Изображение Только Владимирская область платит охотнику за добытую лисицу
Изображение Только Владимирская область платит охотнику за добытую лисицу

Только Владимирская область платит охотнику за добытую лисицу

Владимирская область – единственный регион России, где выплачивают подобное вознаграждение. Об этом и о многом другом рассказал на своей пресс-конференции начальник областной госохотинспекции Валерий Куфтин.

Среди задач госохотинспекции не только обеспечение соблюдения гражданами правил охоты, но и сохранение видового разнообразия животных.

А потому сотрудники этой структуры – единственные в ЦФО - ежегодно выпускают на волю 7 тысяч молодых крякв, проводят до 1,5 тысяч выездных обследований и инспекционных рейдов, во время которых не только проводят учет поголовья, устанавливают причины падежа диких животных, противостоят браконьерам, но и ведут борьбу с несанкционированными свалками в лесу – охрана среды обитания животных тоже входит в обязанности охотинспекции.

А свалки могут служить источником заражения животных. Например, африканской чумой свиней.

До первой вспышки 2016 года АЧС в регионе насчитывалось около 7 тысяч голов диких свиней. Из-за вспышки чумы их численность пришлось сократить в 10 раз. А сейчас их численность и вовсе на отметке около 500 особей. По действующим нормам плотность поголовья не должна превышать 0,25 голов на тысячу га. Во Владимирской области этот показатель равен 0,21.

Но и при такой низкой плотности АЧС выявлена в этом году в Александровском районе. Правда, это были единичные случаи миграции зараженных кабанов из соседних областей.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

С августа 2017 года в дикой природе на территории непосредственно нашего региона АЧС не отмечалось, при том, что все кабаны, добытые при любительской охоте или мероприятиях по регулированию численности поголовья, исследуются на это заболевание.

- Кабанам просто не повезло, - считает начальник областной госохотинспекции. - Чтобы заболеть АЧС кабану достаточно 4 вирусных единицы. Тогда как человеку, например, чтобы заболеть гриппом нужно несколько сотен единиц вирусов. Болезнь распространяется моментально.

Но животные – только индикатор, а не источник. Источник АЧС – человек, а причина распространения – нарушение ветеринарных норм и правил обращения с пищевыми отходами, что уже признано во всем мире.

В Испании удалось искоренить АЧС, не прибегая к снижению поголовья. Там во время АЧС плотность кабана была 20 голов на тысячу га, и постепенно выросла до 40 голов на тысячу га.

Испанцам просто удалось навести порядок в обращении с пищевыми отходами. А у нас столько стихийных свалок с пищевыми отходами! Вспышка АЧС на одном из свинокомплексов в Петушинском районе была вызвана тем, то вирус был в пищевых отходах кафе, использовавшихся для кормления свиней.

А в 2016 году проверяли один из известных мясокомбинатов. Из 16 проб продукции в 13 оказался вирус АЧС. Для человека это не опасно, но такая продукция и ее отходы могут стать причиной вспышки АЧС. Особенно, если они не уничтожаются, а попадают на несанкционированные свалки.

Еще одной серьезной проблемой дикой фауны региона, и не только ее, стало бешенство. В 2015 году зафиксировано 150 случаев опасного заболевания. Главными разносчиками стали лисы и енотовидные собаки. Животные сильно расплодились, как только их мех перестал приносить доход. Его просто некуда стало сбывать на выделку. Охотники потеряли интерес к этим животным.

- Выкладка вакцины, а ее нужно проводить троекратно за год, видимых результатов не давала. То вакцину не вовремя завезут, то условия хранения не соблюдались, - обрисовал проблему Валерий Куфтин.

- И тогда мы вышли с инициативой поощрять охотников за добытых лис, а администрация региона ее поддержала. Сейчас за сданную в ветеринарные учреждения лису, можно получить 1000 рублей. Эта мера оказалась эффективной. Количество зафиксированных случаев бешенства сократилось до 20-25.

Кстати, с 15 сентября открыт сезон охоты на пушных зверей.

Ведется и мониторинг состояния птиц. Птичьего гриппа в дикой фауне пока тоже не зафиксировано.

Изображение фото: Fotolia.com
фото: Fotolia.com 

Кроме болезней угрозу для зообаланса региона представляют и браконьеры. О нарушении правил охоты ежегодно составляется 350-450 протоколов. Кроме уплаты штрафа, нарушитель возмещает и нанесенный ущерб. В 2020 год общий ущерб составил 3,228 млн рублей, в 2021 – 6,5 млн рублей, а за девять месяцев 2022 – 3,5 млн рублей. Фиксируются и случаи откровенного браконьерства, попадающие под уголовное преследование.  

- Таких случаев каждый год 30-40. В 2020 году передано для возбуждения уголовных дел 34 материала, в 2021 году – 30 материалов, за девять месяцев этого года – 16. К большому нашему сожалению только по 2 материала в 2020 и 2021 годах дошли до суда, - рассказал Куфтин. - Мы не имеем право заниматься оперативно-розыскными мероприятиями, этим занимается полиция.

Тем не менее, не смотря на отсутствие действенной поддержки в борьбе с браконьерами со стороны правоохранителей и малый штат региональной охотинспекции – всего 28 сотрудников, охотинспекторам удается сохранять видовое разнообразие и поддерживать стабильную численность популяций всех основных видов животных и птиц, обитающих во Владимирской области.

Что еще почитать