Собственно, и сейчас там есть и то и другое, вот только зайцы каким-то образом «перевоспитались» и перестали бегать по кругу, видимо, поняв, что это для них слишком опасно. Поднятые собаками, они шпарят сейчас по прямой, пока не избавятся от преследования. Но тогда они вели себя еще по обычным правилам.
Нам определенно повезло с погодой – была классическая печатная пороша, когда на снегу отпечатывался каждый коготок зверя. Ночью шел мокрый снег. Белоснежными, тяжелыми шапками он лежал на елях, покрыл стволы и ветви деревьев, которые оказались двухцветными – белыми, облепленными снегом с той стороны, откуда дул ветер, и темными, обычными – с противоположной.
Оттепель способствовала работе нашей русской гончей, и она настойчиво преследовала беляка, подняв его в мелочах. Но заяц не вышел к месту лежки, где я долго и напрасно его ждал. Обычно такой прием приводил меня к успеху, но только не сегодня. Скорее всего его подшумел кто-нибудь из охотников, и он изменил свой маршрут.
Заяц крутил то в высокоствольном лесу, то в заросшем кустами болоте, но никакие хитрости – петли, скидки – не позволяли ему обмануть выжловку. Сколовшись и замолчав ненадолго, она снова и снова выходила на горячий след и заливалась песней, волнительней которой для охотника быть не может.
Наша компания разбрелась по лесу в тщетных попытках перехватить косого. Прошло около часа, а выстрела все не было. Когда гон прекратился, я оказался недалеко от того места, где последний раз слышал гончую, и пошел по следам разбираться. Вскоре они вывели меня на берег широко разлившегося ручья. Гончая в растерянности металась взад и вперед, недоумевая, куда же девался заяц, а его следы были четко видны на противоположном берегу ручья.
Перескочить его заяц никак не мог – ширина ручья в этом месте составляла не меньше шести-семи метров, но глубина была небольшой, меньше, чем по щиколотку, и поэтому заяц смог его форсировать. Примеру зайца последовал и я. Пытался звать гончую на другой берег, но безрезультатно – не захотела она мочить свои лапы.
Не зная, что предпринять дальше, я побрел по печатному следу, не надеясь, конечно, догнать и увидеть зайца, – такого не бывает. След вел сначала по луговине, а затем пересекал косогор и уходил в еловый лес. И вот здесь, можно считать, случилось неожиданное «чудо» – под большой елкой я увидел зайца. Он был мокрый и какой-то грязный. Руки, которые уже давно были «запрограммированы» на выстрел, сами вскинули ружье. Только после этого я осознал, что выстрел-то был позорный. Никогда до того и после я не стрелял сидячего зайца, тем более находившегося в явно бедственном состоянии. Но дело было сделано.
Это был, пожалуй, единственный в жизни неспортивный выстрел на охоте, за который мне до сих пор немного стыдно.
Комментарии (15)
Вячеслав Дьяченко
Да ,бывают в жизни огорчения о которых потом помнишь всю жизнь.
Борис Соколов
Если бы каждый из нас рассказал о выстреле, за который было стыдно, можно было бы, наверное, составить изрядной толщины пособие по этике охоты для начинающих. Да и не только для начинающих.
НИК.ИВАНЫЧ
Согласен. Возможно и откроем как-нибудь тему в форуме, да исповедуемся...
Александр Арапов
Юношеский максимализм! Хотя, автор, как я понял по одному из комментариев, далеко, не юноша!
Иван Ларионов
Да, приходилось бить схоронившегося за комлем берёзки, зайца. Правда это был добор подранка. Поднялся из под ног, я дал из ТОЗа-34 "скорый дуплет" с подъёма - азарт, чёрт бы его побрал- хотя никаких препятствий для выстрела в меру, не было. Заяц, неестественно закидывая зад, стал уходить. Пройдя 300 м. за бугор увидел в бинокль, под комлем берёзки, притаившегося беглеца. Не долго думая захожу со стороны берёзки, чуть сбоку (и ветер мне, в удачу, дул навстречу).Скрал совсем близко, метров 30 не больше, решил бить по сидячему (тот притаился, уши приложил) опасаясь что тот может рвануть между рядами берёзовой посадки, а пока выберешь прогал, можно упустить, обеспечив себе "досуг" до темна. Шмальнул! Тот подпрыкнув на 1,5 м ввысь закричал диким криком, забившись в агонии между берёзок.Второй выстрел прекратил мучения. Но что-то не хорошее в душе шевельнулось, оставив долгое послевкусие, так сказать....
1 ответ
Александр Арапов
Здесь был добор подранка, а "послевкусье" от заячьего крика, я, когда впервые в детстве услышал его, долго переживал. Да и сейчас услышать его - мало приятного.
НИК.ИВАНЫЧ
Не, Иван Петрович, здесь вы его добрали...
Александр Арапов
Да вообще откуда взялась эта тема, что зазорно стрелять гонного зайца сидящим? У нас такие угодья, что, если отказаться от стрельбы сидящего зайца, чаще будешь с большим удовольствием наблюдать мелькающего меж елок и кустов косого, чем возвращаться с трофеем. Не спортивно- согласен, но не зазорно. Если у охотника свой внутренний запрет-ради Бога-пусть стреляет зайца влет в прыжке, или еще как-нибудь. На счет стрельбы запавшего зайца-это уж как складываются обстоятельства. Однозначно, зазорно стрелять зайца на лежке, охотясь с гончими!
По ситуации, описанной в рассказе. О каком бедственном состоянии зайца говорит автор? Для зайца перейти ручей, переплыть речку-скажем, обычное дело и не гусь же он , чтобы остаться сухим. У меня было два случая, когда заяц переплывал реку не широкую, но достаточно глубокую, правда, тогдашние гончие не бегали в растерянности по берегу , а переплывали тоже и гоняли на другом берегу до тороков. Если уж на то пошло, нужно было перенести собаку на другой берег, тем более, след был печатный, а не тропить, что уж совсем не понятно при охоте с опытными гончими! Одним словом, как уже сказал-юношеский максимализм-в другом рассказе автор зарекается не пропускать гонного зайца и не делает этого всю оставшуюся жизнь, интересно, как этого добиться? Люди, бывает, и лося не замечают. Здесь он зарекается стрелять сидячего зайца. Как жить с таким"грузом "вселенской ответственности? Дело, конечно автора, но надо как-то проще смотреть на эти вещи, а уж если сделал, что тебе самому не нравится. просто не делать этого впредь, а не зарекаться, да еще публично. Уж не гордыня ли это?
4 ответа
Борис Соколов
Думаю, не гордыня. Охота эмоциональными оттенками богата, эмоции - не мысли, их в строгую последовательность не всегда можно привести. Видать, в данном случае резануло что-то по сердцу, вот и решил автор поделиться.
Александр Арапов
Хорошо, если так! Действительно, на "холодную голову", наши действия и мысли на охоте зачастую бывают мало логичными.Пожалуй, погорячился.
yury konstantinov
Часто такое "тяжелым грузом" лежит, и не обязательно про охоту. Поделишься, вроде как "исповедался", на душе станет немножко легче.
Борис Соколов
Точно !
НИК.ИВАНЫЧ
Без это не бывает охот. 33 года прошло, а я всё ещё помню слёзы в глазах у ланки, когда пришлось её добирать...