Речь пойдет о другом. Зачем вообще это нужно — тратить деньги, время и силы на столь специфический отдых. Конечно, каждый отвечает на этот вопрос для себя сам, но все же…
Мне действительно очень нравится не только сам процесс, но и все, что его окружает, и этот процесс начинается задолго до того момента, как опустишь снасть в воду. Сначала всему предшествует организационная подготовка, которая включает в себя строго определенный ритуал: согласование состава участников; определение сроков, устраивающих всех без исключения; предварительный заказ базы и плавсредства на утвержденные сроки; составление списка продуктов и алкоголя; определение транспортных средств для столь далекого путешествия и пр. и пр.
Неискушенному человеку может показаться, что эти хлопоты только добавляют головной боли. Но это только кажется, ведь предвкушение путешествия в компании добрых друзей, ожидание чего-то радостного как будто возвращают нас в далекое детство, когда мы ждали каникул и летнего выезда за город.
Вспомните свое душевное состояние юношеского томления, невольной улыбки, не сходящей с лица, предшествующее такому долгожданному лету! Ведь и само умение ждать и получать от этого удовольствие является одним из самых важных качеств настоящего рыбака. И только начинаешь заглядывать вперед в предвкушении поездки, тебя невольно затягивает этот процесс и душу наполняет светлое ожидание чего-то радостного...
ИЗ ИСТОРИИ
Кстати, если мы заговорили о треске, то не могу не отметить грандиозное влияние этой морской рыбы на историю человечества. Посудите сами, как всем известно из классической истории, основу нашей государственности заложили выходцы из северных земель — викинги. Эти грозные воины и мореплаватели совершали длительные морские переходы как на запад от Скандинавии до берегов Англии и даже Северной Америки, так и на восток к славянским землям Гардарики.
А чем, собственно, могли питаться мореходы в столь длительных плаваниях? Разумеется, на драккарах большого запаса продовольствия не увезешь, это все-таки относительно небольшие боевые ладьи, основным преимуществом которых являлась стремительность, а не грузоподъемность. Следовательно, запас продовольствия не должен быть громоздким, а самое главное, этот запас должен долго храниться и не портиться. Конечно, при любом каботажном плавании есть возможность пополнять запасы продовольствия на суше, но не стоит забывать, что в те далекие времена это было не так просто сделать: поселений было значительно меньше, и они не рады были чужакам.
Вот поэтому оптимальным продуктом и стала вяленая треска, неприхотливая в хранении и сытная в употреблении. Сушили ее на ветру, на конструкциях из деревянных жердей. Причем соль для этого не нужна (а соль в те времена была дорога), поэтому сам процесс не требовал вложений и был доступен повсеместно. Знаете ли вы, что само мясо трески практически лишено жира (0,3 %) и в нем содержится около 18 % белка, что необычайно много даже для рыбы?
При этом весь жир скапливается в одном из самых ценных органов этой рыбы — в печени, которая может достигать двух килограммов. А когда треску высушивают, она теряет 80 % веса за счет испарения воды и превращается в концентрированный белок: его содержание составляет почти 80 %.
Если обратить внимание на Средние века, а именно на глобальную экспансию таких морских держав, как Португалия и Испания, то с интересом обнаружишь тот факт, что открытия Магеллана, Васко да Гамы да и самого Колумба невозможны были без вяленой трески. В океане негде взять достаточно продовольствия для многочисленной команды парусных судов. И тут единственным источником животного белка, который к тому же долго хранится, выступает именно треска. А если смотреть глубже, то и объединение вышеупомянутых держав в одно королевство во многом связано с правом вылавливать треску в Атлантике.
Позднее, в XVII и XVIII веках в Новом свете треска являлась одним из ключевых продуктов, благодаря которому были заложены основы будущего благополучия Америки. А уже в XX веке из-за добычи этой рыбы грызлись Исландия с Англией, что и вошло в историю под названием «тресковык войны».
