В ЗАЩИТУ ЭКОЛОГИИ

Мне понравилось, что «РОГ» иногда вспоминает о проблемах экологии, особенно экологии души, русской души. Загадочная она. И ничего с этим не поделаешь!

Я, как преподаватель биологии и химии, а также экологии, знаю все отечественные проблемы педагогики в области экологического образования и воспитания.

В Россию наука экология добралась только в 1960-х годах. В те годы студенты биологического факультета МГУ стали активно бороться против загрязнения родной природы. Они ловили браконьеров, спасали раненых животных, следили за состоянием лесного хозяйства. Так появились первые российские добровольные экологические общества.

А в моем родном районе г. Москвы Ворошиловском (теперь Мневники) с 1974 г. школьники выезжали в летние лагеря труда и отдыха на базе подмосковных охотничьих хозяйств. Теперь эта работа не проводится. А жаль! Дети наглядно изучали культуру природопользования, участвуя в биотехнических мероприятиях.

По результатам деловой игры «Экологическое воспитание и образование» (обратите внимание, что именно «воспитание» стоит на первом месте!), проведенной в 1992 г. с учащимися одной из московских школ, были выявлены основные недостатки существующей системы экологического образования и воспитания в стране: недостаток общей культуры и личный пример взрослых, отсутствие экологических игр и опытных преподавателей в школах, отсутствие единого экологического общения с учащимися других стран. Старшеклассники хотели бы изучать предмет «Экология», включая «Экологию души» (вот в чем потребность подрастающего поколения!), участвовать в слетах и конференциях, практических занятиях на природе. А взрослые просто обязаны срочно повысить свою экологическую культуру – вот главное требование учащихся в 1992 г.

Американцы считают 23 апреля 1970 г. началом современного экологического движения, хотя и в Европе уже зародилось аналогичное движение. В России отделение Гринписа образовано только в 1992 г., а в 1994 г. стало работать по разным направлениям около 100 неправительственных общественных организаций.

Теперь, в XXI веке, уже понятно многим, что непросвещенный человек – разрушитель своей планеты, и он неизбежно обречен на гибель. Спасти природу можно, спасая самого человека, изменив сущность его отношений к окружающей среде.

Каждый шаг в природе связан с решением не только научных, но и этических проблем. Как передвигаться по лесу, не вредя его жителям? Как грамотно проводить наблюдения за жизнью животных, чтобы они не бросили своих убежищ и не погубили свое потомство? Как правильно заниматься фотоохотой? А главное, как вести себя, чтобы сохранить такую хрупкую красоту окружающей среды?

Мой опыт преподавания экологии в школе позволяет сделать вывод: ребенок, познавший красоту всего сущего, никогда не обидит животное, не сломает дерево, не сорвет цветок. Вот почему столь важно начинать экологическое воспитание как можно раньше, а это уже на совести семьи. Вначале это усвоение норм и правил взаимоотношений с миром, самых простых: не поленись умыться, почистить зубы, продуманно, без излишеств, питайся, не кури, не пей алкогольные напитки, не употребляй наркотики. Далее – самостоятельное приобщение к практической работе: посадить цветок, дерево, ухаживать за ними, почистить родник, подмести и вымыть полы в квартире, ухаживать за животными. И, наконец, в старшем возрасте, проявить гражданскую активность в решении экологических проблем своего района, города, страны.

Экология начинается с малого, с того, что тебя окружает. Знай это сам и скажи другим. В ребячьих душах заложено много любви к окружающему миру. И это внушает оптимизм: веришь, что нашим детям по плечу исправить ошибки предшествующих поколений и не совершать новых, повысить качество жизни, гармонизировать отношения с природой. Взрослый человек должен стать примером для ребенка, помочь ему узнать и полюбить мир вокруг, чтобы сохранить его и сделать намного лучше.

Самый простой пример – бытовой мусор. Сами знаете, что чисто не там, где хорошо убирают, а чисто там, где не мусорят. Неслучайно в Европе не спешат отказываться от такого приема обучения подрастающего поколения правильному обращению с мусором, как движение мусорщиков. А что такого вредного в этом движении? Ничего!

Дети регулярно очищают от бытового мусора скверы и парки городов. Между прочим, бесплатно. Между прочим, очень наглядно и поучительно!

Задумайтесь, пожалуйста, что бумага в природе разлагается от 2 до 10 лет, консервная банка – 90 лет, фильтр от сигареты – 100 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, пластмасса – 500 лет, а стекло – 1000 лет!

А теперь о проблеме уборки за своими питомцами. Не секрет, что сейчас общество собаковладельцев резко разделено на богатых и бедных. Богатые – это те, кто содержит социально опасных собак, а бедные – все остальные. Охотничьи породы в том числе. Так вот, именно богатые владельцы собак никогда и нигде не будут убирать за своими питомцами. Это останется остальным владельцам собак. Хотя и тут будут исключения: ни разу с 1970 г. не видела мужчин, которые убирали бы за своими собаками. Чистоту поддерживают в основном женщины среднего и пожилого возраста. Потому что – это их личный выбор, а не указание правил содержании животных в городе. Хотя, надо отметить, неприятно, что тебя, во-первых, не поддерживают остальные любители собак (мы как белые вороны), и, во-вторых, ходишь с мешочком и не найти в городе специального контейнера, в результате где-нибудь просто закопаешь.

По проблеме чистоты за городом, думаю, что стоит попробовать, как было ранее, например, при организации так называемых «экологических троп», проводить наглядную агитацию с использованием детских рисунков на щитах. А по вопросу уборки за собаками – это вопрос личной ответственности, даже скорее этики содержания животных. Либо она есть, либо ее надо воспитывать. Но эта проблема трудноразрешимая. Легко призывать к порядку владельца маленькой собачки, сеттера или спаниеля, а вот сделать замечание владельцу овчарки, мастифа, питбуля – никогда. Скорей бы наша страна переболела агрессивными породами собак...