Российские ученые начали открыто бить тревогу из-за опустынивания земель в Астраханской области.
Специалисты привели печальные и порой ужасающие цифры по ситуации с урожайными почвами региона. По оценкам ученых, в Астраханской области только на данный момент деградируют около 1,3 млн га территорий, еще более 2 млн га (15–17% от общей площади) находятся в зоне экологического риска. Что это значит в будущем?
В ближайшие года из-за высыхания водоемов и гибели растительного покрова область превратится в песчаную и нежизнеспособную ойкумену, где будет совершенно невозможно возводить сельскохозяйственные культуры. И не только. На территории уже давно начинает исчезать флора и фауна, что через несколько лет превратит когда-то плодородные почвы в песчаные саванны. Конечно, не такие, как на африканском континенте, но давать урожаи такие земли уже точно не будут способны, там не выживут даже деревья и травы.
Каждый год территории Астраханской области стремительно пустеют, в целом по 5% от всех оставшихся земель. А за последние 20 лет доля таких территорий увеличилась примерно на 30%. И этот процесс не останавливается, южный регион превращается в большую песочницу. Особенно заметны изменения ландшафта в Наримановском районе, где местные жители давно бьют тревоги, там исчезают с лица Земли целые поселки, которые песчаные бури настойчиво засыпают все сильнее год от года. Сперва пересыхают водоемы и реки, а после исчезновения рыбы и животных, из-за отмирания фауны и флоры территория становится практически непригодной и для проживания человека.
Почему так происходит? Ученые единогласны во мнениях, что главной причиной является абсолютно бесконтрольный выпас сельскохозяйственных животных со стороны фермерских хозяйств (по подсчетам специалистов, только 3% из тысячи владельцев животноводческих хозяйств Астраханской области занимаются вопросом восстановления пастбищ после выпасов), а также постоянно учащающуюся засуху, которая становится для региона климатической нормой.
Российские ученые также опубликовали научную монографию по проблеме опустынивания в Астраханской области, однако сдвига по решению проблемы со стороны власти пока никакой нет. Кто вообще из чиновников нынче читает научные монографии? Кто контактирует на ежедневной основе с научными институтами, которые видели проблему еще на стадии ее зарождения?
Очевидно, что разрыв между этими двумя структурами подобен бездне, хотя именно ученые должны быть постоянной движущей силой любого социального процесса, а не партии и бесконечные собрания чиновников, где самих ученых подчас попросту и нет. А даже если они и есть, их голос подобен гласу вопиющего в пустыне, ведь на решение любой проблемы, даже на ранней стадии, пока она не переросла в катастрофу, требуются деньги – самое больное для чиновничьего аппарата место. Когда же со временем та или иная ситуация начинает нарастать как снежный ком, денег уже требуется гораздо больше, что становится подчас и вовсе неразрешимой задачей для власти.
И именно ученые предлагают меры в любой ситуации, даже когда она запущена или вообще переросла в региональную или федеральную катастрофу. А собственно, кто еще и что может предложить в подобных ситуациях, как не люди, десятилетиями изучающие природные процессы и влияние на них человеческой деятельности? В частности, среди мер противодействия деградации почвы предлагаются организация сети тестовых полигонов, которые позволят вести наблюдение за процессами, увеличение масштабов высадки засухоустойчивых растений, способствующих закреплению песка.
Также нельзя будет решить проблему в корне без строжайшего усиления контроля за выпасом скота со стороны власти. Нужна четкая и продуманная схема выпаса стад овец и прочих копытных животных на территории региона. Кроме того, необходимо ввести тотальный контроль над запретом выпаса животных на одном месте длительное время, поскольку стада под ноль уничтожают растительность пастбищ, после которого у флоры банально нет времени на восстановление покрова. Земли превращаются в саванны, а стада переходят на новые территории, где история повторяется заново.
По подсчетам ученых, в Астраханской области 36% территории, без учета поймы и дельты, занимают пастбища. И сейчас, по официальным данным, на них приходится выпас 1–2 голов на гектар земли. То есть, по словам специалистов, существует превышение норматива в 2–4 раза. Неудивительно, что земли попросту превращаются в пустыни.
Проблема выпаса животных часто заключается в том, что фермеры арендуют земли для пропитания стада, то есть они не находятся в частной собственности, поэтому никто не жалеет такие территории, ведь когда пастбища превращаются в безжизненные земли, арендатор просто меняет зону выпаса, а за пропавшую землю никто толком и не отвечает.
Помимо человеческого фактора существуют и природные катаклизмы. Засуха, ставящаяся постоянной частью климата Астраханской области, являет себя в качестве пыльных бурь, которые уничтожают естественное опыление растений – гибнут семена. Плюс к этому - сокращение необходимого количества осадков.
Есть и еще одна причина, довольна весомая. Дикие животные и насекомые. Саранча выедает растительность подчас так, что после ее нашествия на территории сложно смотреть без комка в горле. Астраханская область граничит с Калмыкией, откуда, собственно, и приходят полчища этих насекомых.
А из диких животных проблему доставляют стада сайгаков, которых в Калмыкии насчитывается порядка 60 тысяч голов, и которые давно стали настоящей головной болью Казахстана. Эти копытные могут за короткое время превратить плодородные территории в безжизненные пустыни, поедая и вытаптывая на своем пути растительность подобно той же саранче.

