Изображение Моя незабвенная Главохота: размышления старого охотоведа
Изображение Моя незабвенная Главохота: размышления старого охотоведа

Моя незабвенная Главохота: размышления старого охотоведа

Шаг, знаменовавший ее усиление, приходится на 1968 год. В это время Главохота получила свою науку.

Если усиление практических аспектов деятельности системы мы связывали в основном с начальником Главка, ветеринаром Николаем Васильевичем Елисеевым, он обычно выезжал на охоты с первыми руководителями страны, то заслуга создания Центральной научно-исследовательской лаборатории охотничьего хозяйства и заповедников Главохоты РСФСР (ЦНИЛ Главохоты) принадлежит, по-видимому, его заместителю, охотоведу Николаю Федоровичу Круторогову.

Он обладал специальными знаниями, имел твердый характер и крепкие связи в ЦК КПСС, и в силу этого был «не по зубам» руководителю, хотя особой близости между ними не наблюдалось.

Круторогов обеспечивал профессиональный уровень системы, Елисеев – представительский. Деятельность Круторогова продолжил энергичный охотовед Владимир Иванович Фертиков, будущий руководитель известного всем «Завидово».

Кого мы можем вспомнить сейчас, спустя много лет, работавших в центральном аппарате Главка? Имен много, однако я назову лишь некоторые, возможно, руководствуясь субъективными предпочтениями.

Кроме уже упомянутых Н.Ф. Круторогова и В.И. Фертикова, это руководитель отдела охоты Дмитрий Ильич Плотников. Ветеран, побывавший в плену, что напрочь перекрыло ему административную карьеру. Его сменил Алексей Васильевич Сицко, также превосходный охотовед и натуралист.

Украшением отдела была Лидия Степановна Кондратьева, охотовед, симпатичная и компетентная женщина, владевшая охотничьей статистикой и оформлявшая лицензии особо привилегированным охотникам.

Читайте материал "Закон об охоте противоречит приказам Минприроды"

Отделом охотничьего надзора долгое время руководил Александр Иванович Панкин. Мне кажется, он не был охотоведом, однако службу держал в руках крепко, на периферии его знали и опасались въедливости и требовательности.

На смену Александру Ивановичу пришел охотовед, вскоре сделавшийся известным всей охотничьей России, – Александр Александрович Улитин.

Кого вспомнить еще? Управление госпромхозов со временем возглавил энергичный и знающий охотовед Станислав Михайлович Тарасов. Нельзя не упомянуть о Юрии Ивановиче Смирнякове, который к чисто охотоведческим знаниям добавил полезную в нашем деле информацию о всяких дикоросах и выступил соавтором соответствующих пособий.

Грамотные и энергичные охотоведы были во всех охотустроительных экспедициях. С появлением в системе ЦНИЛ Главохоты в нее влилась настоящая армада ведущих охотоведов и экологов страны.

В.Ф. Гаврин, П.Б. Юргенсон, О.К. Гусев, А.А. Вершинин, Н.Ф. Реймерс, К.Д. Зыков, Е.Е. Сыроечковский, В.А. Кузякин, О.С. Габузов, Ю.П. Язан, К.П. Филонов, А.К. Федосенко, В.И. Кривенко, Ф.Р. Штильмарк. Корифеев хватило бы на целый институт, в который лаборатории, к сожалению, так и не пришлось превратиться...

А выдающиеся научные кадры почти 30 государственных заповедников Главохоты? Перечислить всех ученых невозможно, однако нельзя не вспомнить О.И. Семенова-Тян-Шанского, В.П. Теплова, Л.П. Бородина, М.Н. Бородину и многих других, своими трудами поддерживавших прогресс охотничьего хозяйства и заповедного дела России.

А десятки, если не сотни, выдающихся специалистов Управлений охотничье-промыслового хозяйства, охотинспекций, госпромхозов!

Читайте материал "Госдума планирует разрешить охоту в зеленых зонах"

Навскидку сохранившиеся в памяти: Мурманская область – А. Павлов, Липецкая область – И. Шульгин, Таймыр – А. Саркин, Красноярский край – А. Линейцев, Камчатка – К. Кудзин. Искренне прошу извинения у многих и многих коллег, забытых ненадежной человеческой памятью.

