Изображение Стрельбы на коротке
Изображение Стрельбы на коротке

Стрельбы на коротке

За навалившимися делами я все откладывал и откладывал снаряжение патронов, пока не «грянула» пятница – последний день перед открытием.

С утра пораньше перебрал свои запасы – всего было в достатке, кроме дроби. Вернее, была крупная – на лисицу, зайца, а вот мелкой, на утку, ни грамма. Срочно стал обзванивать друзей. Наконец, один приятель отвечает: Есть, но мелкая, наверное, «шестерка». А я всегда бил утку «четверкой». Но выбора не было, надо брать.

Заряжая патроны, дроби клал меньше нормы грамма на четыре-пять – вон сколько ее в заряде, не то что «четверки». Но как не успокаивал себя такими рассуждениями, нет-нет, а с сомнением посматривал на дробь – уж больно мелковата. А измерить не удосужился, не до того было. Хватило на неполный патронташ, что еще больше подрасстроило – приятели обещали свозить в богатые дичью места километров за сорок...

Еще затемно мы встали вокруг небольшого, густо заросшего камышом пруда, на дне широкого лога.

Начало светать, но лёта не было, видно, птицу никто прежде не тревожил. А затем утка пошла, но не табунками, как на большой воде, а по две-три птицы. И так уж вышло, что вначале они налетали на моих приятелей, которые отчаянно пуделяли, а потом на меня. У меня же стрельба, как говорится, пошла – все утки были биты чисто, ни одного подранка. «Вот это да! – радовался я. – А еще опасался, что дробь мелковата. Хорошая для меня наука, не нужно гнаться за крупной дробью».

Мы сошлись на берегу. Я выложил девять крупных крякух, друзья только разводили руками да досадовали на плохой бой ружей, солнце, бьющее в глаза...

Вечером, приехав домой, я достал оставшуюся с ползаряда  дробь и измерил ее. Оказалось, что стрелял... «восьмеркой».

На следующий год, готовясь к открытию сезона, я набивал патроны... как обычно «четверкой». Не зря говорят: привычка – вторая натура. А еще, видно, мне требовалось время, чтобы осмыслить все и сделать выводы. И вот однажды, анализируя очередной досадный промах по тетереву с близкого расстояния, я вспомнил то открытие сезона, когда стрелял практически с двух десятков метров. Откуда вдруг такая неточность?

Во всех книгах о гладкоствольном оружии говорится, что, увеличивая заряд пороха, мы увеличиваем резкость боя и уменьшаем кучность. И наоборот. Тем самым делается вывод, что можно добиться оптимального боя для какой-то конкретной охоты. При этом указывается, что вес дроби остается постоянным, меняется навеска пороха. И все. Дальше этого никто не пошел.

«А ведь резкость возрастает, а кучность уменьшается, если вес дроби меньше нормы»,  –  догадался я о причине своей отменной стрельбы на той охоте. И, не долго мешкая, снарядил патроны с навесками дроби 35, 30, 25 и 20 граммов и пошел их отстрелять на луг, благо до него двадцать минут ходьбы. Результаты превзошли все ожидания.

Так, при весе дробового снаряда 35 граммов на 20 метрах диаметр осыпи из нижнего ствола ИЖ-27 оказался примерно равным 40 сантиметрам. При 30 граммах – около 60 сантиметров, при 25 граммах – 80 сантиметров, при 20 граммах – чуть больше метра. То есть при весе дробового снаряда 20 – 25 граммов можно уверенно стрелять навскидку с 10 – 15 метров.

Вот так я пришел к подобному способу снаряжения патронов для стрельбы накоротке. Прежде я пробовал, как советуют многие оружейники, разделять дробь прокладками, ставить крестовинку, парашютик и т.д., но все это оказалось хлопотно, а главное, почему-то малоэффективно, хотя делал точно по книге.

В дальнейшем, совершенствуя свой способ, я стал варьировать номерами дроби. К примеру, при стрельбе уток используется дробь № 4–5 – при полном снаряде. При 30 граммах беру дробь № 6, при 25 граммах – № 7, при 20 – № 8. Чего этим добиваюсь? Густота осыпи с уменьшением веса снаряда не только не уменьшается, а возрастает. Так, в 35 граммах «четверки» – 175 дробин, а в 25 граммах «семерки» – 260 дробин. Причем энергия мелкой дроби вполне достаточна для надежного поражения дичи, так как скорость дроби при меньшем весе снаряда возрастает. Есть, правда, одно «но», о чем нельзя забывать при таком снаряжении патронов. Порох следует применять только «Сунар», ни в коем случае «Сокол», который при малом весе дроби не обеспечивает нужных скоростей.

На каких охотах применимы такие патроны? В начале сезона охоты по перу, когда птица таится и взлетает близко. Это и утки, и тетерева, и перепела, и куропатки...

На вальдшнепа – весной на тяге, и особенно осенью на высыпках.

Заряжаю я патроны обычным способом. На порох «Сунар»(!) кладу толстую картонную прокладку 2–3 мм, затем войлочный или древесноволокнистый пыж, а то и просто опилки, дробовой пыж, чтобы не освинцовывались стволы, ставлю колечко из тонкого картона (например, от коробок из-под чая – глянцевой стороной наружу, дабы меньше было трение), засыпаю дробь, сверху дробовой пыж и закручиваю гильзу обычной закруткой.

Стрелять такими патронами можно из двустволок, одностволок типа ИЖ-18. У МЦ 21-12 из-за малого веса снаряда автоматического перезаряжания скорее всего не произойдет.

Что еще почитать