Охотничий сервис не нужен простому охотнику

B прессе нередко мелькает острая критика охотничьих обществ за крайне слабое развитие охотничьего сервиса и сферы услуг населению за все время их существования. Причем обычно без тени сомнения, как аксиома, утверждается, что в этом была острая потребность широких слоев населения, и что это могло и должно бы стать эффективным средством увеличения экономической мощи охотобществ, соизмеримым со всеми другими источниками их доходов вместе взятыми. В пример обычно ставились западноевропейские страны, США или курортные «мекки». Так ли это? А имелись ли у нас раньше, да и сейчас для этого необходимые условия?

фото: Мухамедшина Рафаэля

фото: Мухамедшина Рафаэля

«Зато мы делаем ракеты,

Перекрываем Енисей,

А так же в области балета,

Мы впереди планеты всей».

А.ГАЛИЧ

Большинство авторов такой критики, не вникая глубоко в суть дела, объясняли это поголовной ленью, иждивенческими настроениями, нежеланием руководителей в развитии этой важной сферы деятельности.

Руководство охотобществ зачастую представляется в виде лютых врагов «простых» охотников, вершивших произвол, бесправие и поборы направо и налево, забывая, что во все времена это руководство было выборное и коллективное.

Полезно вспомнить, что тогда на руководящие должности в охотобщества в большинстве случаев избирались вовсе не охотоведы, а чаще бывшие номенклатурные работники с большим опытом организаторской и хозяйственной работы.

Так давайте поглубже, посерьезней и без эмоций разберем вопрос о нередко упоминаемых «поборах» с простых охотников и о набившем всем оскомину «ненавязчивом российском сервисе», чтобы не повторялось впредь необоснованное спекулирование в этом вопросе.

ПОБОРЫ

Начнем с «поборов». В советские времена незаконными поборами с населения заниматься было вообще проблематично, т.к. с одной стороны, это было уголовным преступлением, а с другой стороны, до 1977 года стоимость путевок на охоту и услуги (да и членских взносов) были копеечными.

Читайте материал "Что бы я спросил у министра Донского"

В 70-х годах я брал в Московской области сезонку на белку за 1 рубль и платил членские взносы 5 рублей. Какие же это поборы?

С 1977 года все цены на услуги охотхозяйства (в т.ч. и на охоту без обслуживания) были утверждены Госкомцен РСФСР.

Я присутствовал на этом заседании и по молодости и неопытности поднял вопрос о том, что путевка на охоту без обслуживания – это не услуга, а право на охоту, но присутствующие ответственные представители разъяснили и мне, и другим ошибочность моих наивных представлений.

Этот вопрос предварительно был тщательно изучен и согласован с юристами всех необходимых органов и ведомств. Замечу, что в разработке прейскуранта цен на услуги охотхозяйств населению приняли активное участие все заинтересованные организации, в т.ч. и Главохота РСФСР и ни у кого никаких замечаний не было.

Тогда все охотхозяйства были разбиты по уровню оплаты на 4 категории, в зависимости от уровня их ведения.

В низшей категории, где затраты почти не проводились, охота без обслуживания была установлена полностью бесплатной, а в первых трех плата различалась весьма незначительно и была по карману всем слоям населения.

 

фото: Антона Журавкова

Так, путевка на «спортивного» лося тогда стоила в «платных» охотхозяйствах первых трех категорий: 12 рублей – 24 рубля – 35 рублей (на что можно было тогда купить соответственно по 1–2–3 бутылки водки и по три плавленых сырка).

Кроме всего прочего, в охотобществах действовали многочисленные и достаточно существенные льготы по оплате путевок для самых разных категорий граждан. Так что ни о каких обременительных поборах с населения тогда и речи не шло.

Читайте материал "Продается кусочек Родины"

Были ли тогда охотобщества нищими? Отнюдь! Нерастраченных денег в накопительных фондах Росохотрыболовсоюза были десятки миллионов рублей. Почему же не строили, не благоустраивали, не покупали технику, не вводили штаты?

ФОНДЫ И ЛИМИТЫ

Дело в том, что тогда одни деньги мало что решали. К ним от государства обязательно нужно было выделение соответствующих очень дефицитных фондов и лимитов буквально на все: на проектирование, строительство, капитальные приобретения, на каждую автомашину, на каждую штатную единицу.

