Что-то не заладилось в небесной канцелярии. Зима, как подгулявшая вдовушка, капризничала и не переставала удивлять нас своими причудами. Снега и морозов нет. На Крещение, 19 января, было теплым-тепло, плюс шесть градусов. На деревьях набухали почки, озимые пошли в рост, лишь в феврале наступила настоящая зима.
     
     И что бы зима ни вытворяла, а весенняя охота – праздник из праздников российских охотников не за горами. Для одних охота – это приятное общение в теплой компании, веселое застолье на лоне природы, а для основной массы охотников, именуемых любителями, – это прежде всего свобода духа, отдохновение душой и телом, возможность хоть на короткое время уйти в тишину еще окончательно не испоганенной человеком природы, от серой повседневности, гари, шума и вони суетливой городской жизни со стрельбой и взрывами на улице. Уйти в Храм Природы, где назойливая реклама с улыбающимися длинноногими красавицами и огнями роскошных ресторанов и казино не помешают любоваться звездами, увидеть рассвет и как «заря с зарею сходится»; услышать жаркое токование тетеревов, задумчивое хорканье вальдшнепа в вечерней тишине весеннего леса, страстный зов подсадной и будоражащее «шварканье» крякового селезня.
     Для таких охотников «добывание диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы», хотя и весьма желательно, но не является плановым. Для них охота – это зов предков, увлечение именно охотой, связанное с ожиданием, поиском, скрадыванием, преследованием дичи, и как кульминация этого действа – наслаждение от меткого выстрела. Охота для них в широком смысле – «это жизни повесть».
     Сегодня никто не будет отрицать благотворного влияния охоты на здоровье человека. Свежий воздух, таинственный шепот прибрежного камыша под легким дуновением ветерка, мерцающие угольки и яркие языки пламени охотничьего костра, а над ним традиционный чайник; тихая ночь и звезды, загадочно подмигивающие в небе, – все это содержит в себе психическое оздоровление, обновление души.
     Из всех трагических последствий «реформенных лет» – попрания элементарной порядочности, забвения традиции русской охоты – стала обыденностью потеря нравственности и охотничьей этики. Хочется, чтобы мы, рядовые охотники, отдаваясь любимому увлечению, оставались людьми, заботились о своей земле и братьях наших меньших. А в этой области взаимоотношений, к сожалению, некоторые из нас не всегда оказываются на высоте.
     Со страниц нашей любимой «Российской Охотничьей газеты» не раз раздавались напоминания о правилах поведения на охоте и этике охотников. Я осмелюсь напомнить эти простые и понятные истины в надежде, а вдруг кто-то услышит и приемлет:
     – не убий весной глухарку, тетерку или утку. Этим выстрелом ты обеднишь свою охоту осенью;
     – не стреляй весной влет по утиным стаям, есть опасность убить самку. Весной влет стреляют вальдшнепа на тяге и гусей с профилями и чучелами из укрытия;
     – не стреляй по птицам, на которых охота запрещена, тем более которых не знаешь;
     – своим поведением в угодьях не давай повода некоторым ученым обосновывать недопустимость весенней охоты, а властям – ее закрытие. На нее и так Западная Европа зуб точит;
     – не стреляй летом хлопунцов. Дай им стать на крыло;
     – не допускай сам и удерживай товарищей от праздного шатания весной по угодьям. У копытных и зайцев появилось потомство, а птицы приступили к устройству гнезд. Потревоженный молодняк и оставленные гнезда могут стать легкой добычей хищников;
     – охоться сам, но не мешай охотиться и другим, не отравляй праздника братьям по отрасли.
