Венский

Изображение Венский
Изображение Венский

В 1990 годы мне довелось побывать в Вене. Дело было в декабре. Погода стояла неважная: зачастили дожди. Самое время спрятаться в теплых музейных помещениях.

Центр столицы, естественно, попал в мой «культурный список»; здесь, на Рингштрассе, высится здание культурно-исторического музея, появившееся по указу императора Франца Иосифа в 1891 году. С одной стороны бульвара — императорская резиденция Хофбург, с другой — памятник Марии Терезии на одно­именной площади.

Старая резиденция Габсбургов Хофбург из 18 строений и 19 дворов поразила своим аристократическим блеском и почти расточительной роскошью. Очень жалею, что успел лишь бегло ознакомиться с замечательными коллекциями Нового Бурга, в первую очередь с собранием старинного оружия.

Императорский дворец Новый Бург, часть комплекса Хофбург, возведен в 1913 году по проекту архитекторов Готфрида Земпера, Карла Хазенауэра, Эмиля Форстера и Людвига Бауманна. Гранди­озное полукруглое здание в два яруса с колоннадой установлено на монументальном ризалитном цоколе.

Его архитектурный стиль удачно сочетает черты Ренессанса, барокко и классицизма. Изысканные интерьеры Нового Бурга ныне вмещают некоторые отделы Национальной австрийской библио­теки, коллекцию старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей, этнографический музей и уникальное лучшее отдокументированное собрание народного оружия и доспехов западного мира.

Его экспонаты созданы или приобретены в связи с важными политическими событиями: военными кампаниями, императорскими приемами, протокольными церемониями, коронациями, браками и т.д. Ни одна династия в Европе не была столь тесно связана браками, как Габсбурги. По этой причине почти все европейские наследные принцы с XV по ХХ век представлены здесь своими доспехами и декорированным оружием.

Через институт наследования Габсбурги накопили предметы вооружения из самых разнообразных источников: Богемии и Венгрии, Галиции и Балкан, территорий нынешнего Бенилюкса, французских провинций, таких как Бургундия, Эльзас и Лотарингия, отчасти из Испании и в значительной мере из Италии. Дипломатические сношения и вооруженные столкновения помогали расширению коллекций за счет поступлений из Турции, Персии, Египта и Ближнего Востока.

Имперские стандарты и статус гарантировали приобретениям высокое ка­чес­т­во. Обстановка, в кото­рой жили правители и вассалы, отличалась особой рафинированностью. То, что они носили на себе, было сделано из драгоценных материалов. Это правило касалось доспехов, красивой одежды, меча, кинжала, жезла, а также конской упряжи.

Вот почему когда собрания оружейных палат австрийской ветви Габсбургов соединились в Вене в XIX веке в одну коллекцию, оказалось, что практически каждый предмет представляет собой истинное произведение искусства.

Основу объединенной коллекции составила Палата личных доспехов императоров, отдокументированная с 1436 года и состоявшая в основном из доспехов и декорированного вооружения правящего дома.

Наследники барочной эпохи сосредоточились на декоративном и техническом дизайне охотничьего и спортивного оружия, равно как и на модных аксессуарах, например церемониальных кинжалах.

Эти предметы составляют вторую значительную часть коллекции Габсбургов (Палату придворного оружия или придворной охоты), основанную при им­пе­­­ра­торе Фердинанде II (1578–1637); она включает в себя совершенные изделия всех этапов австрийской истории до падения монархии в 1918 году.

Третья, возможно, важнейшая группа теперь широко известна как Палата вооружения героев и была создана эрцгерцогом Фер­динандом Тироль­ским (1529–1595), положившим начало коллекции в замке Амбрас, вблизи Инсбрука, в 1577 году.

Амбрасская коллекция — плод кропотливого труда высоко образованного, художественно мыслившего и чрезвычайно либерально настроенного принца.

В период наполеоновских войн в 1806 году Амбрасское собрание перевели в Вену как частную собственность императора и объединили с вышеописанными коллекциями. В 1889 году собрание было открыто под названием «Коллекция оружия» Худо­жест­венно-историчес­кого Хоф­музея.

В 1935–1936 годы габсбургские оружейные сокровища из Музея истории искусств были перенесены в Новый Бург. Их реставрация в Охот­ничьей и Арсе­наль­ной комнатах продолжалась до 1994 года.

Ценнейшие образцы, созданные оружейными мастерами XIV–XIX веков, представляют собой боевые и турнирные рыцарские доспехи, парадное и охотничье оружие Габсбургов и монархов основных европейских держав.

Сегодня мы поговорим о шедеврах оружейного искусства, а в следующей части наш рассказ будет об охотничьем вооружении.

ЩИТ И «МЕЧ»

Важной защитной частью вооружения был щит, предохранявший воина от стрел, ударов копьем и мечом. Среди музейных образцов выделяются работы миланских ремесленников середины XVI столетия. Особым великолепием отличается позолоченный щит «Ме­ду­за», созданный Франческо и Фили­ппо Нег­роли в 1541 году по заказу императора Карла V (1500–1558) в память о его африканской кампании.

В центр богатого декора помещена устрашающая голова горгоны Медузы, являющаяся самым ужасным мифологическим существом, побежденным греческим героем Персеем.

Голову опоясывает растительный орнамент и два пояса: один с портретами древних полководцев, другой — с изображениями оружия и античных вазонов. Чеканка сделана глубоким рельефом и восхищает мастерством исполнения и совершенством композиции рисунка.