Охотобщества за время работы получали ничтожное количество от необходимого, т.к. охотничья отрасль по государственному «табеле о рангах» была в лучшем случае на самом дне.

Да и не только охотобщества, тогда и госохотнадзор держался в «черном теле» по фондам – новой машины было не получить!

Если сравнить с сельским хозяйством, то в 70-х годах наступил настоящий «бум» внимания: село было буквально завалено разнообразной техникой и капиталовложениями. Тогда СССР производил тракторов в 4 раза больше, чем США!

Развернулось грандиозное строительство скотоводческих комплексов, в которых стоимость одного скотоместа для «буренки» равнялась стоимости однокомнатной квартиры!...

Читайте материал "У нас антиохотничий закон об охоте"

Ясно, что для охотников ничего не оставалось. Это, кстати, было одной из причин, по которой тогда нищая Главохота РСФСР решила спрятаться под крыло богатого Минсельхоза...

ОТМЕНА ПЛАНОВОЙ СИСТЕМЫ

Положение изменилось только с 90-х годов с отменой плановой системы и введением рыночных отношений. Пожалуйста, если деньги есть – что хочешь покупай, строй, благоустраивай, но не тут-то было!

Дело в том, что в советские времена все организации и предприятия получали по фондам и лимитам большинство материальных ценностей и услуг (технику, оборудование, сырье, энергоносители, транспортные и др. услуги) по их себестоимости, а во многих случаях и с гос. дотацией.

В результате себестоимость продукции и услуг выходила очень низкой – автомашина УАЗ стоила тогда для организаций, предприятий 2,4 тыс. рублей, а для граждан – 15 тыс. рублей. Это позволяло более-менее эффективно работать в любой отрасли, условиях и местности.

Говорят, что цивилизованный рынок – великое благо для экономики, лучше и эффективнее ничего никто не придумал. Но до развитого и цивилизованного рынка надо еще дорасти...

Наши цены по многим позициям обогнали мировые и наш «капитализм» построен пока только для очень небольшой прослойки ставших вдруг богатыми людей и фирм. Но основная часть населения, как бы сказал О.Бендер, «пока остается чужими на этом празднике жизни».

Читайте материал "О бедном гусаре: государственный охотинспектор — козел отпущения"

Очень показателен часто приводимый пример, отражающий непонимание сути дела.

Вот приезжают в российскую глубинку богатые иностранцы или «новые русские» с кучей денег и возмущаются: «За все платим, а нам ничего не хотят и не могут сделать. Парадокс, кругом такая беднота, а заработать не хотят?!...»

При этом обычно умалчивается, а сколько богатых людей приезжало за год в это охотхозяйство. Может быть, это единичные случаи. Так что же, под эти редкие эпизоды роскошные базы строить, приобретать и содержать круглый год разнообразную технику, первоклассных собак или подсадных уток, а главное, вышколенный обслуживающий персонал?

 

фото: Антона Журавкова

Откуда опыт и профессионализм возьмется? Отличный сервис складывается из очень многих взаимодополняющих элементов, которые должны существовать на постоянной основе. Все это нельзя создать на несколько дней, из ничего, тем более в глубинке. А глубинка в России – это не менее 95% ее территорий.

Кто любит сравнивать наш убогий сервис с европейским или американским, почему-то не хочет одновременно сравнить уровень материального благосостояния широких масс населения у них и у нас.

Для сравнения. Средний немец в 12 раз богаче среднего россиянина, а американцы гораздо богаче немцев... Там безработный получает пособие по безработице на порядок больше зарплаты нашего профессора или офицера.

ЧЕГО ЖЕЛАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Необходимым условием возможности производства любой продукции или услуг является наличие достаточного количества их потребителей по предлагаемым ценам.

Раньше по фиксированным и очень заниженным ценам этот потребитель был, но во что обходилась такая благотворительность охотхозяйствам!

