Изображение Как мы за ротаном ходили

Как мы за ротаном ходили

Нынешняя зима, плавно перетекшая из осени, никак не распроститься с последней окончательно. И декабрь подкидывает нам сюрпризы в виде постоянно оттаивающего льда… А ведь были надежды съездить в интересные места за окунем, побаловать себя перволедной плотвой. Но, увы… Переносим масштабные мероприятия на январь.

И все-таки небольшие рыбалки, недалеко от дома, с появлением льда случились. И на этот раз главным героем стал ротан. Причем, он оставил нам немало поводов для раздумий!

Все началось с того, самого момента, когда мой сосед Николай, большой любитель подергать ротанчиков, поведал об одном близлежащем пруде, на котором водятся вполне увесистые хищники, проявляющие активность, правда, только по первому льду.

По его словам, в прошлом зимнем сезоне он попал на такой жор и был просто поражен и частотой поклевок, и размером рыбы, и количеством выловленных трофеев.

У меня нет оснований не доверять этому человеку, я знаю его не один год (и частенько хожу с ним на рыбалки); если он говорит, значит, испытал все сам.

Читайте материал "Активная охота за щукой с жерлицами"

Я, кстати, тоже люблю ротана за его хищническую хватку, за простоту используемых снастей для его вылова и за нежное мясо, из которого получаются отменные котлеты. Так что информация о крупных рыбках, которых мне, кстати, ловить еще не доводилось, не осталась без внимания.

Конечно, я тут же предложил свою компанию Николаю. При этом Николай поведал, что этот самый ротан предпочитает хватать не движущиеся наживки, а спокойно висящие, поэтому лучше всего его ловить на поставушки или классические жерлицы, правда, оснащенные, как для ловли на течении.

А именно: внизу концевой грузик, от него небольшой отводной поводок длиной около 7 см. Толщина основной лески может быть 0,25-0,3 мм, а поводка 0,18-0,2 мм. Расстояние от приманки до концевого груза должно быть около 10 см.

Крючок должен быть довольно крупным, поскольку пасть у ротана большая и заглатывает он приманку глубоко, а вытаскивать мелкий крючок проблематично. Концевой груз может быть абсолютно любым, вплоть до обычной оцинкованной гайки, рассчитанной на ключ 17-го размера.

Главное, чтобы он натягивал оснастку и в тоже время не удерживал ее сильно на месте, иначе при поклевке это может отпугнуть рыбу.

Читайте материал "Поводок для щуки"

В качестве наживки прекрасно подходит кусочек обыкновенного сырого мяса, например, свинины или говядины (мясо предварительно нарезается «соломкой»). Говядина, в отличие от свинины, дольше сохраняет свой красный цвет, что в ряде случаев сильнее привлекает ротана.

Впрочем, неплохо клюет ротан и на обыкновенного дождевого червя, неудобство этой насадки лишь в том, что она быстро приходит в негодность, ее хватает на один раз, в то время как на кусочек мяса можно вытянуть чуть ли не десяток рыбок.

Читайте материал "На рыбалку только с жерлицами"

Меня несколько озадачила неактивная рыбалка, поскольку до этого я ловил ротана только на игру, используя небольшую окуневую блесну, на крючок которой дополнительно сажал кусочек мяса. Но раз планировалось ловить ротана на недвижимую насадку, значит, надо было мастерить снасти.

Я использовал несколько стандартных жерлиц, а также обычные пенопластовые кружки и пластиковые катушки (как вариант мотовил) в качестве примитивных поставушек.

Читайте материал "Луки и арбалеты могут приравнять к огнестрельному оружию"

Многие рыбаки используют при ловле ротана классические зимние удочки с пружинистым кивком, по дерганью которого нетрудно определить поклевку. Но можно обойтись и без сигнализаторов. Как правило, ротан, сев на крючок, с него не сходит, так что если прозевать поклевку, то это не будет означать схода рыбы.

Например, у меня пара поставушек были без сигнализатора. При поклевке катушка-поставушка просто заскользила бы по льду, а вставленный в отверстие прутик не дал бы ей окунуться в лунку.

Единственное, что нужно, так это прикрывать лунки (в этом смысле пластковые жерлицы с подставкой удобнее) картонкой или фанеркой с прорезью для лески, чтобы лунки не замерзали.

Читайте материал "Зимняя прикормка"

Но вернемся к нашей поездке. Мы выехали в начале первого месяца зимы, после того как морозы сковали местные прудики вполне крепкой ледовой корочкой. К нам присоединился еще один пожилой рыбачок, частенько перелавливающий более молодых товарищей.