Так было в прошлом, когда эта рыба удовлетворяла спрос на недорогой и полноценный продукт питания, который долго не портится, так остается и теперь, когда треска превратилась в деликатес. На сегодняшний день в мире добывают более шести миллионов тонн трескообразных в год, и больше половины приходится на атлантическую треску.
И вот что интересно. Португалия, которая не вылавливает треску, съедает ее примерно на 20 % от общемирового улова. Среднегодовое потребление трески в Португалии составляет 35 килограммов на душу населения, что значительно выше, чем в других крупных странах-потребителях: в Норвегии 17 кг на душу населения; в Испании 16 кг; в Исландии 14 кг; во Франции 12 кг.
ВЫХОД В МОРЕ
В это время года на Кольском полуострове солнце фактически не прячется за горизонтом, тем самым обеспечивая возможность лова в любое время суток. Ограничения связаны только с погодными условиями, при этом в прогнозе особое внимание нужно уделять не только волнению моря, но и силе и направлению ветра.
Не стоит забывать и про суточный календарь приливов и отливов, да и пограничники могут временно закрывать тот или иной район для выхода. Когда все благополучно складывается, наша компания предпочитает рыбачить в районе Цыпнаволока полуострова Рыбачий на глубинах 80–120 метров. Традиционно выходим мы утром по высокой воде и не потому, что утром треска берет лучше, а в силу привычки.
И как же приятно, особенно в погожий денек, вот так, в компании хороших друзей, под веселые шутки да прибаутки выходить в море, предвкушая удовольствие насыщенного рыболовного дня!
Кстати, треска всеядна, а иными словами, ест все подряд. При этом она плавает с открытым ртом и заглатывает все, что в него помещается, в том числе тресковую молодь. Зная об этом, рыболовы ловят треску с помощью тяжелых (около килограмма) стальных блесен-грузил (пунд) с тройником на конце. Выше пунды на леске крепятся короткие отводные поводки с большими крючками № 10, оснащенные яркими «перчиками» или кальмарами. При этом на практике установлено, что цвет может быть не обязательно красный, а любой, главное — яркий.
Учитывая глубины ловли (а в нашем случае это 90–120 метров), главная задача пунды — пробить толщу воды с неслабым течением и достать дна, где кормится треска. Любопытно, что горизонтом выше, где-то в полводы, часто гуляют косяки пикши, которая зачастую хватает приманку при опускании пунды.
Учитывая мои исключительно любительские навыки в морской рыбалке, я воздержусь от советов по выбору снастей. Удилища, катушки, плетенки и пр. многократно и детально описаны в различных профильных статьях о рыбалке на Кольском, и я не буду отвлекаться на эти подробности. Кто пожелает, тот без труда найдет интересующую его информацию. Сам же процесс напоминает занятия фитнесом, когда двумя руками удилищем совершаешь маховые движения различной амплитуды, тяжелым грузом простукивается дно, привлекая хищника.
Треска — рыба стайная, поэтому если происходит поклевка у одного из рыбаков, то ее следует ждать и остальным. Зачастую общее жужжание электрических катушек всех членов команды под крики чаек — неотъемлемый фон морской рыбалки. За счет довольно сильных подводных течений и ветров Баренцева моря катер находится в постоянном дрейфе, несмотря на наличие плавучего якоря.
Таким образом, происходит естественное движение, позволяющее пройти некоторое расстояние, и если возникает затишье в поклевках трески, то необходимо просто подняться на моторе вверх по треку навигатора и повторить маршрут по наиболее уловистым точкам.
Если кто-то наивно считает, что ловля трески на удочку с борта катера — это сплошное развлечение, то он будет сильно разочарован сразу после выхода в открытое море. Легкое покачивание палубы катера, пока он переходит по Ура-Губе, сменяется резкой морской качкой, к которой надо адаптироваться. Даже при относительно легком волнении моря до одного балла приходится прилагать усилие, чтобы удерживать равновесие на палубе и махать удилищем.
