Изображение «Охотминимум» загонной охоты
Изображение «Охотминимум» загонной охоты

«Охотминимум» загонной охоты

Часто приходится слышать, что загонные охоты, а тем более стрельба с вышки, по большому счету отношения к настоящей охоте не имеют. Замечу, что караулить зверя на благоустроенной засидке это одно, а на «курином насесте» — совсем другое. Также двустволка — совсем не конкурент карабину с прицелом ночного видения второго-третьего поколения.

Так что огульно ругать или принижать значимость определенных видов зверовых охот не стоит, тем более тем охотникам, кто ни разу с замиранием сердца не ожидал выхода лося на номер и не мерз часами на вышке в надежде не сплоховать, направляя окоченевшими руками ствол своего ружья в плохо различимый бок секача.

Но вернемся к облавной охоте. Можно найти много нестыковок в так называемых правилах-расценках добычи зверя, придуманных нечистоплотной принимающей стороной. Объяснение здесь одно и всем давно понятное, так в России принято вести бизнес, в т.ч. и охотничий.

На этом финансовые вопросы обсуждать закончим, обратимся непосредственно к охотничьим.

Конечно, общие правила поведения на номерах никто не отменял. Здесь, наверное, нет особого смысла их еще раз повторять, тем более, что в «РОГ», перед началом сезона загонных охот на копытных, обычно проходит ряд статей, посвященных данной теме.

Не будет лишним напомнить: не надо вестись на инициативы некоторых «любителей активных действий», предлагающих разрешать сходить с номеров, подставляясь под ход зверя. Некоторые «умники» считают, что вполне уместно смещаться даже внутрь загона, если тому есть предпосылки. Может быть, это способно в редких случаях принести удачу, но правила загонных охот, пусть и звучит это чрезмерно назидательно, написаны кровью, и отнюдь не звериной. Так что дисциплина здесь далеко не пустое требование, а жизненно важная необходимость.

И касается это не только стрелков на номерах, но и загонщиков, особенно когда охота проводится силами самих охотников, без обслуживания штатными работниками охотничьего хозяйства. Как гнать, куда гнать, каким навигационным устройством пользоваться, чтобы не сбиться с направления гона, обо всем этом говорилось не раз. Повторяться — только зря время терять. Проблемы с загонщиками порой возникают, когда по договоренности разрешается стрелять по зверю в окладе.

Первейшая обязанность кричан гнать, а не добывать зверя. Последним (добывать) часто страдают владельцы собак, уже по определению попадающие в «записные» загонщики. На номер с лайкой, ягдтерьером или гончаком, естественно, не встанешь, а стрельнуть по лосю или кабану хочется. Вот и выговаривают себе «собачники» право на выстрел в загоне. Все бы ничего, но зачастую, вместо того чтобы гнать и кричать, такие горе-загонщики, примолкнув, начинают скрадывать остановившегося под собакой зверя. А случаи испорченных загонов, а порой и всей охоты, от таких «послаблений» нередки.

Бывает, часто зверь уже у линии номеров приостановился под собаками, загонщикам осталось еще немного поднажать, усилив интенсивность гона, и прозвучит после дуплета долгожданное «готов!». Но, видимо, жадность добытчика и пренебрежение охотничьей этикой, а отнюдь не холод вдруг «перехватывает» горло у загонщика, втихомолку пытающегося скрасть зверя. Мало того что он испортит охоту, еще хуже, что может такой «тихоня» сам получить пулю с номера от нерадивого стрелка, коих появилось в последнее время предостаточно.

Редко егерь или капитан команды, проводя инструктаж перед загонной охотой, затрагивает вопрос — кому принадлежит трофей, как определяется «герой» охоты, что служит порой возникновению неприглядных «разборок».

При индивидуальной охоте вопроса не возникает, кто добыл трофей. Иное дело загонные охоты, когда зверь попадает под выстрелы нескольких охотников, и каждый из них претендует на рога сохатого или клыки секача. Разногласия возникают, как правило, среди охотников, незнакомых с охотничьей этикой.

Типичные ситуации: на номер охотника вышел лось, дуплет — две стрижки, зверь не падает и замирает перед стрелком, который перезаряжает ружье, чтобы добрать подранка. С соседнего номера звучит выстрел — сохатый валится на бок. Здесь слово за распорядителем охоты, для которого ясно, первый охотник остановил зверя точным дуплетом, а выстрел соседа лишь помешал первому закончить охоту.

Зверь вышел на номер, выстрел — лось падает, потом встает — второй выстрел, и сохатый опять на снегу. С трудом поднявшись, спотыкаясь, он идет, скорее ползет вдоль номеров. Соседний номер стреляет, и бык остается на месте шагах в двадцати от стрелявшего. Трофей по праву принадлежит первому стрелявшему, второй охотник лишь прекратил мучения зверя.

Лоси вышли на стрелковую линию, выстрел — стрижка. Напуганные звери пошли вдоль номеров. Стреляет соседний номер, и видно, что зацепил ногу лося, но сохатый хода не сбавляет, и уже третий номер кладет лося выстрелом по месту. Трофей достается охотнику, перед номером которого зверь лег.

Как бы «общее» правило — трофей «числится» за стрелком, нанесшим смертельное ранение.

Отдельно стоит обсудить тему подранков. Во-первых, это, кроме потери зверя, еще и финансовые затраты, что порой может усугубиться недобросовестностью принимающей стороны. Чтобы избежать взаимных упреков и недопониманий, результаты выстрела следует проверять вместе с егерем, не полагаясь на опытность (порядочность) последнего.

Верный признак попадания, кроме крови, клочки шерсти — стрижка: длинные волосы — попадание в верхнюю часть туши, светлые и короткие — по ногам. При попадании в ногу обычно много алой крови. Если пуля попала в грудь не навылет и задела внутренние органы, зверь приподнимает переднюю часть корпуса и идет тяжело; крови при этом мало, и она темного цвета. При ранении в кишечник зверь горбатится, кровяные выделения незначительные, почти черные, часто с присутствием переработанной пищи. Если кровь по обе стороны следа — рана сквозная.

Если кровь по всему следу разбросана темными кусками, это признак тяжелого ранения, кровь пошла горлом, т.е. повреждены органы грудной клетки. Раненый зверь часто ложится, чтобы поднабраться сил и остудить рану. По лежке несложно определить место ранения. Особо следует обратить внимание на след подранка, как зверь ставит ноги, разводит ли копыта, не волочит ими по земле, насколько ровен ход и соответствует ли он ситуации.

Стреляный зверь может оставить и другие признаки ранения, нужно лишь не спеша разобраться в следах и разумно организовать окончание охоты.

Что еще почитать