В комплекте со щитом — поразительной красоты, искусно декорированный шишак (шлем), забрало которого сделано в форме немейского льва. Владелец этого «головного убора», по преданию, становился Гераклом. Щит и шишак предназначались для торжественных церемоний.

Не менее прекрасен круглый щит, принадлежавший эрцгерцогу Фер­динанду II (1529–1595), выполненный в технике Джованни Батиста Серабаджио в 1560 году. Очевидно, автора увлекла древняя мифология. Состоящий из нескольких поясов декор до отказа наполнен изображениями мифологических фигур: Давида и Голиафа, а также героев из сюжетов, отражающих подвиги Геракла.

Музей может гордиться таким выдающимся экспонатом, как золотая шпага императора Максимилиана II (1527–1576), азартнейшего охотника и ценителя прекрасного в его бытность королем Богемии. По данным из инвентаризационной описи, в 1552 году шпагу вместе с кинжалом преподнес королевский камергер, состоятельный богемский дворянин Влатислав фон Пернштейн (1530–1582).

В 1550 году ее изготовил барселонский ювелир. Клинок сработал миланский мастер Антонио Пичиннино, чье имя выгравировано на несравненном по красоте изделии. Эфес шпаги из высочайшего качества стали обильно покрыт золотом, эмалью и драгоценными камнями.

Виртуозный орнамент, крошечные головки ангелов в облаках, растительный орнамент на перекрестье усиливают общее изящество декора. Богемский аристократ, как и король, был женат на испанке и привез фантастический подарок из Испании, где подобные изделия создавались в изобилии.

Признанным шедевром оружейного искусства считается шпага, изготовленная мастером из Северной Италии в стиле барокко с роскошным эфесом, украшенным золотыми узорчатыми пластинами.

Самым оригинальным элементом ценнейшего произведения является его экзотический набалдашник в виде головы мавра или Персея, победившего зловещую Медузу. В загадочных украшениях шпаги (ок. 1610) кроется их магический смысл. Они хранили ее владельца от беды, хотя столь дорогостоящая шпага вряд ли использовалась в сражениях.

Еще один экземпляр парадного оружия в исполнении малоизвестного умельца франко-итальянского происхождения Дами­ано да Нарви заслуженно входит в состав музейной коллекции. Поверхность эфеса шпаги (1555) сплошь покрыта изображениями охотничьих и военных сцен, а также из мифологического сюжета двенадцатого подвига Геракла, захватившего стража преисподней Цербера.

КУРЬЕЗЫ И ВОСТОЧНЫЙ СЛЕД

Среди курьезных экспонатов числится фехтовальный щит с фонарем, изображенный в Германии в начале XVII века для ночных дуэлей. Он представляет собой комбинацию круглого щита с длинной перчаткой и кинжалом.

К числу изобретений, непригодных для реальных условий, относится и командный жезл немецкой работы со встроенной подзорной трубой, подаренный императору Фердинанду III в 1648 году по случаю заключения Вестфальского мира. Монарх отличался высокой образованностью, владел шестью иностранными языками и даже в годы войн думал о сооружении памятников.

Жезл длиной 74 см, диаметром 2,9 см выполнен из слоновой кости и имеет спиралевидную вычурную форму. В декоре изделия использованы драгоценные камни, золото, позолоченное серебро и эмаль. Верхнюю часть скипетра венчает шлем, отделанный рубинами. При открытом забрале видна голова Фердинанда тоже из слоновой кости. Ниже шлема укреплен яркий рубин в золотой оправе.

Оружие из стран Востока, прежде всего Турции, занимает достойное место в венской коллекции. Лишенное изображений, но отточенное искусство исламских орнаментов в сочетании с обильным украшением драгоценными камнями неизменно впечатляло европейских властителей.

Сабля императора Франца I, тоже восточного происхождения, была изготовлена в Персии в 1813 году. Оригинальный эфес из слоновой кости украшен множеством сапфиров и крупными яркими изумрудами так же, как и ножны. На элегантном клинке методом травления золотом нанесены год изготовления и имя персидского шаха
(1797–1834). Роскошная сабля была поднесена шахом императорскому двору в знак желания сблизиться с Австрией в противовес усилению могущества России.

Конское снаряжение хана Мурата Гирея (1678–1683) тоже сделано в Турции (1680) в придворной мастерской султана Мех­меда IV. Седло высотой 85 см расшито виш­нево-красным бархатом с вышитым золотым орнаментом. Стре­мена из позолоченной латуни.

Достойны внимания парные пистолеты в исполнении марсельского умельца Клода Бизора (1840–1866). Хранящаяся в венском музее пара была подарена императору Францу Иосифу в 1857 году правителем Туниса.

Для изготовления пистолетов по французской традиции использовались сталь и орех, обладавшие большой выразительностью. Красноватый отлив дерева с позолоченными вставками украшает рукояти и ложи этих парадных пистолетов. Концы рукоятей (затыльники) имеют золотые завершения. К замкам приделаны головы экзотических животных. Поверхность изящных произведений Бизора покрыта гравировкой с тонким растительным орнаментом.

Арбалет вряд ли можно в полной мере причислить к экзотическим видам оружия. Начиная с IV века нашей эры он широко использовался как на полях сражений, так и на охоте. Охотничий арбалет испанского происхождения (1499–1514) попал в габсбургский арсенал от короля Филиппа, так как не мог быть презентован по политическим мотивам.

Наличие эмблемы Ордена Людовика XII (1462–1515) на прикладе свидетельствует о том, насколько французский король ценил этот арбалет. Длина 104 см, арбалет сделан из трех материалов: стали, дерева и слоновой кости. Стрелы для арбалетов назывались болтами.