Но вот пунда под легкое шуршание разматывающейся катушки уходит в глубину, а дальше начинается самое главное: чтобы не дать ей лечь на дно, нужно сделать резкий взмах удилищем, еще и еще раз. И вот он, долгожданный момент, когда через толщу воды (часто на паузе) ты ощущаешь долгожданный удар, а вслед за ним тяжесть во всей снасти. Это тот самый миг, ради которого ты преодолел все тяготы долгого пути и все трудности бесконечного полярного дня. Ты, наконец, чувствуешь себя счастливым. Если тебе повезет, то можно вытащить зубатку — страшного монстра морских глубин Баренцева моря…
С носа судна обычно крепится плавучий якорь (это как раскрытый парашют, но только не в воздухе, а в воде), который обеспечивает неспешный контролируемый дрейф судна, так как из-за больших глубин использование обычного якоря практически невозможно. Чем больше площадь этого парашюта, тем больше его сопротивление течениям и тем меньше дрейф.
ЧТО ЗА РЫБА — ТРЕСКА?
Ученые считают, что треска как вид сформировалась около 120 миллионов лет назад в тропическом океане Тетис, который в конце концов соединился с северными морями, и треска стала рыбой Северной Атлантики. Ранние предки трески долгое время эволюционировали в условиях холодных вод, приспосабливаясь к различным экологическим нишам.
Если обратить внимание на плавники трескообразных рыб, то можно заметить, что у налима имеется всего один и почти непрерывный плавник вокруг тела, а хвост едва различим. У хека передний спинной плавник более выражен.
Мерланг может похвастаться уже тремя спинными плавниками, а на брюшке у него заметны два отдельных плавника. У наиболее развитых трескообразных (у нашей трески, пикши и сайды) все три спинных и два брюшных плавника крупные и четко отделены друг от друга. Эти длинные и прочные плавники способствуют отличной маневренности при преследовании добычи. Кроме того, у трески имеется ярко выраженная боковая линия, которая, согласно исследованиям ученых, является особым органом чувств, улавливающим гидродинамическое поле, создаваемое волновыми колебания воды при движении рыбы. Именно это и позволяет треске синхронно двигаться в огромных косяках на большие расстояния, не разрушая общего единства.
Чтобы выжить, треска со временем адаптировалась к невероятным условиям морского дна: к темноте, низкой температуре (не более 10 °C) и высокому давлению. Для этого в организме трески выработался белок, который действует подобно антифризу и позволяет рыбе выживать при температуре замерзания воды. Адаптивные механизмы трески позволяют ей не только выживать, но и охотиться и размножаться в холодных водах.
Способность адаптироваться к сложным условиям и определят долговечность этой рыбы. Средний возраст трески варьируется по одним сведениям от 10 до 20 лет, по другим — от 15 до 30 лет, хотя некоторые особи могут значительно превышать этот возраст. Здесь все зависит от многих факторов: колебание температуры, изобилие питания, насыщенность кислородом и пр.
К берегам Кольского полуострова треска подходит нереститься с марта по июнь, причем рыба может находиться в местах нереста и месяц, и более, а затем возвращается в места обитания, которые зачастую находятся за тысячу километров. Каким же образом эти миллионные косяки трески ориентируются в полной темноте океанского дня и безошибочно возвращаются год за годом к излюбленным местам нереста около северных берегов Кольского полуострова или фьордов Норвегии? До конца этот вопрос системного позиционирования рыб, в том числе трески, не изучен, но очевидно, что эта система задействует не один, а два-три сенсорных инструмента: геомагнитное чувство, обоняние и зрение.
Мигрируя до прибрежных нерестовых мест, самки трески откладывают миллионы икринок, которые затем оплодотворяются самцами. Но немногим удается превратиться во взрослых рыб. Часть икринок гибнет в море от различных факторов, а те, кому удалось выжить и превратиться в мальков и не попасть в пасть взрослой трески, начинают быстро расти и через три-четыре недели достигают нескольких сантиметров, готовясь к путешествию в глубины океана. И если поначалу их пища — фитопланктон, затем криль, то постепенно количество естественных врагов у трески сокращается, а количество потенциальной добычи возрастает. В итоге только единицы из миллионов икринок становятся взрослыми полноценными рабами, способными давать следующее поколение потомства, сохраняя в океане популяцию трески.
