметров — рождаемости, смертности, официальной добычи и т.д.
Нельзя не сказать про обоснование увеличения квот для пользователей, которым «маловато» наделили лосей. Так повысить нормы добычи «особо голодным», оказывается, можно в силу значительной миграции лося по разным типам угодий. Среди таких счастливчиков, например, оказалось АНО «Клуб военачальников РФ» (пл. угодий 7,9 тыс. га), которым в минувшем сезоне при численности 18 лосей утвердили квоту аж 7 голов!
Оказывается, это хозяйство имеет общую границу с федеральным заказником «Клязьминский», из которого, по версии госэкспертизы, лоси и повалят в гости к командирам! Не сомневаюсь, что это первый случай в российской «новейшей охотничьей истории», когда квота обосновывается численностью лосиного стада, обитающего на соседней территории. Впрочем, это и неудивительно, ведь говорят, что возглавлял две последние ивановские экспертные комиссии директор какого-то охотничьего журнала.
Вызывает недоумение и позиция Минприроды РФ, которое согласовало бредовые данные по количеству и изъятию столь ценного вида среди охотничьих животных. А ведь ИООООиР неоднократно письменно предупреждало и областные органы власти, и департамент охоты о возможных негативных последствиях для «ивановских» лосей с таким подходом к учетам и использованию их ресурсов, какой проповедовала местная Служба.
Глобальное сокращение численности этого востребованного ресурса, похоже, нисколько не смутило охотничьих чиновников, которые продолжили дележ поредевшего лосиного стада, объявив на предстоящий год «приговор» двумстам сохатым исключительно в закрепленных угодьях, т.е. в количестве почти на уровне прошлых сезонов. При этом ИООООиР категорически выступило за установление нормы добычи лося с учетом снижения его численности, как это предписано в п. 8 приказа Минприроды РФ от 29.06.2010 № 228.
Ну а в разоренных ОДУ в предстоящем сезоне охоты лосей решили не тревожить и квоту на отстрел не начислять. Похоже, осознали, что дорегулировались... Об этом еще в сентябре 2011 года было сказано в Верховном Суде, признав за ИООООиР территорию, часть которой продали на незаконных аукционах, а другую, сегодня, основательно «зачистили» от лосей и кабанов. Предлагаю теперь аббревиатуру «ОДУ» читать как «Опустошенные Охотничьи Угодья «ООУ»».
Таким образом, утвержденные областным губернатором, при поддержке госэкспертизы, согласованные профильным министерством и добросовестно реализованные охотпользователями лимиты добычи лося в 2013 и 2014 годах, оказали негативное воздействие на его ресурсы в Ивановской области.
К сведению читателей привожу выписку из протокола общественных обсуждений от 06.06.2013: «п. 6.1. Окажет ли принятие и исполнение распоряжения губернатора Ивановской области «Об утверждении лимита добычи… на период с 01.08.2013 до 01.08.2014» негативное воздействие на ресурсы лося? Голосовали: Не окажет: «за» — 41, против — 4 (все работники ИООООиР), воздержался – 1 (бывший начальник Ивановской госохотинспекции).
Выступая на последних общественных слушаниях по описанной выше ситуации, я, как специалист охотничьего хозяйства с 30-летним стажем, публично выразил недоверие чиновникам Службы по охране объектов животного мира, которые ныне благополучно укрылись под крылом Департамента природных ресурсов и экологии.
Надеюсь, что, может быть, новое руководство этого ведомства обратит внимание и сделает соответствующие выводы о профпригодности своих подопечных, проанализировав три прокурорских представления за 2014 год, направленных губернатору и в Службу по нарушениям ею федерального законодательства в сфере охоты.
А еще неплохо бы «по полной» спросить с исполнителя, готовившего Указ губернатора «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015» за то, что по протесту Областной прокуратуры, выявившей многочисленные нарушения (в числе которых превышение квот на добычу по отдельным пользователям) при его подготовке и принятии решением областного суда сей указ признан противоречащим федеральному законодательству и потому недействующим.
И если после обжалования Верховный Суд оставит в силе хотя бы часть косяков Службы, установленных прокуратурой, за смерть лосей (а их количество известно), хотя бы и по разрешениям, но без указа, кто-то должен будет возместить немалый ущерб!
Когда была готова эта статья, на сайте департамента появилась информация о направлении на госэкспертизу материалов по лимитам и квотам добычи охотничьих ресурсов на предстоящий сезон охоты. Изучив представленную там информацию, я с удивлением обнаружил, что лоси никуда и не исчезли, а преспокойно пасутся на просторах Ивановской области в количестве 5,5 тыс. особей (зачем проводились тогда общественные обсуждения и создавались индивидуальные исследуемые территории?)!
Эта численность получена посредством манипуляций все тех же деятелей Управления по охране объектов животного мира, рассчитавших поголовье сохатых путем исследования одной-единственной территории в масштабах всей области. Используя учетные ведомости пользователей и применив пересчетный коэффициент по лосю из методики, утвержденной Минприроды России от 11.01.2012 № 1, шустрые на выдумки госслужащие управления насчитали 8,8 тыс. лосей (!), а по коэффициенту методики ЗМУ № 58 их оказалось 6,1 тыс.
Среднее арифметическое значение этих показателей с данными охотпользователей и выдало новую, запасную численность в 5,5 тыс. «мертвых лосиных душ», которых благополучно отправили на государственную экологическую экспертизу, «вернув» тем самым две тысячи пропавших парнокопытных обратно в ОДУ.
…Говорят, состав нынешних экспертов представлен маститыми спецами, учеными со званиями и при должностях. Помечтаем, что они разберутся с выкрутасами областных охотничьих чинуш, которые хорошо что не догадались рассчитать региональную численность лосей по показателям плотности его населения, полученным в «передовых» охотничьих хозяйствах «Долматовское» или «Южская звероферма»…
Комментарии (2)
Иван Ларионов
..."Однозначно подонки!" (Жириновский В.В.)
Причем и те и другие. Ёлы-палы, такое мощное "оружие" в руки зелёным вкладываете. Уверен, пока будем рядится, да делится - эти бестии молчать не будут, а начнут активно, общественное мнение перетягивать в сторону анти-охотничьих, запретительно-карательных настроений. Причём ДЛЯ ВСЕГО ОХОТНИЧЬЕГО СООБЩЕСТВА.
1 ответ
Филипп Стогов
Мощное "оружие" вкладывает, как это и не странно, в руки "зеленых" ТВ "Охота и рыбалка". Во многих фильмах об охоте можно отметить примитивность подачи материала - все сводится только к выстрелу. Но этого мало, зачастую показывают охотника (не обязательно российского), который спокойненько наблюдает как мучается раненый зверь и явно не спешит его добирать. А подбор заставок про охотников с луком вообще выше всяких "похвал". Целятся они (понимаю, что возможно они и не стреляли, но цель была показана), а целью являются: лосенок, утка с птенцом и т.п.