Давать ли детям в руки оружие

Если отвечать на данный вопрос с точки зрения закона и персональной ответственности, то, конечно же, нет. Но будем честны: а как иначе можно приучить подрастающих детей к охоте, рассказать о способах защиты с оружием в руках и (или) привить им хороший, не волюнтаристский и не гангстерский вкус к оружию? Ведь хорошее оружие — это гордость его правообладателя. В XIX веке за хорошее ружье помещики расплачивались деревнями.

Фото Виктора Гурова.

Фото Виктора Гурова.

В свое время я имел возможность познакомиться со статистикой трагических случаев, произошедших с членами семей, один из которых имел и хранил дома охотничье оружие. В подавляющем большинстве случаев трагедии происходили не оттого что детей дома знакомили со стволом, а от категорических запретов даже об упоминании об отцовском оружии.

Запретительные меры всегда имеют один итог. И он особенно очевиден, когда дело касается детей или вообще людей, с огнестрельным оружием незнакомых. «Запретный плод сладок», и люди, не готовые к обращению с оружием ни технически, ни в правовом аспекте, ни психологически (последнее — важнейший аргумент для владельцев оружия), способствовали трагедии, подводя отца «под монастырь» или способствуя увечью других людей.

Ситуация в стране и в мире на сегодня более чем сложная, хотя я и не склонен к излишней ее драматизации. Еще раз хочу сказать, что разговор у нас далее пойдет честный и, надеюсь, в обсуждениях темы — продуктивный. Многие показывают взрослеющим детям свое оружие, но не говорят об этом пространно с посторонними людьми.

Посмотрим в суть вопроса. Первый достойный аргумент, с которого хороший охотник может начать беседы со своими детьми об оружии, это его задачи (условия применения огнестрельного оружия, базовые принципы крайней необходимости и необходимой обороны — строго по тексту действующих законов с вашими профессиональными комментариями, а главное, с примерами).

Таким образом, я разъяснял условия и задачи использования и применения огнестрельного оружия своим детям пока только теоретически. Но поскольку детей нам Бог дал много, через несколько лет мы увидели и первые результаты.

Старшие мальчик и девочка уже в подростковом возрасте имели понятие о важнейших принципах как собственной безопасности, так и правовых условиях свободы и основания для самозащиты.

Первый, подготовительный, этап в ваших рассказах — еще задолго до непосредственного показа стволов — должен быть именно разговорно-психологическим, с примерами и веским словом об ответственности и главенстве закона.

Таким образом, прививается иммунитет против несанкционированного взлома (доступа) к сейфу с оружием, где бы он ни находился. Не так давно российское общество потрясла трагедия в городе Старая Русса, где подростки, добравшись до оружия в деревенском доме, неправомерно его применили.

Сейчас не до того, чтобы давать оценки тем или иным действиям, да и тема не та. Важно то, что главные герои той трагедии, не были посвящены методично в проблематику хранения и условий применения оружия. У них не было установки на то, что оружие — табу. С большой долей вероятности можно утверждать, что обучения дома со стороны любящих отцов они не проходили.

Поэтому пассаж о том, что для таких подростков оружие — «крутяк», справедлив на все сто. С позволения сказать, это как граната для обезьяны: сила вроде бы есть, но ответственно пользоваться незнакомой вещью не умеет, не научили.

Второй шаг — правовая подготовка. Она по определению чисто теоретическая. Надо в красках рассказать о последствиях. Исторически доказано: чтобы уберечь детей (и вообще людей) от дурных поступков, неплохо бы время от времени давать им «социальное зеркало», то есть показывать последствия подобных поступков, но на других примерах. Но в современной России такие экскурсии для вас не будут доступны.

Жаль… Результаты научных исследований однозначно говорят о пользе подобных зрелищ, особенно для созерцателей в возрасте подростковом, пубертатном, развивающемся. Поэтому постарайтесь объяснять теоретически.Когда я практиковал теоретические обсуждения в моей семье, для меня было важно следующее.

