Изображение Печальные итоги года
Изображение Печальные итоги года

Печальные итоги года

Заканчивается 2014 год. Какие же итоги можно подвести? Вне всякого сомнения, основным событием, оказавшим влияние на жизнь российских охотников в нормотворческом плане, является приказ Минприроды № 581, вступивший в законную силу в День дурака (что весьма символично).

Бурю возмущения вызвало новшество — натаскивать и наганивать наших четвероногих помощников можно только в сроки охоты, в т.ч. и на специальных участках. Не вдаваясь в детали процесса (об этом сказано и написано море комментариев любителей и специалистов), могу сказать, что в наших российских нормативных документах в этом вопросе «дыра» — Федерального положения об участках натаски и нагонки охотничьих собак нет!

В нашей области мы разработали и утвердили, согласовав с областным охотдепартаментом, такое положение, но оно касается только охотхозяйств общества. Но есть регионы, где большая часть охотугодий — угодья общего пользования. Там тоже проживают охотники, граждане России. О них кто-нибудь думает?

Волчья проблема

Проблема уничтожения волков нависает над охотничьим хозяйством постоянно. Зверь очень пластичный, моментально реагирующий на изменения обстановки и снижения процесса охоты на него. Однако наши нормотворцы, по-видимому, являются «тайными агентами» «зеленых».

Посмотрите, какие «щипки» происходили и в какой последовательности: запрет ядов, запрет ногозахватывающих капканов, введение разрешений на добычу волка, запрет применения петель. Это некомпетентность или злой умысел? Похоже на последнее. Все эти «новшества» давно пора отменить и заняться волком всерьез, разрешив все допустимые способы. Иначе к 2030 году цель пресловутой «Стратегии…» — двукратное увеличение численности всех видов охотничьих животных достигнута не будет.

О новой методике ЗМУ

13 ноября 2014 года вышел приказ ФГБУ «Центр­охотконтроль», утвердивший новые методические рекомендации по учетам методов ЗМУ. Одновременно на портале была выставлена информация об отмене приказа № 1 МПР РФ от 11.01.2012 г, которым в свое время было вменено в обязанность учетчикам использовать спутниковые навигаторы.

При изучении методических рекомендаций оказалось, что отсутствует теоретическое обоснование и сущность методики, не ясно, на основе каких исследований, в течение какого времени, где, когда и кем она разрабатывалась. Нагромождение наукообразных формул позволяет предположить, что были привлечены математики и специалисты АйТи-технологий. Зная уровень математической подготовки охотоведов, смею предположить, что только единицы из них смогут рассчитать процент статистической ошибки по приведенной ниже формуле, напоминающей абракадабру.

Теперь о навигаторах. В нашей стране «вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров» егерь, получающий от 5 до 7 тысяч рублей, а таких в России 80%, за которого жена выписывает путевки и разрешения, вряд ли сможет занести в навигатор пересечения маршрута животными, обозначив на треке цифрами и буквами данную точку. При расчете протяженности маршрутов по нашим хозяйствам мы определили, что длина их увеличилась от 2 до 6 раз.

Сравнив «Методические указания по организации и проведению ЗМУ в РСФСР», утвержденные Главохотой РСФСР 24.09.1980 г., любой охотник может выяснить, что:

— ЗМУ является методикой определения численности дичи на больших площадях;
— метод ЗМУ является относительным учетом, показывающим тенденцию динамики численности вида;
— у методики имеются авторы и указаны места, где она разрабатывалась;
— методика ЗМУ является унифицированной.

Сравнивая традиционную и модернизированную «айтишную» методику, можно сделать следующие выводы.

Налицо попытка авторов методики превратить учет ЗМУ из относительного в абсолютный, наверное, в Московской области это возможно. Но знают ли авторы о том, что даже в Европейской части есть районы площадью более 1 млн га? Что есть районы, где один штатный работник госохотнадзора на 3-4 района и нет ни одного охотпользователя? Кто там будет закупать навигаторы и прокладывать маршруты? Кто их будет контролировать?

Приказ № 1, обязавший использовать навигаторы, и приказ № 581, еще более усложнивший и извративший методику ЗМУ, наталкивают на мысль, что все эти потуги с АйТи-технологиями преждевременны и нереальны.

Видимо, пока в основном нужно использовать методику, давно утвержденную Главохотой, она проста, доступна и реальна.