Читайте материал "Лесной оброк: новые поборы"

Единый прейскурант приравнял оплату услуг охотбаз к городским гостиницам, что совершенно не учитывало специфику их работы (отдаленности, труднодоступности, удаленности от коммуникаций, малой емкости, сезонности и большой зависимости от плохой погоды). Большинство мест на охотбазах пустует в будние дни даже в разгар сезона охоты.

Обычная загрузка охотбазы составляет всего 3–5% в год, при активном посещении – 10–15%, а предел возможного – 20–25%.

Поэтому утвержденная стоимость проживания на охотбазе была ниже реальной себестоимости в несколько десятков раз.

Аналогичная ситуация была и со всеми другими видами услуг в охотхозяйствах: чем выше сервис при оказании услуг населению, тем выше убытки.

Такое могли себе позволить только немногочисленные «представительские» высокоорганизованные охотхозяйства, бюджеты которых по обычным меркам были фантастическими.

Вам все еще хочется отличного западного сервиса?!

Тогда поинтересуйтесь, сколько в городе стоит хороший номер «люкс» – это тысячи, а то и десятки тысяч рублей в сутки. Такой же в лесу с учетом вышесказанного должен стоить гораздо дороже.

Наглядный пример стоимости сервиса дают нам относительно недавние цены коммерческих услуг. Вот пример по известному Дубакинскому охотхозяйству (в 70-х годах я работал в ВВОО и хорошо знал цену его услуг).

Читайте материал "Честных и грамотных охотников держат в окладе"

Так, охота без обслуживания стоила 1,5 руб., сейчас – 300 руб., предоставление «бочки» охотнику стоила 1 руб., сейчас – 1600 руб., персональное обслуживание егерем при подъезде с лодки стоила 3 руб., сейчас – 6000 руб.!

Раньше в стоимость коллективных путевок на облавные охоты на копытных (12–35 руб.) входила и организация загонов для добычи зверя, а сейчас для средней команды без стоимости трофея это стоит до 15–20 тыс. руб. за выходные, а для большой команды в 1,5–2 раза больше, причем вне зависимости от результатов охоты. Вот сколько стоит не шикарный, а обычный сервис!

ПО ЗАКОНУ РЫНКА

Основной закон рынка – «клиент всегда прав» – безотказно работает только тогда, когда этот рынок есть.

Но развитый рынок предполагает, как обязательное условие, не только изобилие предложений от многочисленных конкурирующих производителей, но и изобилие спроса платежеспособного населения.

Малоимущие граждане никакого сервиса позволить себе не могут, им хватило бы денег хотя бы оплатить право на охоту и ее проведение.

Только действительно богатые люди могут позволить себе и реально нуждаются в настоящем развитом сервисе.

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

При жесткой конкуренции выиграть сможет только тот производитель, который обеспечит более высокое качество и более низкие цены, так как потребители имеют возможность выбирать. А каковы наши реалии?

Читайте материал "Простому охотнику все меньше места в угодьях"

Вот в Московской области за последнее время на несколько сот тысяч охотников выделялось всего по полусотне лицензий на отстрел лосей и из них только малая часть идет на коммерческие цели. При таких условиях о счастливых потребителей, образно выражаясь, можно «ноги вытирать».

 

фото: Антона Журавкова

Сравнения с Западной Европой некорректны и по многим другим причинам. В Западной Европе все рядом и доступно: и охотхозяйства, и потребители, хорошие дороги, очень высокая плотность проживания обеспеченного населения.

Там практически отсутствует зима, и численность копытных несоизмеримо выше, чем на той же площади угодий в России. Так, в небольшой ГДР только отстрел копытных в 1982 г. составил 275 тыс. голов, и охота там производится не в узкие периоды, как у нас, а практически в течение всего года.

В 80-е годы в Скандинавии только ежегодная добыча лосей составляла: в Норвегии около 40 тыс. голов, Финляндии – 50 тыс. голов, Швеции 120–170 тыс. голов. Отлично обстояли дела и в республиках Прибалтики, так, в одном только хозяйстве Латвийского «Динамо» ежегодно добывалось до 250 лосей, 60 оленей, 250 косуль, 700 кабанов.

Читайте материал "Цены и поборы при проведении загонных охот"

Все это в совершенно не сравнимых объемах повышает загрузку охотхозяйств, и, соответственно, снижает себестоимость любых затрат и повышает прибыль. У нас же огромные по западным меркам расстояния до охотхозяйств, очень низкая посещаемость, а копытные отстреливаются единично.

