Про пассивные вольерно-хозяйственные виды охот я даже упоминать не буду — это удел или уставшего от времени пенсионера (сам таким буду), или молодого, но незрелого охотника.
Снежный покров в конце зимы, с одной стороны, помогает охотнику найти зверя по следу.
С другой стороны, многоснежье ограничивает передвижение охотника.
Как быть?
Душа вроде как просит воли, а за окном полутораметровые сугробы рыхлого снега. А что в лесу делается — картина маслом, все низины и ложбины представляют собой снежную прорубь, куда можно нырнуть по грудь и потом барахтаться там со свои скрабом — ружье бы не потерять.
Все же есть одна охота, которая мне больше всего нравится, — охота на куницу капканами. Можно, конечно, тропить эту самую куницу до места дневки и уже там взять ее без самолова, но этому ремеслу нужно учиться самому сезона два или три.
Хороший старт в освоении навыков охоты на куницу — это капканы. Вы, может быть, и не знаете, где эту куницу искать, потеряли или путаете ее след — поставленный капкан поможет вам понять ваши умозаключения о среде обитания куницы и упорядочить свои наблюдения за ней.
Например, вы впервые собираетесь на куницу, идете в лес, но как определить тот участок леса, где она живет? Сначала вы ставите капканы на авось. Вы замечаете, в каком лесу куницы лучше живется в студеные зимы.
Потом вы все ближе и ближе познаете этого зверька, определяете ее перемещение низами или верхами. И вот уже через некоторое время сможете сами определять места дневок этого зверька и даже находить его семейные логова.
Через некоторое время вы уже будете ставить капкан на дереве, где куница остается на дневку, и вам потребуется один-два капкана, чтобы поймать конкретного зверька на месте, а может, вы совсем бросите эти капканы и будете брать куницу почти голыми руками.
Важнейшую роль в зимней охоте на куниц играет ваш способ передвижения. Опытным путем я нашел для себя решение снежного вопроса. Это совместное использование лыж и снегоступов!
Да-да, берем с собой лыжи таежного типа (ширина 15–23 см, длина от 150 и выше) и снегоступы (ширина от 25, длина от 90). Снегоступы я обычно перетаскиваю за спиной, подвязав к рюкзаку, или кладу в заплечный короб.
По открытому месту полем или ложбиной я иду на лыжах, потом, как подойду к интересному мне завалу или оврагу, надеваю снегоступы и шагаю по непролазному бурелому.
Такое комбинированное использование лыжи — снегоступы позволяет добраться в любое место леса по глубокому снегу. На одних только лыжах вы будете долго кружить вокруг нужного вам места, искать подходы. А со снегоступами вы можете идти напролом.
В то же время на одних только снегоступах идти по открытым лесным полянам сложно — вы будете вязнуть в сугробе. Успех в этой охоте напрямую зависит от того, как близко вы подойдете к месту обитания куницы.
В глухой сезон она заключена в снежный плен леса и живет очень локально на небольшой территории. Поэтому капкан я ставлю там, где я предполагаю место ее дневок. В этой охоте в многоснежье важнее подойти к кунице как можно ближе, нежели пытаться приманить ее издалека у края леса или вдоль просеки.
К снаряжению для такой охоты нужно подходить ответственно. Все оно должно быть максимально легкое, даже лишний гвоздь в кармане имеет значение: легкий топор таежного типа, моток проволоки, пассатижи, мини-термос, приманка, навигатор или компас.
Капканы нужно использовать также облегченные. Лучше всего для такой активной ловли брать самоловы Агафонова (КА-2, ДКА-1, ДКА-2). Они проволочного типа, с чуткой насторожкой и весьма эффективные. Мне нравится тот вариант капкана, когда приманка крепится на сторожок самого капкана.
Ловчий кусок при этом используется небольшой, с полкулака. Обычно я беру собой дсять капканов ДКА. Это позволяет мне обловить места обитания трех куниц. Но не все зависит от ваших умений. Есть случаи, когда куница есть, а выловить ее капканом не получается, потому что она в него не идет.
Капканщики считают, что это самки куниц, которые по природе более осторожны, тем более они уже носят в чреве своих зародышей. Видимо, сама природа оберегает их от рук человека. Я обычно бросаю место, где куница не попала в самолов, иду дальше в поисках более бестолковых, но при этом товарного вида самцов.
Этот вариант охоты сам родился в моей голове от февральского безделья. Теперь у меня есть дело — интересное, по мужицки трудное и полезное для здоровья.
Комментарии (0)