Охота на медведя

Повсеместное разрешение весенней охоты на медведя — это ошибка. Считаю, что эту охоту нужно открывать только в тех регионах, по крайней мере в Европейской части России, где в силу климатических условий не растет овес. У наших соседей в Архангельской области овес вызревает только в южных районах, на остальной территории медведя добывают в основном с собаками. Известно ли в Охотдепартаменте РФ о том, что есть районы, где разрешений на медведя не берут вовсе? Или вы думаете, что на него не охотятся? Или у вас все под контролем?

Охотятся, и еще как, но без бумаг, а это порождает прежде всего неуважение к закону и нормотворчеству департамента. В областях, расположенных на широте Тверь — Новгород — Вологда — Киров и т.д., где основное количество (свыше 90%) добывается «на овсах» и весенняя охота на медведя не является традиционной, она должна быть закрыта. Право такое у регионов есть — параметры охоты утверждает глава субъекта РФ.

Ограничение охоты в зимний сезон сначала до 1 ноября, а сейчас до 30 ноября тоже вызывает недоумение — фактически охота на берлоге запрещена. Как известно, гон у медведя происходит в июне, т.е. уже осенью на овсах мы добываем беременных медведиц. Биологически и фактически будущие медвежата губятся при отстреле и в сентябре, и в январе. Но есть социальный фактор — Конституция РФ провозглашает, что высшая ценность — это человек. В Сибири тысячи поселков брошены на произвол судьбы — работы нет, люди живут благодаря реке и лесу, фактически занимаясь собирательством: ягоды, грибы, рыба, пушнина.

Пушнина обесценена, с дикоросами — проблемы сбыта. Продажа берлог была одним из источников дохода. Сейчас такие охоты тоже практикуются, но нелегально. Зачем мы толкаем людей на преступление?

Как показывает опыт, в последние десятилетия, когда охота на медведя разрешалась до 28 февраля, у нас на Вологодчине берлог находили единицы, где-то до 10 на всю область. Причины — массовое обезлюдение в сельской местности, практическое исчезновение охотников-пушников, старение сельского населения, отсутствие концентрированного лесопользования на больших площадях. Поэтому я обращаюсь к руководству Охотдепартамента РФ — подумайте о сибиряках, восстановите срок охоты на медведя до 28 февраля, и люди вам будут благодарны!

Охота на лося

В приказе № 581 установлены новые сроки — на взрослых животных до 31 декабря, сеголеток — до 15 января. Подобное новшество свидетельствует о том, что кругозор авторов этой нормы дальше Московской и прилегающих к ней областей не распространяется. Для их сведения поясняю, что на севере и востоке Вологодской области, в Карелии и Архангельской области массовый выход лосей в места, удобные для охоты (не крепи), наблюдается десятилетиями в конце декабря — начале января.

Подтверждением тому служат данные отстрелов в 80-х годах, когда каждые 10 дней отчитывались по добыче в облисполком — в Вытегорском районе (юг Онежского озера) 85–90% товарных лосей отстреливалось после 1 января.

Во-вторых, я уверен, что в течение 2015 года выйдет очередной приказ МПР, и охота на сеголетков лося будет узаконена также до 31 декабря. Это следует из всей практики деятельности Охотдепартамента РФ.

Вы, господа из Охотдепартамента РФ, где проводите новогодние каникулы? Подавляющее большинство российских охотников — на охоте.

Все-таки, если бы проводилась социально-направленная государственная политика в области охоты, то такого «ляпа», я думаю, не допустили бы. Господину Берсеневу пора бы определиться с вопросом, что у нас главное, люди или звери, а не устраивать эксперименты от приказа к приказу над миллионами охотников.

Весенняя охота

Временем открытия весеннего сезона, которое удовлетворило бы любителей разных видов охот — на глухаря, гуся, вальдшнепа, как правило, есть проблемы. В прошлом году весенний сезон опять определили в 10 дней. Весной 2014 года у нас на Вологодчине полсезона вылетело — с 6 по 9 мая вернулась зима, высота снежного покрова достигла 30 см. Очень разумно было сделано ранее, когда весенняя охота была разрешена 16 дней. Любители всех видов весенней охоты такой продолжительностью были удовлетворены. На мой взгляд, нужно к этому вопросу вернуться.

Что же следует из анализа всех затронутых вопросов? Вывод напрашивается сам собой — узость кругозора, верхоглядство и некомпетентность — вот суть нашей государственной политики в области охотничьего хозяйства России и органа, ее осуществляющего.

Что же еще надо наделать и натворить, чтобы руководство МПР задумалось о кадровом составе Охотдепартамента РФ?

С Новым годом, коллеги!

Что еще почитать