Сохранить высокие рабочие качества легавых

Открытое письмо экспертов-легашатников Республики Беларусь в Центральный Совет Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», Российскую федерацию охотничьего собаководства и Российскую кинологическую федерацию

  На протяжении многих десятилетий, проживая в едином государстве, охотники России, Беларуси и Украины имели общие охотничьи традиции, одинаковые подходы к оценке охотничьих собак в целом и легавых в частности.
     
     В Белоруссии в прошлом веке вплоть до конца 70-х годов легавых собак насчитывались единицы, и все они были привезены из России и Украины. Толчком к появлению интереса у охотников Белоруссии к легавым собакам послужили изменения в правилах охоты, которые разрешили охоту с ними по болотно-луговой дичи за две недели до открытия по утке, а затем и на серую куропатку в сентябре месяце.
     В большой степени этому способствовало проведение в Белоруссии I (1978) и II (1984) Всесоюзных состязаний легавых собак, а также ежегодных матчевых встреч команд России, Белоруссии и Украины по болотной дичи, в дальнейшем переименованных в Открытый чемпионат Белоруссии по болотной дичи. Данные мероприятия, благодаря участию в них ведущих экспертов: Мейдмана А.А., Курбатова В.О., Глазкова В.П., Павлова М.П., Бермана С.Л., Солганика В.И., Стоячко А.В., Томиной Н.А., стали настоящей школой для наших экспертов, а участие в них большого количества легавых собак различных пород дали возможность охотникам сравнить их работу и выбрать себе собаку по душе.
     Распад СССР, несомненно, привел к некоторому отдалению друг от друга Беларуси, России и Украины, но охотники этих стран продолжали и продолжают сохранять единство на уровне не только дружеских взаимоотношений, но и обмена мнениями в области охотничьего собаководства, формирования единых подходов к кинологической деятельности и, наконец, оценке рабочих качеств легавых собак. Только при сохранении данных принципов мы сможем поднимать уровень качества легавых, и в конечном итоге, давать охотнику возможность выбрать достойную охотничью собаку. Особенно важно это для Беларуси, ведь наша племенная работа в существенной степени зависит от России, так как племенной материал у нас фактически общий.
     Именно на это и была направлена вся деятельность Республиканского кинологического Совета Белорусского Общества Охотников и Рыболовов во все годы. На всех полевых испытаниях и состязаниях мы осуществляли судейство по Правилам испытаний легавых собак по болотной дичи издания 1976 года, являющимся предшествующим вариантом Правил испытаний 1981 года, принятых для судейства в СССР. Естественное для нас стремление оставаться в поле единого кинологического пространства имело все основания для реализации и со стороны России. Более того, мы сознаем, что используемые в обоих государствах правила имеют и недостатки, которые, на наш взгляд, не носят системного характера. Несомненно, есть что изменить в этих документах, в первую очередь для устранения существующих неточностей и повышения уровня требований к собакам и их ведущим.
     Мы рассматриваем испытания и состязания легавых собак в первую очередь как племенные мероприятия, которые призваны дать кинологам, собаководам и охотникам возможность оценивать собаку по элементам ее работы и, соответственно, учесть ее качества, необходимые для подбора производителей при племенной работе, направленной на совершенствование рабочих качеств поголовья.
     Мы с интересом ждали корректур Российских Правил испытаний, зная, что их изменения готовились группой экспертов в комиссии по легавым РФОС. И вот, в 2005 году эти корректуры были опубликованы и рекомендованы к применению на территории России. Мы изучили этот документ и высказали осторожное, но единодушное мнение, что произошло снижение требований к легавой собаке в России.
     Приняв к руководству Правила 2005 года, большинство из нас приняли участие в судействе по ним на состязаниях в России.
     Мнение наше единодушно: если мы хотим улучшить наше поголовье легавых, поднять его на новый уровень, ни в коем случае нельзя допустить снижения требований к собакам.
     В первую очередь это касается отмены обязательной перемещенной птицы при расценке работы собаки на диплом 1 степени, снижения требований по дальности причуивания, верности чутья, снижения удельного веса оценок за стиль в общей расценке собаки и общего повышения значимости дрессируемых качеств над ее врожденными качествами.
     Рассмотрим замечания к новым российским правилам подробнее.
     О перемещенной птице. В Правилах, принятых в РФ в 2005 году, требование обязательной работы по перемещенной птице снято. Ряд известных экспертов самого высокого ранга говорит сейчас о возможности расценки собаки на высший диплом без нее. С различными вариациями, например, «Нужно смотреть по сумме трех работ» или «Опытный эксперт в состоянии распознать истинную дальность работы в любом случае» и т.п. Однако отказ от жесткого требования определения дальности чутья по перемещенной птице мы считаем в корне неправильным. Доводы, что опытный эксперт сможет и без перемещенной птицы правильно расценить дальние работы не могут быть признаны убедительными. Правила должны быть рассчитаны на всех экспертов, в том числе и не имеющих большого опыта. Плохо, когда собака недооценивается, но еще хуже когда она переоценена. В последнем случае можно нанести уже системный вред поголовью легавых. Считаем, что перемещенную птицу нужно требовать не только для присвоения диплома 1 степени, но и для расценки дальности чутья от 8 баллов и выше.
