Однажды я совершал ночное путешествие протяженностью 422 километра по территории Финляндии между Суомуссалми и Иломантси; в этих местах шли ожесточенные бои в период «Зимней войны» между СССР и Финляндией 1939–1940 гг. А я интересуюсь историей и охотой.
Так вот на этом участке, преодоленном автомобилем под моим управлением ночью в течение шести часов почти без остановок, я стал свидетелем десяти случаев, когда на разном расстоянии перед моим движущимся автомобилем пробегали животные.
Они были разные: от диких кроликов и лис до лосей и волков. И очень много я увидел на дороге сбитых животных небольшого размера — за тот же период времени. Ранее я никогда не ездил ночью на такие расстояния в Финляндии, и этот случай до поры до времени запомнился мне, равно как и благожелательное общение с финскими охотниками, происходившее по случаю.
Финские охотники — особенные люди, хранят и бережно передают традиции и «секреты» предков через поколения. Почти так же, как и русские. В Финляндии редко на автомобильной трассе междугородного значения не увидишь специальных дорожных знаков, предупреждающих водителя о возможном появлении диких животных. Притом что скоростной режим по финским трассам вне населенных пунктов в среднем — 100 км/ч. Чего не скажешь о российских реалиях.
У нас ограничения скорости тоже введено номинально на трассах и имеются соответствующие дорожные знаки. Однако скоростной режим многие известные мне водители соблюдают не всегда, а при возможности безнаказанного нарушения и вовсе не соблюдают. Так уж сложилось.
Тем самым подвергая себя и своих пассажиров опасности. А опасности на автомобильной дороге могут быть разными. Именно тем, что не всегда они зависят от водителя, и бывают случаи, когда совсем не зависят. К примеру, совсем недавно мой семейный автомобиль был внезапно атакован лосем.
Случилось это на неосвещенной автомобильной дороге в Рязанской области в августе. Предваряя последующий рассказ, должен заметить, что, хорошо выспавшись днем, я повез семью из деревни в Петербург, в ночь, и в ночной дороге находился всего 40–50 минут, то есть устать еще не успел.
Благополучно миновав населенный пункт с звучным названием Тума (в котором, разумеется, соблюдал скоростной режим), я начал увеличивать скорость. Через минуту после Тумы скорость была еще едва ли 80 км/ч. Вдруг я увидел на обочине справа по ходу движения большого лося; его рога до сих пор снятся мне, поскольку прошли на уровне моих глаз (лось разбил лобовое стекло).
Все случилось в доли секунды. Вот лось стоит, выхваченный светом фар моего автомобиля, и тут же совершает инициативный прыжок наперерез — по ходу моего движения. Едва я успел среагировать (хотя, повторюсь, скорость была относительно небольшая, а я не забывал про внимание) и отвернуть руль влево, как почувствовал сильный скользящий удар справа и следом — звон разбитого стекла, осколки на лице и рога, проносящиеся мимо моих глаз.
Автомобиль зацепил лося правым передним боком, и, благодаря моей реакции, удар пришелся не фронтально, а по касательной. Но удар был сильным, повреждения автомобиля тоже, испуг семьи, проснувшейся от удара. И вообще вся ситуация напоминала чудо. Мы потом долго дивились этой лосиной атаке.
Пришлось составлять акт о ДТП, что заняло много времени, а затем и ожидать сотрудников из департамента охраны объектов животного мира, которые, на месте проверив обстоятельства случившегося, увезли лося с собой, отдать мне трофейное мясо категорически отказались. Оно и понятно. Думаю, немного шансов на то, что животное осталось жить.
Ну и что же здесь такого особенного, может справедливо спросить меня бывалый охотник и автомобилист. Отвечу на это словами Шерлока Холмса из истории про профессора Мориарти и деятельности короля шантажа Милвертона: «Внезапность, Уотсон, внезапность».
Действительно, все мы считаем себя людьми опытными и имеющими притом достаточный дар соображения, но провидение и судьба не перестают «баловать» каждого из нас все новыми доказательствами того, что человек по сути своей разумное животное среди прочих в природе, даже несмотря на три высших образования подчас не может ничего… изменить или предотвратить. Хотя, конечно же, кое-что мы все-таки можем.
К примеру, отвернуть машину в последний момент, если бываем к этому готовы. Как говорится — предупрежден, значит защищен. К слову сказать, дорожные знаки, предупреждающие о появлении на дорогах диких животных в Рязанской области, установлены не везде, равно как и не везде огорожены кромки леса, примыкающие к автомобильным трассам (по примеру Финляндии, где на это не жалеют средств, ибо таким образом спасают жизни и людей, и животных). Хотя муниципальные власти наверняка знают о проблеме животных на дороге.
Конечно, надо быть в России всегда внимательным и готовым, без преувеличения, ко всему. Жить в таком состоянии «заведенной пружины», безусловно, некомфортно. Но привычно. Непривычно только видеть рога, проносящиеся в десяти сантиметрах от вашего лица, и осыпаться осколками стекла.
Поэтому, читая эту заметку, прошу вас еще раз, коллеги, помнить об осторожности всегда и везде, даже если вас об этом не предупреждают дорожные знаки. Знайте, что лоси на дороге, особенно в период активности, могут появиться в любой момент и, ослепленные светом фар вашего автомобиля, импульсивно (как говорится, «испугался и напал первым») совершить непредсказуемый рывок, опасный для жизни.
И если замечтаетесь, ни шлем, ни бронежилет вас уже не спасут. Помните также и о том, что в случае столкновения с лосем на дороге — по сути ДТП — вам придется оформлять его, теряя время и нервы, по всем предусмотренным правилам.
Комментарии (2)
Иван Ларионов
С января по июль месяц сего года, на территории Рязанской обл., три столкновения автомобилей с лосями, два из трёх, с жертвами среди... людей. И это только о которых я слышал.
Petr Shmakov
Хочу заметить что финские водители также часто нарушают скоростной режим, как и их Российские коллеги. Это характерно для тех районов где нет камер слежения. В этом убедился неоднократно. Когда первый раз ехал по финским дорогам и соблюдал скоростной режим , а все попутные машины обгоняли меня и быстро скрывались из виду. Когда приехал в Леви и спросил у вас можно ездить быстро, мне ответили , да здесь нет камер, поэтому можно ездить как хочешь, а камеры в основном в южной половине Финляндии, и там нельзя превышать скорость так как штрафы большие. Вот и основная причина дисциплинированности финских водителей, да и всех стран западной Европы. Поэтому вФинляндии и вообще в Европе ездить приятнее чем у нас в России.
Ну а по столкновению автомобилей с лосями первое место в России занимает Вологодская обл, хотя там очень часто установлены предупреждающие знаки. Поэтому если нет уверенности и опыта дальних поездок по ночным дорогам, ездите днем.