     Ставя точку в конце перечисления прописных истин, я вдруг остановил свое перо. Я задумался. И представил себе охотника Вологодской, Ульяновской областей, Алтайского края или другого региона, читающего эти строки и подумавшего про себя, а может быть, и вслух: «Толковали бы, да побольше, о человеческой порядочности и охотничьей этике слугам народа и чиновникам разных мастей, может быть тогда и порядок был бы в стране». Действительно. На слуху имена воров и взяточников сенаторов, депутатов, губернаторов и мэров городов. Чиновников от охоты, таких как, например, П. Долганов, сотрудник ветеринарного и фитосанитарного контроля (г. Североморск), задержанного за взятку на вывоз мяса северных оленей в одну из скандинавских стран, главный областной охотничий начальник (Ульяновская область) Н. Андреев, выдавший «своим людям» 46 лицензий на копытных в заказники. А за все время своего «руководства» он выдал аж 549(!) незаконных лицензий. Все это проделывал он на глазах рядовых охотников и своих подчиненных. Вот это охотничья этика! Или вот еще одно безобразие. Председатель городской думы (на Алтае) с дружками без разрешительных документов отстрелял медведицу с медвежатами. Не отстал от него и директор Березовского заказника Ханты-Мансийского АО И. Первов. Он с использованием вертолета и снегохода с друганами завалил 7(!) лосей, и тоже без разрешительных документов. Правда, когда запахло жареным (не лосиной печенкой), появились и лицензии, оформленные задним числом. Местные жители говорят, что подобное в заказнике творится систематически. А охота испанского короля? И смех, и грех. Как пишет в «Комсомольской правде» поэт от карусельного станка Ксенофонт Природный:
     Доселе сыплю соль себе на раны,
     В бутылку с горя и в стакан я лез,
     Когда охоту Карлосу Хуану
     Устроили, свозив в российский лес.
     По широте души, а может, спьяну,
     Ну в смысле – водки пригубив,
     Мы грохнули медведя Митрофана,
     А он ведь был ручной и не злобив...
     («Комсомольская правда», 19.01.07).
     Да, с порядочностью и этикой у этих господ напряженка, диву даешься. Неужели люди не понимают, что тайное всегда становится явным? Ради наживы им не дороги ни честь, ни доброе имя. Их жизненное кредо, как поется в одной песне: «Нет-нет, я хочу сегодня, нет-нет, я хочу сейчас».
     Охотники, видя такой беспредел, заявляют: «Если им можно, то почему нам нельзя?» Принцип этот самый страшный. Он разрушает корневую основу охотничьего братства и охотничью этику. Сколько потребуется сил, средств и времени, чтобы любительской охоте вернуть тот романтический облик, воспетый писателями и поэтами, глубинного пласта национальной культуры. В этой области у наших деятелей культуры большие долги. А с другой стороны, до охоты и охотников ли им, когда министр Г. Греф носится с идеей приватизировать очаги культуры и памятники. Вон, Московский союз художников выкидывают из мастерских. Кто-то шустрый их уже приватизировал. Глубоко прав депутат Госдумы И. Кобзон:
     Только спьяну или сдуру
     Денег жалко на культуру.
     Не могу обойти молчанием и то, как в Приморском крае уже в этом году милиция задержала машину, в которой были мешки с лапами медведей, рогами сайгака и другими дериватами. «Товар» предназначался для отправки в Китай. Ответ на вопрос «кто настрелял», можно угадать и с одной попытки – российские охотники. Рыночные отношения выгнали их на тропу браконьеров. Работы нет, а семьи кормить надо. Вот они и шастают по лесам, отстреливая все живое и отдавая за копейки «добычу» перекупщикам. Порой садясь семьей за скудный стол, они никак не могут взять в толк: как это можно, за ужин в ресторане банкир платит 20–30 тыс. руб. (АИФ, № 1–2, 2007). Вот это аппетит!
     Рублевская элита, олигархи и банкиры, видимо, забыли или вообще не знают завет Петра Первого: что принадлежность к элите – это прежде всего «служба общему благу». Поэтому народ и презирает такую «элиту» и не против что-нибудь у нее спереть. Философ В. Розанов еще в 1913 г. писал: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается». Российская «элита» суть своего происхождения не изменила.
     Укладывая эти строки на бумагу, я вдруг поймал себя на мысли: вроде хотел поговорить об охоте и охотничьей этике, а о чем написал? Кому это надо? И сам себе отвечаю: мне и таким, как я, верящим, что Россия не умирает, она просто болеет, и мы, ее сыны, надеемся на ее скорое выздоровление. И тогда мы победим нищету и нравственно станем чище.

Что еще почитать