Во-первых, трагедия не в том, чтобы не говорить и не показывать с соблюдением мер предосторожности «запретный плод», а в том, чтобы замалчивать проблему. И начинать нужно с правил безопасности, правил поведения с огнестрельным оружием, неукоснительное соблюдение которых гарантирует жизнь владельцу.

Затем, освоив теоретический курс, который в нашей семье проводился не спеша, в течение четырех недель, по выходным дням, уместно перейти к технической, но пока еще тоже теоретической части освоения материальной части опасных предметов.

На втором этапе в течение месяца мы изучали механические составные части, то есть матчасть, пока тоже теоретически. Все это было проделано с примерами и рассказами о том, как и когда каждая часть приводится в действие. Пока дело не дошло до показа стволов, хорошими иллюстративными примерами по обращению с оружием, правильному и ошибочному, являются художественные и документальные фильмы.

Это прекрасный иллюстративный материал, при условии, что вы, как наставник, опытный и законный владелец вашего оружия, профессионально разбираетесь в поднятых здесь вопросах. Конечно же, учить тому, чего вы не вполне освоили сами, не стоит. Лучше уж оставить эту идею и заняться чем-то другим.

 

Фото Дмитрия Васильева.

Ваши знания и опыт хорошо помогут в том, чтобы при просмотре кинокартин и хроники выявлять правильные и неправильные приемы обращения с огнестрельным оружием. Кстати, «киноляпов» хватает, и их конкурсное обнаружение вполне может стать поводом для общесемейного веселья при просмотре какого-либо фильма.

Причем на всех этапах обучения желательно, чтобы присутствовали все члены семьи. Такой комплексный и массовый подход, во-первых, экономит ваше время, чтобы не объяснять по очереди каждому одно и то же, а во-вторых, формирует из вашей семьи сплоченную и обученную команду, ибо из опыта педагогики известно, что сообща лучше обсуждать пройденный материал, не один, так другой задаст правильный, или «албанский» вопрос.

И вот когда ваш совместный теоретический ликбез подойдет к завершению, только тогда я бы рекомендовал показать оружие и, при соблюдении предусмотренных законом мер личной безопасности и предосторожности, дать в руки в разряженном состоянии.

Затем, без спешки, один-два раза в неделю, сочетая воспоминания о полученных теоретических знаниях и практические упражнения с незаряженным оружием (которое, как требует закон, в домашних условиях хранится отдельно от боеприпасов), продвигаться дальше.

Далее события могут развиваться по-разному. Я рекомендую заниматься с подростками, достигшими 16-летнего возраста, в тире. Но тут могут быть варианты. Практическая охота — это уже другая, еще более сложная и опасная сторона дела, и как подходить к ней, эти вопросы я оставляю на ваше усмотрение и вашу ответственность.

Однозначно готовой, апробированной и рекомендованной родителям методики по ознакомлению своих детей с оружием не существует. Государство и в этом вопросе оставило незаполненную нишу, ограничив все непонятное и опасное запретами.

Психологи помогают избежать трагедий там, где не в точности выработаны инструкции, в нешаблонных ситуациях. К слову, в трагедии в Старой Руссе сотрудники полиции действовали в соответствии с законом, нет сомнений.

Но, право, как не хватало там психолога, даже с начальными знаниями, который, войдя в переговорный процесс, урегулировал бы ситуацию, сохранив жизни. Для этого такой психолог должен быть в составе каждой группы задержания, направляемой к преступающим закон детям.

Здесь недостаточно нормы, разрешающей сотрудникам полиции применять табельное огнестрельное оружие против женщин и детей «при совершении ими группового нападения».

Ситуация нетипичная. Психолог бы ее спас. Но на всем экономят, и на штатных психологах в том числе. А внештатный, гражданский, вряд ли был бы допущен в группу задержания — мы не в США, где, к слову, давно исследован опыт и выработаны превентивные меры для подобных ситуаций.

В настоящее время обязанность по воспитанию своих детей возложена законодателем именно на родителей, поэтому от того, как будут подходить к важнейшим вопросам информирования (правового, технического, психологического) детей о грозной силе огнестрельного оружия, хранящегося у отца-охотника, зависит то, как наши дети будут относиться к оружию.

Оружие дома должно прочно ассоциироваться с мирным, но все-таки атомом.