Ну и наконец апофеоз – научный совет Главохоты РСФСР! Я помню его заседания в первой половине 60-х годов и позже. Красивый зал, чинная обстановка. Совет ведет неизменный Н.В. Елисеев (иногда его подменял Н.Ф.Круторогов).

В зале (в алфавитном порядке): А.Г. Банников, В.Г. Гептнер, С. Кириков, А.М. Колосов Б.А. Кузнецов, А.П. Кузякин, А.А. Насимович, С.М. Успенский, А.Н. Формозов, П.Б. Юргенсон.

Присутствуют ведущие сотрудники системы Главохоты. Наведываются кураторы из Правительства и Госплана РСФСР. Настроение у присутствующих самое деловое, они осознают важность обсуждаемых проблем. И принимают полезные решения.

Господа-товарищи, где же все это человеческое, профессиональное, интеллектуальное изобилие – я имею в виду кадровый срез всей системы Главохоты – куда и зачем вы разогнали уникальную элиту российской охоты и охотничьего хозяйства?!

Приближался конец противоречивой Главохоты РСФСР, которую мы заслуженно критиковали и которой, теперь это очевидно, столь же обоснованно восхищались. Скончался Н.В. Елисеев.

Изображение фото: Fotolia.com
фото: Fotolia.com 

Началась странная, как и многое в нашей стране, смена руководства системой. Руль отдавали лесникам, кадровикам, градоначальникам, непрофессионалам, чуждым традициям охотничьего хозяйства страны, не болеющим за них.

Как-то очень уж легко допустили серьезное понижение высокого статуса Главка, передачу его на правах второстепенного департамента в ведение Минсельхоза. Я плохо знаком с этой фазой деятельности штаба охотничьего хозяйства России. Он очень отдалился, что характерно, руководство оказалось вдруг недосягаемым для ученых и специалистов.

Запомнился один характерный эпизод. Правительство приняло важный документ, требовавший значительного улучшения деятельности науки, увеличения отдачи и т.д. Процедура предусматривала ознакомление с ним «широких масс» научных сотрудников.

Руководитель главка (не буду всуе упоминать фамилию давно ушедшего из жизни человека) созвал в своем кабинете коллектив ЦНИЛ, что было большим событием, так как обычные для прежнего руководства контакты прекратились.

Читайте материал "Минприроды разрешило отстреливать с вертолетов и транспортных средств кабанов и оленей"

Руководитель самолично (самоустно) зачитал постановление и что, познакомился с коллективом, в котором было много интересных и знающих людей.

Предложил ли им обменяться мнениями, посоветоваться? Ничего подобного. Ледяной холод, явное нежелание контактов, предложение покинуть кабинет. А посоветоваться было о чем, назревал распад охотничьего хозяйства страны. И он произошел.

Для описания последующей «эволюции» системы требуется другой автор, знакомый со всеми нововведениями, с новыми людьми и их деяниями. Старый профессиональный контингент постепенно исчезал. Новый – иногда огорашивал сенсационными предложениями.

То волка включить в Красную книгу (это в России-то!). То ввести лицензии на добычу сусликов. Всего и не упомнишь. Повторяю, эта тема для нового автора.

Коротко говоря о нынешних временах, скажу: какие сложные задачи предстоит решать в изменившейся коренным образом организационно-экономической обстановке, в новой законодательной ситуации, при явном дефиците на всех уровнях профессиональных кадров охотоведов!

Какие серьезные усилия необходимо предпринять для того, чтобы разобрать надуманные бюрократические барьеры, возведенные перед охотниками и охотпользователями в последние годы! Каким умным, профессиональным и тактичным инструментарием необходимо снабдить регионы, получившие преимущественные права в ведении охотничьего хозяйства!

Ах, если бы удалось добиться возвращения главохотовских позиций, учитывающих, конечно, произошедшие в нашем государстве перемены! Если бы в государстве пробудилось понимание роли и значения живой природы и охотничьего хозяйства и оно создало бы современный, модернизированный аналог Главохоты Российской Федерации.

Что еще почитать