АГРЕССИВНЫЕ СОБАКИ. КТО ОНИ?

О проекте Федерального закона «О разведении и содержании собак агрессивных пород в Российской Федерации»

Первое впечатление: бред и еще раз бред! Второе: все уже было. Во время Второй мировой войны фашисты запрещали гражданам оккупированных стран содержать собак служебных пород. Фактически в федеральный список попали почти все собаки служебных пород, несколько охотничьих и декоративных. Третье впечатление, когда эмоции чуть-чуть улеглись: зачем создан такой закон? Кому это выгодно? Под сапогом каких оккупантов мы находимся сейчас?

Ох уж это российское чиновничество! Язва со времен царя Гороха. Теперь добрались и до собачников. Почему? Да потому, что в народе по-прежнему бытует представление, будто на разведении собак можно разбогатеть. А на Западе, между прочим, говорят: «Чтобы разводить породистых животных, надо быть богатым человеком».

Более всего изумляет набор пород, включенных в список. Скажите, много ли вы видели вокруг себя бергамаско? Их поголовье в нашей стране исчисляется штуками. «Вытащить» из них агрессию к человеку даже умелой дрессировкой – задача почти неразрешимая! Нет ее там... А в списке перечислены почти все известные пастушьи породы: часть из них есть в нашей стране (скажем, бернские), другие – столь же фантастическая редкость, как бергамаско.

Теперь рассмотрим ездовых собак породы сибирский хаски, или маламут. Ездовые собаки не отличаются привязанностью к одному хозяину. Для всех ездовых пород существует тест: любой посторонний человек подходит к любой собаке из упряжки и приподнимает ее в воздух за корень хвоста. И собака радуется любому человеческому вниманию, даже такому. Ибо любить человека и мчаться по белому безмолвию – смысл жизни этих пород.

Берем охотничьи породы – лайки. Большинство из них – наши. Российская гордость! Породы отечественные, универсальные. С ними можно охотиться и по зверю, и по птице. Ну есть у некоторых людей такая страсть – охота. Лайки добры к людям, хотя могут быть беспокойны, драчливы с другими собаками, опасны для жизни кошек. Вывод простой: эту породу должны держать только охотники. 

Как в список попал миттельшнауцер – порода декоративная, любимая теми, кому нужен средних размеров компаньон в городской квартире – я и вовсе ума не приложу. Возможно, за счет массовости. С этого владельца денежку содрать, с того – смотришь, и набежит сумма! 

В список включены ВСЕ отечественные породы собак: лайки (очевидно, в первую очередь, западно- и восточносибирская). Овчарки: восточноевропейская, южнорусская, кавказская и среднеазиатская овчарки, русский черный терьер, московская сторожевая. 

В эти породы вложен колоссальный труд селекционеров. Например, «чернышей» делали в течение 30 лет. Это наша гордость. Объяснять чиновникам, что это такое – вывести новую породу – явно бесполезно. 

Правительство Японии, например, предоставляет своим акиту и сибу, потерявшим хозяев, пожизненный пансион. Считают их национальной гордостью. У них есть национальная гордость, у нас – нет. 

Давайте еще раз вспомним эпоху военного коммунизма: тогда было уничтожено почти все поголовье «буржуйских» борзых и южнорусских овчарок. Однако с 1924 г. и служебное, и охотничье собаководство в стране начало потихоньку восстанавливаться. Оказалось, что не может человек обойтись без собачек! И сколько радости доставляли русские псовые борзые (потомки чудом уцелевших) в 50–60-е гг. ХХ века и городским, и сельским охотникам. Это к концу ХХ века мы начали покупать бывших наших борзых за рубежом. 