Возможности и условия ведения охотничьего хозяйства, а также развития сервиса в Западной Европе и у нас совершенно несоизмеримы и несравнимы.

Главным условием для широкого развития сервиса, к которому нас неустанно призывают, являются вовсе не иждивенческие настроения и желания руководителей охотобществ, а значительное увеличение в стране количества богатых потребителей этих услуг. А их как не было раньше, так нет в массовом количестве и сейчас.

Каков будет материальный уровень «широких масс населения», такого уровня автоматически будет и сервис, и охотхозяйства, и охотобщества.

В связи с изложенным говорить о том, что охотобщества якобы не выполнили своего предназначения по развитию сервиса, просто несерьезно... Сделать свое государство сильным, а народ богатым – эту грандиозную по масштабам и сложности сверхзадачу во все времена пытались решить все страны мира.

Статьи по теме: "Как дурачат в частных охотничьих хозяйствах"

Но не у всех получилось, в том числе и у нас. Уровень развития сервиса – это всего лишь следствие и один из многочисленных показателей, который наглядно отражает, до какой степени удалось решить эту основную задачу.

Отличный сервис – это прерогатива богатой страны и богатых людей. Призывать к широкому развитию сервиса – значит, призывать народ стать богатым. Кто же возражает. Только как?

Евгений Ершов 4 декабря 2017 в 10:15








Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    КСН офлайн
    #1  4 декабря 2017 в 10:54

    Содержание текста и выводы строго соответствует должности автора статьи:
    Е.А. Ершов - начальник отдела охоты и рыболовства МГО ВФСО «Динамо».

    Ответить
  • 0
    Александр Стефанович офлайн
    #2  4 декабря 2017 в 14:17

    Сервис убогий потому, что охотники не могут (не хотят) за него платить. Сервис им даже не нужен, но его все равно навязывают ( заставляют оплатить). Ветер дует потому, что деревья качаются. А лосей нет потому, что все в Швецию эмигрировали.
    Впрочем, автор не помнит даже сколько водка в СССР стоила, чего уж там...

    Ответить
  • 0
    Иван Максимов офлайн
    #3  4 декабря 2017 в 18:19
    Александр Стефанович
    Сервис убогий потому, что охотники не могут (не хотят) за него платить. Сервис им даже не нужен, но его все равно навязывают ( заставляют оплатить). Ветер дует потому, что деревья качаются. А лосей нет потому, что все в Швецию эмигрировали.
    Впрочем, автор не помнит даже сколько водка в СССР стоила, чего уж там...

    А автор непьющий...

    Ответить
  • 2
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #4  4 декабря 2017 в 19:10
    Александр Стефанович
    автор не помнит даже сколько водка в СССР стоила, чего уж там...

    Вот вот, хотел только об этом написать после прочитанного, но отвлекли...сейчас только заглянул. Итак, к сведению автора, в далеких 70-х его верно и правильно переубедили , иначе и быть не могло, тогда партия не ошибалась...и на счет услуг тоже! Плати, плати сучара пока не удавили! И на этой почве и придумали для всех один прейскурант за услугу. А есть или нет услуга это уже не важно. Взял ли ты путевочку и побрел сам с собою мыслями наедине с ружьишком в обнимку по угодьям или же сидишь за столом пьешь и жрешь за ту же цену, постоянно пополняя запасы на столе привезенные с собой...и егерям хорошо.
    А вот водка да, с ценой автор перебрал...до Горбачева водка стоила от 3-62 и 4-12 до 6 рублей сама дорогая, а вот с 1986 9-10 р. за 0,5 л, и только в 90-х любимец народа Павлов больше 20 р. сделал...страна и рухнула. :-)))
    И где автор взял такие древние данные за 80- е годы по добыче в зарубежье? Тогда и в РСФСР только зарегистрированных лосей было более 500 тыщ, оленей более 120 тыщ, правда половина из них жила за Уралом. Сколько добывалось, бог ведает, но всем хватало...
    Народишко как и сейчас прочей мелочью баловался, водоплавающих птицек до 10 млн штук добывал, и прочих птичек и зверушек столько же кушал...
    И как-то незаметно пришли или выползли новые управленцы охотой и пошло все прахом...дохозяйновались, мля. Даже птичек и зайчиков на учет взяли и денюжку за них стригут, на так называемый будущий сервис копят...кстати услуги это не тоже самое, что и сервис и цена далжна быть разная. Сервис у автора по все статье упоминается, а вот услуги только раз...
    Спит наверное сейчас, и снится ему сервис в его вотчине, несут и несут ему плату за охоту клиенты. Спит товарищ, долго ещё сны будет видеть...