В любом деле нужно достичь неноминального результата, важны пять педагогических принципов: проверенный (качественный) материал, наглядность, авторитетность, личный пример, повторение. Сюда можно добавить и шестой — контроль, обратная связь или, по-научному, рефлексию. И еще, конечно же, безопасность.  

Андрей Кашкаров 24 июля 2017 в 08:32






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 1
    КСН офлайн
    #1  25 июля 2017 в 08:19

    Росгвардия даст, догонит и ещё раз даст.
    Деды вспоминают, как добыли с отцовским ружьём своего первого зайца или утку.
    Увы, всё в прошлом.

    Ответить
  • 0
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #2  25 июля 2017 в 08:40

    Можете показать документ, где описан запрет именно стрелять из ружья, а не охотиться? Только не надо про передачу оружия, это из другой песни...

    Ответить
  • 1
    Азамат Идрисов офлайн
    #3  20 сентября 2017 в 07:41

    Адекватное отношение к оружию формируется у молодого человека с детства. Именно формируется, а не воспитывается. Для этого человек должен видеть оружие с детства. По сути оружие - это железка в которой заключена колоссальная мощь. Такая же мощь имеется и в мопеде, только используется иначе. Я против сакрализации оружия, которая превращает железку в некий фетиш, принадлежащий касте избранных. В этой сакрализации и заключается корень зла, именно идея обладания аксессуаром представителей высших сфер, сносит голову людям. И не только молодежи. У деда ружье висело в чулане, рядом патронтаж с патронами. Детей полон дом. Хоть бы кто прикоснулся к оружию. Все знают что это такое, какова его сила, и для чего она нужна. Если оружие применено к месту, то дед еще и похвалит, например завалить ворону для острастки, чтоб не таскали цыплят.

    Ответить
  • 0
    Кроко Рептилио офлайн
    #4  6 октября 2017 в 23:21

    Тов. автор статьи!
    ... Затем, без спешки, один-два раза в неделю, сочетая воспоминания о полученных теоретических знаниях и практические упражнения с незаряженным оружием (которое, как требует закон, в домашних условиях хранится отдельно от боеприпасов), продвигаться дальше....(с)

    Простите, а в каком это вы "Законе" вычитали, что:
    ...в домашних условиях оружие хранится отдельно от боеприпасов... (с)

    Поверьте, для ГРАЖДАН - ни в одном законе нет такого требования.
    В Законе об оружии прописано, что требования к хранению оного - вырабатывает Правительство РФ
    -----------------------------
    Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 17.05.2017) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"
    (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного...
    XI. Хранение оружия и патронов

    59. Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

    Хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19504/81acb1053d663520577a756b5022f649cf447ad6/
    ВСЁ ! Ни слова больше.
    Текст - ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ.

    Даже при "транспортировании" оружия (для граждан) НЕТ требования - "отдельно от патронов"
    Даже СНАРЯЖЕННЫЙ магазин может быть пристегнут к оружию (в чехле).. или снаряжен неотъемный.
    Вот пишем статью "о законодательстве" - "матчасти не знаем". )))
    Вам не стыдно, тов. Кашкаров ?

    Ответить
  • 0
    Кроко Рептилио офлайн
    #5  6 октября 2017 в 23:33
    НИК.ИВАНЫЧ
    Можете показать документ, где описан запрет именно стрелять из ружья, а не охотиться? Только не надо про передачу оружия, это из другой песни...

    ... Только не надо про передачу оружия, это из другой песни... (с)

    Абсолютно из той же. )))
    Моментально нарываететсь на админку(а в случае "передачи" нарезного) - на уголовную статью.
    Даже в тире, даже - на стрельбище.
    И, при желании нахлобучить кого-то, Гвардейцы кардинала могут приехать в любой тир(или на стрельбище), на "передаче оружия" - "палки" рубить, влёт !
    -------------------
    Даже за фото своего наследника "с грозным ружьем", выложенное на своей странице, в "Одноклассниках" на админку нарваться можно
    (при желании Росгвардейцев)
    Всё будет абсолютно законно и "в рамках правового поля"

    Ответить




Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться












наверх ↑