ВСЕ ЗА СТОЛ!
Тушка трески не содержит мелких костей, поэтому крайне удобна в разделке. Ее нежирное мясо имеет мягкий, немного сладковатый привкус, вероятно, из-за холодной и чистой океанской воды на больших глубинах. Кроме того, учитывая тот факт, что треска довольно агрессивный хищник, находящийся в постоянном движении в плотной массе воды, мякоть у нее плотная и упругая, белоснежного цвета.
Важно отметить, что мясо трески содержит такие полезные витамины, как В6 и В12, которые под действием особых бактерий накапливаются в клетках этой рыбы и играют важную роль в сохранении здоровья наших нервных клеток, а также участвуют в метаболизме белков, жиров и углеводов.
Во всех странах Европы вы найдете множество рецептов приготовления трески. Мне нравится она, обжаренная в пивном кляре. Чтобы приготовить шесть порций трески, нужно смешать половину банки пива с мукой, добавить дрожжи, немного сахара и соли, перемешать и оставить в теплом месте на час. Свежую тушку трески следует разрезать на куски, обвалять в кляре и поджарить в масле на раскаленной чугунной сковороде до золотистой корочки.
В суете и заботах дня мы часто не замечаем каких-то обыденных вещей, таких как простой дружеский ужин, например. Но когда садимся за стол на базе после многочасовой трудовой рыбалки, открываем бутылочку в кругу друзей и закусываем только что приготовленной треской или зубаткой, мы испытываем истинное наслаждение и от еды, и от впечатлений, полученных за день. Не к этому ли стремится каждый рыбак или путешественник? Не за этим ли мы отмахиваем тысячи километров?
Как уже было сказано, в Португалии потребляют огромное количество трески, но почему-то предпочитают готовить не свежую рыбу, а сушеную, да еще и подсоленную. Блюда из нее они называются бакаляу (Bacalhau), и если раньше треска бакаляу считалась едой бедняков, то сейчас она подается как изысканное блюдо, рецепт которого завоевал множество кулинарных премий.
НАША БАЗА
Западнее Мурманска, на гербе которого, кстати, изображена треска, примерно в 75 километрах, находится живописный залив Ура-Губа, где удобно расположилась база «Т...Г». Залив является дельтой одноименной реки, он довольно мелкий, поэтому раньше из поселка до порта приходилось добираться в обход по грунтовой дороге на транспорте.
Эту проблему эффективно решили, используя мощную аэролодку, которая подходит вплотную к базе и быстро доставляет рыбаков в порт для пересадки на морские катера. Все катера на базе промыслового класса с палубой более семи метров, что обеспечивает комфортную рыбалку группе из пяти человек, с закрытой рубкой, которая в условиях переменчивой погоды на Баренцевом море очень актуальна.
Особую благодарность хочется выразить руководителю базы Татьяне Павловне за профессионализм и душевный подход к делу. Ну, а уж новая баня на базе вообще, выше всяких похвал!
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В этом году возле Карелинской губы нам посчастливилось наблюдать в непосредственной близи китов, да не одного, а целую группу. Горбачи, как их называют местные, загоняли рыбу и радовали нас своими фонтанами и огромными хвостами, так что мы на некоторое время забыли об удочках и с удовольствием любовались морскими гигантами.
Если вы не побоитесь трудностей далекого пути, ветров и качки на море, то будете щедро вознаграждены за ваш труд незабываемыми впечатлениями. Красота этих мест никого не оставляет равнодушным.
И дома, в кругу друзей вы еще долго будете вспоминать полярные дни, вновь и вновь пересказывать яркие моменты вашей непростой рыбалки, дополняя свой рассказ новыми подробностями, при этом размеры пойманной рыбы будут здорово подрастать по прошествии времени…
[В статье использованы материалы книги Марка Курлански «Треска. Биография рыбы, которая изменила мир».]
Комментарии (0)