    Ответить
  • 0
    Иван Ларионов офлайн
    #5  5 декабря 2017 в 10:11

    А ведь можно и в нынешних условиях придумать что-то дельное, чтоб пресечь раздор между богатыми и бедными охотниками. Россия блин такая огромадная странища, и так херово пользуемся своими популяциями животных. А всё это пилядство (как говорит уважаемый мной Н.И.) от обычного туго(слабо)умия, трусости и чванства нашего чиновничества охотного и не только охотного. Всё устроено по принципу "Сам не ам, и Вам не дам." Возьмём к примеру указанного выше лося, отстрел только в присутствии штатного работника охотхозяйства, но большинство охотников городские и могут быть только в выходные. При таком порядке много зверя даже если он и есть, не отстреляешь. И выходит что в плюсе априори или брэки или волки, но не "залегулированный" честный охотник выложивший 75 тыс. руб (по Рязанской обл.) за коммерческую на лося. Вот сейчас лось на подъёме, об этом все говорят и егеря загонщики и брэки, но взять опять законно нет никакой возможности, грёбаный ЗМУ отстаёт и не даёт реальной картины. А лось есть! И есть очень часто там, где его ЗМУ не считал, и туда лицензии не положены, а он там есть!!! Так кому он там достанется? Кому угодно, только не честному и законопослушному охотнику.
    Что я предлагаю: Разработать дорожную карту по копытным например на область. Всем владельцам закреплённых угодий с подходящим бонитетом угодий для содержания копытных заявить о "ЖЕЛАНИИ организовывать охоты на копытных и вкладывать в них денежки". Власти организовать КЛАСТЕРЫ для охоты на копытных и ГАРАНТИРОВАТЬ вложения частников и не только их (связано с АЧС, Лесным и пр. кодексами и всякой вет.хернёй). Выделить эти кластеры особым режимом охраны угодий и объектов животного мира. Там в этих кластерах проще заниматься и биотехнией, и разведением, и вакцинацией, и инфраструкторой и сервисом. Дальше широкий диалог с массовым (бедным) охотником области, дескать сунетесь по беспределу в кластеры получите по полной. А в замен этого какой-то процент лицензий на лося и косулю (не менее 30-40%) продаётся через интернет или лохотрон по государственной стоимости данного вида на всю оставшуюся территорию области. Кабан вообще вне закона, его надо выводить из лицензионных видов и бить всем на всей территории области, за исключением тех самых кластеров. Там охота ТОЛЬКО ЗА ДЕНЬГИ!!! И даю гарантию как только кабану дадут просраться на всей территории области он быстренько (тот что останется) переместится в сытый и более менее спокойный кластер, а там его проще прививать и отслеживать изменения в популяции. Кроме прочего, если жадный частник захочет "по-лёгкому бабок-срубить" и разведёт больше естественной нормы кабанов и те естественно мигрируют на свободную территорию, то местные бедные охотники этому будут только рады :) И ведь кто скажет что большую часть области мы не очистим от этого опасного кабана? Вышибут конечно, но уверен не всего, уж очень он пластичен. А в кластере при описанных обстоятельствах стоимость "гарантированных" охот не минуемо подрастёт, что тоже на пользу обществам и богатенькой нашей братии. Там же уже можно и сервис будет развивать, и подкупать и выпускать другие виды охотничьих животных. А освободившиеся от кабанчика территории отдать во владения ГОНЧАТНИКОВ И ЛЕГАШАТНИКОВ, а то мы только на словах ратуем за сохранение национальных охот. Как то так, не бросайтесь в меня тапками, если против этого предложите что-то лучшее, но только целостное. А мы тут Вас по-критикуем, как и меня впрочем тоже.