     Довод, что поведение птицы изменилось, она далеко отлетает и становится все труднее предоставлять перемещенную, имеет под собой веские основания. С другой стороны, для выявления выдающегося чутья, считаем необходимым искать и предоставлять такую возможность.
     Считаем надуманной необходимость большого количества собак с дипломами первой степени. Ранее практиковавшаяся оценка собак по степеням их дипломов, как то: «имеет диплом 3 степени – с собакой можно охотиться», «диплом 2 степени – замечательная охотничья собака», «диплом 1 степени – уникальная, выдающаяся легавая» имеет под собой правильную методологическую основу.
     – Верность чутья есть понятие не менее важное, чем его дальность. Желателен не только быстрый ход и широкий поиск собаки, но и отсутствие стоек по сидкам или набродам. К сожалению, мы видим в новых правилах снижение требований к верности чутья. Вместо ранее практиковавшейся оценки верности на дипломы 1, 2 и 3 степени 8-7-6 , в России считают достаточным 7-6-6!
     Стиль – это то, что дает нам возможность любить ту или иную породу легавых. Одновременно, как писал еще в 1963 г. А. Платонов «Стиль в работе легавой – это наиболее общие, типичные для породы, лишенные случайных деталей приемы ее работы, определяющие весь ее характер: отношение к обонятельному полю, манера причуивания, решение вопроса о присутствии или отсутствии дичи, потяжки, стойки, подводки, характер хода и поиска.
     Стиль – это те черты, которые создают из отдельных приемов общую картину всей работы собаки, впечатление, оставляемое ею».
     Стиль – это то, что отличает не только породы легавых друг от друга, но и так называемых «интересных» в поле собак, от не способных предоставить истинному ценителю удовольствия от своей работы по птице.
     На наш взгляд, необходимо сохранить значимость стиля хотя бы на уровне требований Правил 1981 года, а может и увеличить баллы за стиль.
     И, наконец, вопрос о соотношении в расценке собаки на испытаниях врожденных качеств и приобретенных ею в процессе дрессировки.
     В правилах 1981 года безусловно к врожденным качествам можно отнести: чутье (25 баллов), потяжка (5 баллов), стойка (5 баллов), типичность стиля (15 баллов), итого 50 баллов.
     В большей степени к врожденным качествам – быстроту поиска (10 баллов) и подводку (10 баллов), итого 20 баллов.
     В большей степени к приобретенным в результате дрессировки качествам можно отнести манеру поиска (10 баллов).
     К безусловно приобретенным качествам – 20 баллов за дрессировку.
     Итого, к врожденным, и в большей степени к врожденным – 70 баллов, к приобретенным в процессе дрессировки и в большей степени к приобретенным, чем к врожденным – 30 баллов.
     В Правилах 2005 года происходит явный крен в сторону дрессировки за счет новой графы «отношение к выстрелу» и снижению баллов за стиль. Зачем? Во имя чего?
     Повторимся: если мы считаем, что испытания есть в первую очередь племенные мероприятия, так давайте увеличивать вес врожденных качеств собак.
     У нас есть ряд предложений по совершенствованию Правил 1981 года (1976 г.). Это и упомянутые комментарии к Правилам, это указание на необходимость проведения состязаний и испытаний исключительно по вольной птице, и увеличение веса стилевых оценок, может быть, за счет снижения веса раздела «дрессировка», отмены надуманной, на наш взгляд, графы «отношение к выстрелу» и многое другое.
     Однако упомянутые выше четыре принципа подхода к правилам являются для нас обязательными и незыблемыми, они должны быть сохранены и развиты в Правилах, применяемых для оценки работы легавых.
     Давайте вместе решать возникающие проблемы. На настоящий момент целесообразно вернуться на время к Правилам 1981 года, собрать за пару лет предложения по изменениям и дополнениям этих Правил от ведущих российских, украинских и белорусских экспертов, обсудить их открыто и гласно на кинологическом съезде или конференции под эгидой Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» и принять новые, единые Правила.
     
     
Б.И. БЕЛЯЕВ,
     эксперт Международной категории, Почетный член БООР,
     Председатель Республиканского
     кинологического совета БООР;
     Э.Б. БАНАД,
     эксперт I категории, почетный член Росохотрыболовсоюза,
     почетный член УООР,
     почетный член БООР;
     А.З. ТУРОК,
     эксперт Международной
     категории, почетный член БООР;
     Т.А. ЧУМАКИНА,
     эксперт Международной категории, главный кинолог РГ ОО БООР;
     В.А. ЦИВЕС,
     эксперт I категории

Что еще почитать