Читайте также наш материал: Грузят трупы самосвалами. Массовый мор сайги в Казахстане (видео)
Что же делать со всеми этими явлениями, помимо строжайшего контроля за выпасом домашнего скота? Можно, например, обратиться к опыту советских коллег, которые ранее сталкивались с теми же самыми сложностями. Речь идет как раз о вышеупомянутом способе увеличения масштабов высадки засухоустойчивых растений, способствующих закреплению песка. Эти методы давали действенный эффект, о которых то ли забыли, то ли считают, что они перестали быть рабочим, а скорее всего о них, кроме ученого сообщества, никто и не вспоминает. А зря.
В соответствии с методами советских специалистов, на территории страны было сформировано 2,5 млн га лесных защитных полос. В том урожае, который до сих пор получают аграрии, примерно 25% обеспечивают именно лесополосы, улучшающие микроклимат, почвенное плодородие и предотвращающие эрозию. Однако деревья, высаженные в середине и второй половине прошлого века, уже не могут справляться с возложенной на них задачей, часть из них просто отмерло, часть утеряла первоначальную мощь и силу, другая часть была уничтожена природными пожарами, фауну необходимо восстанавливать, обновлять, но ничего из этого в постсоветский период сделано не было.
Ученые отмечают, что без должного внимания со стороны человека лесополосы быстро выпадают, необходим постоянный уход – опахивание насаждений и ликвидация сухостоя. На данный момент российские ученые разрабатывают методику посадки, занимается на генном и генно-молекулярном уровне выведением древесно-кустарниковых пород, адаптированных к условиям каждого региона страны.
В частности, для Астраханской области прекрасно для поставленных задач подходит кустарник джузгун – он не боится песка, а также способствует закреплению в междурядьях травянистого покрова. Среди прочих полезных растений отлично подойдут саксаул и тамариск, а также ряд некоторых других разновидностей, отмечает «МК в Волгограде».

Помимо этих мер необходимо развивать в регионе поливочные водогоны, которые существовали в советское время, но которые практически исчезли с течением времени и из-за отсутствия контроля со стороны человека. Не стоит забывать, что в СССР именно Астраханская область, а не Краснодарский край кормила овощами и фруктами почти всю страну. Сейчас такое даже представить невозможно.
Ученые добавляют, что в регионе также требуется развивать посадку плодовых деревьев, ведь фруктовые сады имеют способность даже из сложных песчаных почв извлекать максимум для урожая, если за почвой садов будут ухаживать специалисты.
Другими способами восстановить край является обязательная чистка Волги, ее притоков, и вообще всех пока еще оставшихся на территории Астраханской области живых водоемов.
На все это нужны средства. Большие средства. Но что делать, когда ситуация была так запущена, что многие годы, что называется, щелкали клювом? Придется извлекать финансовые резервы, как говорится в классике. Иначе плодороднейший регион России скоро превратится в Республику Чад.

Читайте также по теме:
Ограничения в любительском рыболовстве в Астраханской области
«Какая мощь! Но все равно сдохнет»: в Орловской области новые трупы
Яды на наших столах. Пугающие цифры и ответ губернатора
Птицы так и дохнут. Под Орлом новые жертвы ядовитых полей
Яды на нашем столе. Почему в РФ никто не отвечает за пестициды
Комментарии (0)