Часам к 10 утра подъехали к месту. Водоем оказался довольно просторным, фактически это искусственная запруда, получившаяся путем перекрытия речки Поляницы. День был будний, пасмурный, рыбаков практически не было.

Расставили свои поставушки, ждем… А вокруг хорошо, тишина. И снасти в этой тишине совершенно не подают признаков жизни.

Тогда мы вытащили свои снасти с кивком, стали пробовать ими ловить… Выудили по одной рыбке на нос. И все. Больше, как мы ни старались в тот день, ничего не поймали.

Кстати, рыбаки, расположившиеся в отдалении, не превысили наш результат. Получалось, что все мы рановато прибыли, выход ротана на активную кормежку перед заморозками еще не произошел.

Изображение Фото: Алексей Трембицкий.
Фото: Алексей Трембицкий.

Я стал собирать снасти и увидел, что у одной жерлицы флажок выстрелил. Решил, что это от ветра. Когда дошел до нее и стал сворачивать, оказалось, что на ней висит вполне упитанный ротанчик.

Так я впервые в жизни познакомился с загаром, точнее с пропущенным загаром. Что ж, буду в другой раз более внимательным. Уезжали молча. Подъехав к дому, решили навестить этот пруд через недельку. Так и вышло.

На этот раз к нашему приезду на льду было заметно больше народа. И можно было подумать, люди сидят не просто так, что вселяло некоторую надежду. Подумать-то можно... А вот клева вновь не было.

Читайте материал "Тайна озера Бездонного"

Даже на наших совсем хилых прудиках в шаговой доступности от дома ротанчик, пусть и не крупный, но хватает вполне себе резво, а тут на тебе! Другие рыбаки тоже не поймут в чем дело. Ведь сюда люди уже годами ездят именно за ротаном и именно по перволедку.

И никогда без рыбы не уезжают, ловят по 5-7 кг. Это я все выяснил у других рыбаков.

В общем, и на этот раз больше одной рыбки на брата мы не выудили. Николай опечалился окончательно и сказал, что больше сюда зимой не поедет. А ведь в прошлом году он отсюда с хорошим уловом возвращался.

Совершенно опечаленные, а главное, находясь в полном недоумении, мы сели в машину и поехали обратно. Не судьба, значит, здесь ловить.

Читайте материал "Сколько сверлить лунок?"

Но рыбак печалится не долго. И вот, буквально три дня назад, мы в том же составе, да плюс моя маленькая дочка, выехали на один из «малокалиберных» прудиков, как мы его называем, прежде всего потому, что ловится там исключительно мелочевка. Ну хоть такими поклевками себя порадуем.

И действительно, здесь клевало.

Читайте материал "Стрелял в лису - попал в собаку: оказался енот"

В качестве приманки использовали уже привычную окуневую блесну с мясом на крючке. Причем интересно, что больше двух рыбок из одной лунки не ловилось, приходилось забуриваться в двух-трех шагах и вытаскивать очередную парочку. Нам даже удалось запечатлеть поклевку ротана при помощи карманной подводной камеры.

В общем, с точки зрения сглаживания прежних двух неудач, вылазка на этот водоемчик оказалась вполне приятной. А перед тем как собираться в обратный путь, у меня клюнул «зверь покрупнее».

Вытянул я красавца-ротана граммов на 400, не меньше. Подобных великанчиков еще не ловил. Это, наверное, мне подарок в качестве компенсации за прошлые поездки.

Читайте материал "Улов… в спичечном коробке"

Еще я отметил интересную особенность поведения этой рыбы.

Вот, к примеру, ротан клюет: одна поклевка, другая, третья. Если возникает пауза, то можно забуриться метрах в 7-10 (ротан, кстати, звука бура не особенно боится) и снова продолжить ловлю.

Но вот в какой-то момент словно пройдет команда «Не клевать!», и в радиусе 25-30 метров рыба не клюет какое-то время. Хотя по эхолоту можно понять, что рыба подо льдом есть.

Приходится идти совершенно в другой конец водоема, там рыбка ловится. Но опять же, какое-то количество поклевок и «стоп-игра», как говорят дети, – и здесь, видимо прозвучала команда «Не клевать!».

Уходишь в место первоначальной ловли, там вроде бы уже «поклевочный» запрет завершился, снова ловишь. Вот так и ходим мы, когда ловим ротанов.

Читайте материал "Белое озеро"

И только в одном пруду такой метод ловли не работает, это я о том водоеме, куда мы ездили два первых раза, там, где крупного ротана можно соблазнить только недвижимой наживкой и без смены места ловли.

Но понять, что там происходит, теперь можно будет только позже; в этом году рыба здесь не клевала вовсе.

Что ж, придет время, разгадаем и эту загадку природы.