    Ответить
  • 1
    D Dinatron офлайн
    #6  5 декабря 2017 в 12:05

    Сегодня охотничьи хозяйства продают в большей степени не «услуги» и сервис, а «допуск к охоте», причем за хорошие деньги.

    Общедоступных угодий в европейской части страны ничтожно мало, охотничьи общества и иные арендаторы угодий фактически превратились в монополистов, получив от этого солидный профит.

    И зачем в этой ситуации повышать качество охотничьих услуг и снижать цены на эти самые услуги?
    Состоятельные охотники - заплатят, а проблемы индейцев шерифа не волнуют.

    Первый шаг для выхода из этой ситуации – отмена разрешений на добычу на массовые виды дичи по всей территории страны, исключая, конечно, ООПТ.

    И придется тогда феодалам от охоты либо разоряться, либо повернуться лицом к простому охотнику – жить за счет оказания охотникам реально востребованных и доступных по цене охотничьих услуг.
    Получать прибыль с оборота, а не с заоблачной цены.

    И охотничий сервис, доступный по стоимости, вполне будет востребован основной массой охотников.

    Ответить
  • 0
    Petr Shmakov офлайн
    #7  8 декабря 2017 в 09:10
    Александр Стефанович
    Сервис убогий потому, что охотники не могут (не хотят) за него платить. Сервис им даже не нужен, но его все равно навязывают ( заставляют оплатить). Ветер дует потому, что деревья качаются. А лосей нет потому, что все в Швецию эмигрировали.
    Впрочем, автор не помнит даже сколько водка в СССР стоила, чего уж там...

    Про водку, это точно. Я помню цены 3 руб 62 коп и 4 руб 12 коп.
    Еще помню во времена митингов польского профсоюза "солидарность" был такой стишок.
    "Было пять, а стало восемь
    Все равно мы пить не бросим
    Передайте Ильичу
    Нам и десять по плечу
    Ну а если будет больше
    То мы сделаем как в Польше"

    Ответить
  • 0
    Petr Shmakov офлайн
    #8  8 декабря 2017 в 10:15

    Хорошо организованный сервис в охотничьих хозяйствах это объективная реальность. Приведу пример из личного опыта. В последние годы, более десяти лет мы ездим на копытных в одно частное охотничье хозяйство в Кировской обл. Ездим регулярно, два - три раза в год. Уютный теплый дом, отличное питание в основном из дичи и прочих даров природы. Грамотные егеря, внедорожный транспорт для доставки на номера. Кстати, через час мы уезжаем именно в это хозяйство на загонную охоту на лося. Охота на лося будет завтра. А сегодня если будет желание можно вечером посидеть на вышке на кабанов.

    Ответить
  • 0
    Иван Максимов офлайн
    #9  8 декабря 2017 в 22:11
    Petr Shmakov
    Хорошо организованный сервис в охотничьих хозяйствах это объективная реальность. Приведу пример из личного опыта. В последние годы, более десяти лет мы ездим на копытных в одно частное охотничье хозяйство в Кировской обл. Ездим регулярно, два - три раза в год. Уютный теплый дом, отличное питание в основном из дичи и прочих даров природы. Грамотные егеря, внедорожный транспорт для доставки на номера. Кстати, через час мы уезжаем именно в это хозяйство на загонную охоту на лося. Охота на лося будет завтра. А сегодня если будет желание можно вечером посидеть на вышке на кабанов.

    Точно так, в последние годы ездим в несколько Волгодских хозяйств, что хочется отметить, уровень сервиса там разнится от нормального до очень хорошего, а вот цены вполне приемлемые везде.

    Ответить
  • 0
    Михаил Сёмин офлайн
    #10  8 декабря 2017 в 22:19
    Иван Максимов
    Точно так, в последние годы ездим в несколько Волгодских хозяйств, что хочется отметить, уровень сервиса там разнится от нормального до очень хорошего, а вот цены вполне приемлемые везде.

    Можете привести пример, сколько проживание, трофей, обслуживание?

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все




Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований











наверх ↑