Возможно, в лицензировании крупных питомников и есть какой-нибудь смысл. Но уверена, что лицензироваться они не захотят и найдут множество лазеек, как этого избежать. Пострадают, как всегда, самые честные. Что сделает отдельно взятый гражданин, имеющий небольшие доходы и породистую собаку? Дисциплинированный и честный сделает все возможное, чтобы собаку сохранить. Что касается человека в собаководстве случайного, ни дисциплиной, ни честностью не отличающегося, так он просто выкинет собаку на улицу. Вы знаете, сколько уже было выкинуто на улицу амстаффов, когда на них упал спрос?! Большинство из них погибли, успев «улучшить» породу дворняжек, часть – попала в приюты и угасла там.

Почему вообще отечественные породы попали в этот список? В отличие от множества иностранных пород, бывших некогда служебными или охотничьими, но превратившихся в бесполезных «диванных» компаньонов, наши породы еще сохранили рабочие качества и крепкую психику. И иностранцы покупают наших щенков. А значит, какие-то деньги протекают мимо жадных лап отечественных чиновников. Пусть наши породы приносят пользу где-нибудь в другом месте, но не в России. 

А россиянам настойчиво рекомендуется спасать честь чиновников и заводить дворняжек и помесей. Вспомните программу стерилизации, с самого начала противоречившую здравому смыслу! Чиновники сняли пенки с денег, отпущенных на стерилизацию: стерилизованы были сотни собак, а деньги, отпущенные на тысячи, прилипли к чьим-то рукам. 

Я не против содержания дома беспородных собак, но у каждой собаки должен быть хозяин, который за нее полностью отвечает. Однако среди помесей сколько угодно агрессивных собак с неустойчивой психикой. Заводят этих животных люди, как правило, ничего в собаках не смыслящие. Более того, зачастую тоже с неустойчивой психикой. 

«Уплывают» деньги, отпущенные на строительство приютов: сравните стоимость земли в Москве и количество денег для приютов. Это же несопоставимые цифры! И эти деньги государство опять пытается вытащить из нашего кармана, кармана рядового налогоплательщика.

Чем занимались РКФ и другие кинологические организации России, когда со страниц СМИ лился желтый поток ужасных историй про загрызенных собаками-убийцами «социально опасных пород» стариков и младенцев? Почему не сумели противопоставить этой пропаганде свою пропаганду?! О том, какое это замечательное существо – породистая собака! Верное и надежное. Чем занимались – могу пояснить! Политическими разборками, как в Думе! 

Что делать теперь, когда дезориентированное общественное мнение дружно стало на сторону бедных бездомных собачек? И ополчилось на владельцев породистых собак? В Москве отмечены случаи бешенства, среди бродячих собак прошлась уже не одна эпизоотия лептоспироза, опасного и для человека. Бродячие собаки не совместимы с программой развития особо охраняемых природных территорий (последних зеленых уголков Москвы). Но только черное у нас стало белым, а белое – черным, ибо всем управляет чистоган.

Возникает естественный вопрос: что делать? Если чиновников ДЕЙСТВИТЕЛЬНО волнует все возрастающее количество людей, пострадавших от нападения агрессивных собак, надо: 

1. Подвергать эвтаназии бродячих собак. Оставить заботу о приютах меценатам. 

2. Выделить районным управам деньги не на приюты, а на ремонт старых и строительство новых дрессировочных (подчеркиваю, дрессировочных!) площадок. 

3. Ввести штат обученных инструкторов по дрессировке собак (общее послушание) в городские структуры, не отдавая, по крайней мере, часть из них на откуп отдельным лицам, РКФ или РОСТО. 

4. Вести постоянную пропаганду: дрессировка собак, как и чтение книг, опять модно! Это улучшает взаимопонимание между владельцами и их питомцами, между владельцами собак и людьми, собак не имеющими; в целом дисциплинирует и собак, и людей. К тому же занятие кинологией – это спорт! А спорту сейчас как будто пытаются открыть зеленую улицу.

Воспитанная, послушная хозяйская собака как породистая, так и беспородная нужна мегаполисам!!!

Ольга Кузнецова, кинолог

Что еще почитать